Когда мы видим знаменитый логотип со сказочным замком и летящей дугой, в голове сразу возникает имя одного человека — Уолта Диснея. Этот бренд стал настолько всеобъемлющим, что для многих зрителей и читателей сама подпись «Walt Disney» на обложке комикса или в титрах мультфильма стала синонимом авторства. Кажется, что этот энергичный усатый человек в одиночку сидел за столом и, не покладая рук, рисовал, придумывал и воплощал в жизнь всех тех персонажей, на которых выросли поколения.
Дисней, безусловно, умел рисовать. В молодости он посещал курсы в Чикагском институте искусств, а во время Первой мировой войны, служа водителем санитарной машины во Франции, даже рисовал патриотические карикатуры для армейской газеты. Но его истинный гений лежал не в плоскости иллюстрации. Уолт был визионером, блестящим организатором и предпринимателем, который умел находить таланты и управлять ими. К 1940-м годам он уже давно перестал быть художником-одиночкой, превратившись в главу огромной корпорации, жесткого и требовательного руководителя, который дирижировал оркестром из сотен творцов.
Среди этих творцов, скрытых за массивной тенью бренда, был человек, чье имя долгие годы оставалось неизвестным широкой публике, но чье влияние на вселенную Диснея трудно переоценить. Его звали Карл Баркс. Именно он, а не Уолт, создал тот самый Дакбург, который мы знаем, наполнил его жизнью и подарил миру самого богатого селезня в истории — Скруджа Макдака.
Параллельные жизни
Карл Баркс родился в 1901 году — в тот же год, что и Уолт Дисней. Они были ровесниками, но их пути к успеху разительно отличались. Если Дисней с ранних лет стремился к созданию своей империи, то Баркс долгое время не мог найти свое место в жизни. Выросший на уединенной ферме в Орегоне, он был замкнутым и плохо слышал, что затрудняло его общение с людьми. Он перепробовал множество тяжелых профессий: был ковбоем, лесорубом, путевым обходчиком на железной дороге, печатником. Но его всегда тянуло к рисованию.
В 1935 году, в разгар Великой депрессии, Баркс устроился на работу в студию Диснея. Он начал с самой низкой ступени — фазовщика (in-betweener), человека, который рисует промежуточные кадры для анимации, создавая иллюзию движения. Это была монотонная, изнуряющая работа. Однако талант Баркса к придумыванию гэгов (шуток) быстро заметили, и его перевели в сценарный отдел. Он работал над короткометражками про Дональда Дака, помогая формировать характер этого вспыльчивого персонажа.
В 1942 году Баркс покинул студию. Официальной причиной стали проблемы со здоровьем: кондиционеры в студии вызывали у него хронический синусит. Он переехал в пустыню, чтобы разводить кур, надеясь на спокойную жизнь. Но судьба распорядилась иначе. Издательство Western Publishing, выпускавшее комиксы по лицензии Диснея, искало художников. Баркс отправил им свои наброски и вскоре получил заказ на создание истории о Дональде Даке.
Рождение утиной вселенной
Дональд Дак, созданный Диснеем в 1934 году, к тому моменту был уже популярным анимационным персонажем. Но в мультфильмах его роль сводилась к набору гэгов: он крякал, злился, попадал в нелепые ситуации и снова злился. Его речь была неразборчивой, а характер — одномерным.
Баркс совершил революцию. Он «научил» Дональда внятно говорить и наделил его сложной личностью. В комиксах Баркса Дональд перестал быть просто сгустком ярости. Он стал заботливым (хоть и строгим) опекуном для своих племянников, трудягой, который берется за любую работу, и искателем приключений.
Но главное — Баркс создал мир вокруг него. Он придумал Дакбург, город, который стал домом для утиного семейства. И этому городу нужны были новые жители.
В декабре 1947 года в комиксе «Рождество на Медвежьей горе» (Christmas on Bear Mountain) впервые появился персонаж, которому суждено было затмить самого Дональда. Это был старый, сгорбленный селезень, сидящий в одиночестве в своем огромном особняке. Он ненавидел Рождество и всех вокруг. Его звали Скрудж Макдак.
Эволюция Скруджа: от злодея к герою
Имя персонажа, как нетрудно догадаться, было прямой отсылкой к Эбенезеру Скруджу из «Рождественской песни» Чарльза Диккенса. Баркс создал его как одноразового антагониста для рождественской истории. В своем первом появлении Скрудж был карикатурным богатым стариком, который решил развлечься, напугав Дональда и племянников медведем.
Однако образ оказался настолько колоритным, что Баркс решил использовать его снова. Постепенно Скрудж начал меняться. Из дряхлого мизантропа он превратился в энергичного авантюриста. Баркс наделил его биографией, полной лишений и тяжелого труда. Скрудж стал не просто богачом, который сидит на мешках с золотом, а символом упорства и предприимчивости.
Многие исследователи творчества Баркса отмечают сходство Скруджа с реальной исторической фигурой — Эндрю Карнеги. Карнеги, как и Скрудж, был шотландцем, эмигрировавшим в США в юном возрасте, начал с низов и сколотил колоссальное состояние в промышленности. Хотя сам Баркс никогда прямо не подтверждал, что Карнеги был прототипом, параллели очевидны. Скрудж — это воплощение американской мечты глазами человека, пережившего Великую депрессию: богатство, заработанное честным трудом («я заработал свои деньги честно!» — любимая фраза Скруджа), бережливость и постоянный поиск новых возможностей.
Скрудж Баркса — фигура сложная. Он может быть невероятно скупым (он помнит год выпуска каждого цента в своем хранилище), но в моменты опасности он готов пожертвовать всем ради семьи. Он хранит свою «счастливую монетку» — первый заработанный дайм — не из-за ее номинала, а как символ своего пути. Именно Баркс придумал знаменитое Деньгохранилище (Money Bin) — гигантский куб на холме, где Скрудж купается в деньгах, «как дельфин», и подбрасывает их вверх, чтобы они падали ему на голову.
В 1952 году популярность персонажа стала настолько велика, что он получил собственную серию комиксов «Uncle Scrooge», которая выходит до сих пор.
Галерея характеров
Карл Баркс не ограничился одним Скруджем. Он населил Дакбург множеством ярких персонажей, без которых сегодня невозможно представить этот мир.
- Глэдстоун Гусак (Gladstone Gander): Это полная противоположность Дональду. Если Дональд — вечный неудачник, которому приходится бороться за каждый успех, то Глэдстоун — баловень судьбы. Ему не нужно работать; стоит ему пожелать денег, как он находит кошелек на улице. Баркс создал его, чтобы подчеркнуть трудолюбие Дональда и Скруджа. Глэдстоун раздражает не тем, что он удачлив, а своим высокомерием и ленью.
- Братья Гавс (The Beagle Boys): Банда преступников, которые постоянно пытаются ограбить Деньгохранилище Скруджа. Баркс изобразил их как безликую массу в тюремных робах и масках, различающихся только тюремными номерами (176-167, 176-671 и т.д.). Они символизируют угрозу честно нажитому капиталу, но их планы всегда комично проваливаются из-за их собственной глупости или хитрости Скруджа.
- Винт Разболтайло (Gyro Gearloose): Гениальный, но рассеянный изобретатель. Баркс создал его, чтобы объяснить появление в комиксах различных фантастических устройств. Винт — это сатира на безумных ученых и одновременно дань уважения техническому прогрессу. Его изобретения часто работают не так, как задумано, создавая проблемы для Дональда и Скруджа, но его намерения всегда добры. Рядом с ним всегда находится его маленький помощник — лампочка с ножками (Little Helper), которого тоже придумал Баркс.
