За столетие развития автомобильной промышленности утвердились две основные компоновочные схемы. Мощные премиальные модели традиционно имеют продольно расположенный мотор и привод на все или задние колеса. Бюджетные машины, в основном, получают поперечный двигатель и передний привод. Иными словами, крупные 8-цилиндровые агрегаты практически всегда устанавливаются вдоль, однако история автопрома знает редкие исключения из этого правила.
Количество серийных автомобилей с поперечно установленным V8 можно пересчитать на пальцах. Все они представляют собой большие престижные машины на переднеприводной платформе. Каждый случай уникален: где-то инженеры адаптировали массовый двигатель, где-то создали силовой агрегат с нуля. Рассмотрим самые интересные модели.
Cadillac Eldorado
Среди всех американских производителей фирма General Motors первой приступила к массовому производству переднеприводных автомобилей. В середине 1960-х она представила роскошные «двухдверки» Oldsmobile Toronado и Cadillac Eldorado, где двигатель V8 располагался продольно и был состыкован с уникальной автоматической трансмиссией Turbo-Hydramatic 425 с цепным приводом планетарного ряда.
Топливный кризис 1970-х заставил американцев уменьшить размеры своих автомобилей. К 1986 году Eldorado и Seville перешли на уменьшенную переднеприводную платформу с поперечным двигателем. Впрочем, несмотря на минимизацию габаритов, Cadillac сохранил в линейке 8-цилиндровые моторы объемом 4,1-4,9 л мощностью 170-200 л.с. Они сочетались с 4-ступенчатой автоматической КПП. Как и в случае с Toronado, коробка передач располагалась за двигателем, а крутящий момент от гидротрансформатора к планетарному ряду передавался посредством зубчато-пластинчатой цепи Морзе. Такая схема утвердилась и впоследствии была использована на многих американских переднеприводных машинах.
Cadillac Seville
В 1992 году на свет появился седан Cadillac Seville и его брат-близнец Eldorado в кузове купе. Их центральной особенностью стал современный полностью алюминиевый двигатель Northstar V8 объемом 4,6 л. Он имел два распредвала в каждой головке (DOHC), четыре клапана на цилиндр, впрысковую систему питания и уникальную систему защиты от перегрева Limp Home, позволявшую добраться до ближайшего автосервиса даже при полной потери антифриза. Northstar V8 значительно прибавил в мощности (270-300 л.с.), поэтому к нему разработали новую 4-ступенчатую трансмиссию GM 4T80. Она стала дальнейшим развитием коробки TH425 и сохранила архитектуру с цепным приводом.
Интересно, что двигатель Northstar применялся и в футуристичном седане Oldsmobile Aurora. Этот автомобиль был призван спасти угасающий бренд Oldsmobile, поэтому, помимо современного двигателя, получил оригинальный, весьма футуристичный дизайн и высокий уровень оснащения. Впоследствии, когда звезда Oldsmobile закатилась окончательно, этот мотор доживал свой век под капотами Pontiac Bonneville GXP и Buick Lucerne, став лебединой песней эпохи мощных переднеприводников GM.
Ford Taurus SHO
На рубеже 1980-1990-х годов среднеразмерный Taurus стал флагманом компании Ford, а его спортивная версия SHO (Super High Output) - эталоном американского скоростного седана. Для третьего поколения версии SHO фордовцы подготовили нечто особенное - уникальный, высокопроизводительный двигатель V8, созданный специалистами японской компании Yamaha.
Обычно V-образные «восьмерки» имеют угол развала цилиндров в 90 градусов, который обеспечивает идеальный баланс инерционных сил. Однако такой агрегат был великоват для установки в тесный моторный отсек «Тауруса», как следствие, японцы выбрали угол развала в 60 градусов, более характерный для моторов V6. Чтобы компенсировать возникшие вибрации и дисбаланс, между цилиндрами пришлось установить балансирный вал.
Производственная цепочка оказалась запутанной: блоки отливали в Канаде, затем их отправляли в Японию для сборки, а готовые моторы везли в США для установки на автомобили. Сам агрегат отличался энергичным характером и взрывной тягой свыше 4000 об/мин и отсечкой на 7300 об/мин. Несмотря на потенциал около 300 сил, дабы не перегружать четырехступенчатый автомат AX4N, серийный вариант дефорсировали до 235 л.с. Разгон до 100 км/ч занимал всего 7,4 сек.
Несмотря на все старания, модель так и не стала популярной - за четыре года с 1996 по 1999 год выпустили чуть более 21 тыс. экземпляров. Следующее поколение Taurus столь необычный мотор, уже не получило.
Volvo S80
Шведы из Volvo всегда ставили безопасность превыше всего. Именно поэтому долгое время они избегали крупных моторов: в случае фронтального удара массивный двигатель мог проломить моторный щит и травмировать пассажиров. Поэтому крупные и престижные модели Volvo S80 и XC90 поначалу довольствовались лишь рядными «шестерками». Впрочем, после вхождения Volvo в состав Ford Motor Company, шведам пришлось интегрировать популярный в Америке V8 в моторные отсеки своих машин.
Задача казалась нетривиальной, S80 и XC90 изначально проектировались под установку куда более скромных агрегатов V6, и классический V8 в них попросту не влезал. На выручку вновь пришли инженеры Yamaha. Японцы, уже набившие руку на проекте Taurus SHO, создали шедевр компактности - двигатель B8444S объемом 4,4 л. Угол развала вновь выбрали нетипичный - 60 градусов, но главной хитростью стала компоновка навесного оборудования. Генератор, компрессор кондиционера и насосы не висели на кронштейнах, а были смонтированы непосредственно на блоке цилиндров. Кроме того, японцы применили обратное смещение половинок блока, «открытую» рубашку охлаждения и современную технологию литья под давлением, позволившую уменьшить толщину стенок блока цилиндров.
В результате получился самый компактный V8 своего времени: всего 754 мм в длину и 635 мм в ширину! Он идеально вписался в под капот флагманских Volvo, не ухудшив их пассивную безопасность. Мотор развивал 315 л.с., обладал приятным звуком и отличной надежностью. Кстати, именно этот агрегат, «раскаченный» двумя турбокомпрессорами до 650 сил, позднее успешно использовался в британском суперкаре Noble M600!
Первым в 2004 году B8444S получил XC90, затем в 2006-м - S80 второго поколения. Производство продолжалось до 2010 года, после чего Volvo, попав под контроль китайского концерна Geely, перешла на унифицированные 4-цилиндровые турбомоторы.
Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!
Больше материалов в моем телеграм!
Читайте также: