Найти в Дзене
Дом Павлова

Иван Кожедуб: «Хозяин неба»

В истории Великой Отечественной войны есть имена, которые стали символом несгибаемой воли, мастерства и отваги. Среди них — имя Ивана Никитовича Кожедуба, лучшего аса-истребителя стран антигитлеровской коалиции. На его счету 64 сбитых самолёта противника, и он ни разу не был сбит сам. Его жизнь — это путь от сына крестьянина-бедняка до Маршала авиации. Дорога в небо Иван Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Черниговской губернии (ныне Сумская область Украины) в крестьянской семье. С детства он мечтал о небе, и эта мечта привела его в 1940 году в Шосткинский аэроклуб, а затем в Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, которую он окончил в звании сержанта. Война застала его в должности инструктора. Долгие и мучительные месяцы он провёл в тылу, обучая других пилотов, отчаянно рвался на фронт. Его просьбы были удовлетворены лишь в ноябре 1942 года, когда он был зачислен в 240-й истребительный авиационный полк на Воронежский фронт. Боевое крещение и путь к мастер

В истории Великой Отечественной войны есть имена, которые стали символом несгибаемой воли, мастерства и отваги. Среди них — имя Ивана Никитовича Кожедуба, лучшего аса-истребителя стран антигитлеровской коалиции. На его счету 64 сбитых самолёта противника, и он ни разу не был сбит сам. Его жизнь — это путь от сына крестьянина-бедняка до Маршала авиации.

Дорога в небо

Иван Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Черниговской губернии (ныне Сумская область Украины) в крестьянской семье. С детства он мечтал о небе, и эта мечта привела его в 1940 году в Шосткинский аэроклуб, а затем в Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, которую он окончил в звании сержанта.

Война застала его в должности инструктора. Долгие и мучительные месяцы он провёл в тылу, обучая других пилотов, отчаянно рвался на фронт. Его просьбы были удовлетворены лишь в ноябре 1942 года, когда он был зачислен в 240-й истребительный авиационный полк на Воронежский фронт.

Боевое крещение и путь к мастерству

Первый боевой вылет едва не стал для Кожедуба последним. Его Ла-5 был подбит и повреждён огнём зенитной артиллерии, а затем по ошибке обстрелян советскими истребителями. Спасти машину чудом удалось, но это суровое начало стало для него важнейшим уроком на всю жизнь.

Первый вражеский самолёт — пикирующий бомбардировщик Ju-87 — Кожедуб сбил лишь в своём 40-м вылете, 6 июля 1943 года, во время Курской битвы. С этого момента началось его восхождение к славе. Он выработал свою собственную тактику: всегда сближаться с противником на короткую дистанцию, бить наверняка, использовать фактор внезапности.

Кожедуб был не просто смелым пилотом, он был блестящим тактиком и снайпером. Его девизом было: «Искусство воздушного боя — это искусство побеждать без потерь».

Невероятный счёт и три Золотые Звезды

За годы войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и официально сбил 64 самолёта противника. Среди них были:

· 21 истребитель Fw-190,

· 18 истребителей Me-109,

· 18 бомбардировщиков Ju-87,

· 3 штурмовика Hs-129,

· 2 бомбардировщика He-111,

· 1 реактивный истребитель Me-262.

Сбить новейший немецкий реактивный самолёт было невероятно сложной задачей благодаря его огромному преимуществу в скорости. Кожедуб смог это сделать, атаковав его на вираже, когда скорость «Мессершмитта» падала.

Звания Героя Советского Союза он был удостоен трижды:

· 4 февраля 1944 года — за 20 сбитых самолётов и 146 боевых вылетов.

· 19 августа 1944 года — за 48 сбитых самолётов и 256 боевых вылетов.

· 18 августа 1945 года — за высокое мастерство и личное мужество.

Интересный факт: в апреле 1945 года Кожедуб сбил два американских истребителя P-51 «Мустанг», которые по ошибке атаковали его. Этот эпизод, о котором предпочли забыть в годы холодной войны, лишь подчёркивает его мастерство и хладнокровие в критической ситуации.

После войны: Маршал авиации

После Победы Иван Кожедуб продолжил службу в ВВС. Он окончил Военно-воздушную академию, а затем и Академию Генерального штаба. Во время войны в Корее (1950-1953) он командовал 324-й истребительной авиационной дивизией, чьи лётчики прославились своими победами.

В 1970 году ему было присвоено звание генерал-полковника авиации, а в 1985 году — Маршала авиации. До последних дней он занимался военно-патриотической работой, был депутатом Верховного Совета СССР.

Иван Никитович Кожедуб скончался 8 августа 1991 года, не дожив всего несколько месяцев до распада СССР. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Наследие

Иван Кожедуб остаётся одним из самых уважаемых военных лётчиков в истории. Его имя — синоним высочайшего профессионализма, чести и отваги. Он был лётчиком, который воевал не числом, а умением, и прошёл всю войну без единой серьёзной раны и без единой потери ведомого. Сам он говорил о себе скромно: «Воевал, как все. Делал своё дело».

Его боевой путь — это не просто строка в истории, а вечный пример служения Родине и настоящего героизма, основанного на мастерстве и железной воле.