- Магика де Гипноз (Magica De Spell): Итальянская ведьма, живущая на склоне Везувия. Она — не просто злодейка, а роковая женщина с готическим шармом. Её цель — не деньги Скруджа как таковые, а его «счастливая монетка», которую она хочет переплавить в амулет, дающий способность превращать предметы в золото (касание Мидаса). Образ Магики был вдохновлен итальянскими актрисами, такими как Софи Лорен, и персонажем Мортиши Аддамс.
- Флинтхарт Гломгольд (Flintheart Glomgold): Главный соперник Скруджа. Шотландец, живущий в Южной Африке, он является «злым двойником» главного героя. Если Скрудж гордится тем, что заработал состояние честно, то Гломгольд не гнушается никакими методами.
«Хороший художник уток»
Самое удивительное в истории Карла Баркса — это его анонимность. В течение двух десятилетий, с 1942 по 1966 год, он создавал шедевры, которыми зачитывались миллионы детей и взрослых, но никто не знал его имени. Политика Диснея была строгой: на всех комиксах стояла только одна подпись — Walt Disney.
Однако фанаты не могли не заметить разницу. Комиксы Баркса выделялись на фоне работ других художников. У него был узнаваемый стиль рисования, живая мимика персонажей, детализированные фоны и, главное, захватывающие сценарии. Баркс не просто рисовал смешные картинки, он создавал приключенческие истории в духе Индианы Джонса (кстати, Джордж Лукас и Стивен Спилберг признавали, что комиксы Баркса, такие как «Семь городов Сиболы», вдохновили их на создание знаменитой киносаги).
Читатели начали называть таинственного автора «The Good Duck Artist» — «Хороший художник уток». Они писали письма в издательство, пытаясь узнать, кто скрывается за этим псевдонимом, но получали стандартные ответы о том, что все комиксы создаются студией Уолта Диснея.
Лишь в конце 1960-х годов, когда Баркс уже вышел на пенсию, тайна была раскрыта. Исследователи комиксов смогли вычислить его, и имя Карла Баркса наконец стало достоянием общественности. Это привело к взрыву интереса к его творчеству. Баркс, который думал, что его работа — это просто одноразовое чтиво для детей, с удивлением обнаружил, что у него есть армия поклонников по всему миру.
Наследие
Влияние Баркса на культуру огромно. Уилл Айснер, один из отцов-основателей американского комикса, назвал Баркса «Гансом Христианом Андерсеном комиксов». Это сравнение очень точно: как и сказки Андерсена, истории Баркса многослойны. Дети видят в них захватывающие приключения и смешных зверей, а взрослые находят сатиру на общество, философские размышления о богатстве и бедности, о человеческой природе.
В 1970-х годах, выйдя на пенсию, Баркс получил официальное разрешение от студии Дисней (исключительный случай!) писать картины маслом с изображением утиного семейства. Эти картины стали предметом коллекционирования и продавались за огромные суммы, обеспечив художнику безбедную старость, о которой мог бы мечтать сам Скрудж Макдак.
Главным наследником традиций Баркса стал Дон Роса, американский художник, который в 1990-х годах создал эпос «Жизнь и времена Скруджа Макдака». Роса скрупулезно собрал все факты о прошлом Скруджа, разбросанные по комиксам Баркса, и выстроил из них цельную биографию. Для Росы и миллионов фанатов канон — это только то, что создал Баркс.
Карл Баркс скончался в 2000 году, не дожив всего года до своего столетия. Он оставил после себя более 6000 страниц комиксов и целый мир, который живет и развивается до сих пор. Мультсериал «Утиные истории» (как классический 1987 года, так и перезапуск 2017 года) во многом основан на его сюжетах.
Так что, когда вы в следующий раз увидите Скруджа Макдака, ныряющего в свои монеты, или Дональда, отправляющегося на поиски затерянного города, вспомните скромного человека с фермы в Орегоне. Уолт Дисней дал утке имя и голос, но Карл Баркс дал ей душу, семью и целый мир приключений.
Понравилось - поставь лайк и напиши комментарий! Это поможет продвижению статьи!
Подписывайся на премиум и читай дополнительные статьи!
Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера