Найти в Дзене

Как понять, чего на самом деле хочет ребенок?

Каждому родителю знакома ситуация: ребенок капризничает, плачет, злится или наоборот – замыкается, и понять, что ему нужно, кажется невозможным.
Но за большинством детских реакций всегда стоит конкретная потребность. Главное – научиться ее «читать». Поведение – это вершина айсберга. Эмоции – то, что снизу. Нужно реагировать не на крик, а на эмоции. Даже малышам можно помочь словами: Дети часто кивают, когда слышат «ту самую» фразу – они чувствуют, что их поняли. Большинство сложных поведений появляется в трех ситуациях: усталость, голод, перегруз (много впечатлений). Если перед вами ребенок, который «не слушается», возможно, ему просто нужен отдых и перекус. Дети не манипулируют в привычном взрослом смысле. Они таким образом сообщают о своих нуждах в поддержке, внимании, уверенности, свободе, игре. Если ребенок «ведет себя плохо», возможно, что-то из этого нарушено. Когда эмоции накрывают всех: Иногда ребенку достаточно объятия или просто родителя рядом. Например: Когда вы понимаете, ч
Оглавление

Каждому родителю знакома ситуация: ребенок капризничает, плачет, злится или наоборот – замыкается, и понять, что ему нужно, кажется невозможным.
Но за большинством детских реакций всегда стоит конкретная потребность. Главное – научиться ее «читать».

1. Смотрите на эмоции, а не на поведение

Поведение – это вершина айсберга. Эмоции – то, что снизу.

  • Плачет = возможно, устал или перегружен.
  • Кричит = не справляется с эмоциями.
  • Упрямится = хочет самостоятельности.
  • «Прилипает» = ищет близости и спокойствия.

Нужно реагировать не на крик, а на эмоции.

2. Задавайте уточняющие вопросы

Даже малышам можно помочь словами:

  • Ты хочешь это потому что…?
  • Ты расстроился, потому что…?
  • Тебе нужно побыть рядом или одному?

Дети часто кивают, когда слышат «ту самую» фразу – они чувствуют, что их поняли.

3. Оценивайте контекст

Большинство сложных поведений появляется в трех ситуациях: усталость, голод, перегруз (много впечатлений).

Если перед вами ребенок, который «не слушается», возможно, ему просто нужен отдых и перекус.

4. Помните: ребенок действует по потребности, а не назло

Дети не манипулируют в привычном взрослом смысле. Они таким образом сообщают о своих нуждах в поддержке, внимании, уверенности, свободе, игре. Если ребенок «ведет себя плохо», возможно, что-то из этого нарушено.

5. Используйте правило «стоп – дышим – спрашиваем»

Когда эмоции накрывают всех:

  1. Стоп – делаем паузу.
  2. Дышим – сбрасываем напряжение.
  3. Спрашиваем – Что я могу для тебя сейчас сделать?

Иногда ребенку достаточно объятия или просто родителя рядом.

6. Смотрите глубже: вторичная потребность

Например:

  • Хочет третью конфету = хочет удовольствия и внимания.
  • Не хочет идти в сад = возможно, боится расставания.
  • Кричит «не буду!» = хочет контроля над хоть чем-то.

Когда вы понимаете, что стоит за поведением, решение приходит само.

7. Будьте «переводчиком» эмоций

Дети учатся понимать себя через нас. Говорите за ребенка то, что он еще не может сказать сам:

  • Ты расстроился, потому что хотел сам надеть ботинки.
  • Ты злишься, потому что тебе не дали закончить игру.

Это снижает напряжение и помогает развивать эмоциональный интеллект.

Понять, чего хочет ребенок, проще, когда мы:

  • смотрим на эмоции, а не на крик;
  • задаем вопросы;
  • учитываем состояние;
  • помним, что дети действуют из потребностей;
  • помогаем им словами выражать чувства.

Чем чаще мы «угадываем» и проговариваем их потребности, тем спокойнее становится ребенок – и тем легче становится родителю.