Найти в Дзене

Сенсорные особенности детей с аутизмом

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) отличаются особой восприимчивостью к внешним стимулам окружающей среды. Их реакция на свет, звук, запахи, прикосновения и вкусовые ощущения существенно отличается от восприятия обычных детей. Понимание особенностей восприятия окружающего мира ребенком с аутизмом помогает родителям, педагогам и специалистам лучше понимать поведение ребенка и создавать комфортные условия для его полноценного развития.
Сенсорные реакции — это способ обработки мозгом поступающей извне информации посредством органов чувств. У большинства людей этот процесс проходит естественным путем, однако дети с РАС сталкиваются с трудностями адаптации к окружающим раздражителям. Для них обычные звуки, запахи или освещение могут стать источником сильного стресса, вызывая дискомфорт, беспокойство и даже агрессию. Существует два основных типа сенсорных реакций: 1. Гиперчувствительность — ребенок чрезмерно остро воспринимает внешние сигналы, испытывает страх перед громким
Оглавление

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) отличаются особой восприимчивостью к внешним стимулам окружающей среды. Их реакция на свет, звук, запахи, прикосновения и вкусовые ощущения существенно отличается от восприятия обычных детей.

Понимание особенностей восприятия окружающего мира ребенком с аутизмом помогает родителям, педагогам и специалистам лучше понимать поведение ребенка и создавать комфортные условия для его полноценного развития.

Что такое сенсорные реакции?


Сенсорные реакции — это способ обработки мозгом поступающей извне информации посредством органов чувств. У большинства людей этот процесс проходит естественным путем, однако дети с РАС сталкиваются с
трудностями адаптации к окружающим раздражителям. Для них обычные звуки, запахи или освещение могут стать источником сильного стресса, вызывая дискомфорт, беспокойство и даже агрессию.

Существует два основных типа сенсорных реакций:

1. Гиперчувствительность — ребенок чрезмерно остро воспринимает внешние сигналы, испытывает страх перед громкими звуками, ярким светом, определенными тактильными ощущениями.
2. Гиночувствительность — напротив, ребенку сложно воспринимать слабые сигналы, из-за чего он требует интенсивных ощущений, стремясь усилить восприятие окружающих объектов.

Эти различия обусловлены особенностями функционирования центральной нервной системы, связанной с нарушениями интеграции сигналов, идущих от разных органов чувств.

Как проявляются сенсорные особенности?


Детям с РАС присущи специфичные поведенческие реакции, вызванные реакциями на внешний мир:

  • Избегание определенных звуков (шумов техники, громких голосов).
  • Страх яркого света, нежелание находиться в ярко освещенных помещениях.
  • Нежелание носить одежду определенной ткани, соприкосновение которой вызывает неприятные ощущения.
  • Потребность избегать новых вкусов пищи или запахов еды.
  • Повышенная чувствительность к определенным материалам, поверхности предметов или мебели.


Однако также встречаются случаи обратной реакции: стремление получать сильные ощущения, заставляя себя смотреть яркий свет, долго играть шумными игрушками или употреблять исключительно твердые продукты питания.

Почему важно учитывать сенсорные потребности?


Для правильного понимания поведения ребенка с РАС важно осознавать, что причиной многих негативных проявлений являются именно сенсорные перегрузки или дефицит стимуляции. Неправильно интерпретируя реакцию ребенка, взрослые могут упустить важные моменты, усугубив ситуацию неуместными методами воспитания или коррекции поведения.

Понимая индивидуальные предпочтения и ограничения ребенка, родители и специалисты смогут создать благоприятную среду для нормального роста и развития малыша, минимизировать стресс и повысить эффективность терапии и обучения.

Советы родителям и специалистам


Родители и педагоги могут облегчить жизнь детям с аутизмом, учитывая их сенсорные особенности:

  • Создавать комфортную обстановку дома, используя приглушенный свет, мягкие ткани и тихие игрушки.
  • Постепенно знакомить ребенка с новыми видами стимулов, начиная с минимального уровня воздействия.
  • Предлагать выбор игрушек и материалов, позволяющих развивать разные виды чувствительности.
  • Поддерживать контакт с квалифицированными специалистами, готовыми помогать разобраться в особенностях восприятия вашего ребенка.


Понимание сенсорных потребностей ребенка с аутизмом открывает новые возможности для эффективной помощи и поддержки семьи. Регулярное внимание к особенностям восприятия и эмоционального состояния способствует улучшению общего самочувствия ребенка и повышению эффективности реабилитационных мероприятий.

Помните, каждый ребенок уникален, и только индивидуальный подход обеспечит успех лечения и коррекционной работы - именно такого мнения придерживаются в клинике НИИ "Дети Индиго".

В НИИ Дети Индиго для детей с РАС есть множество аппаратов физиотерапии, различного рода занятия, в том числе, занятия в сенсорной комнате (сенсорная интеграция).

Запишитесь на прием в НИИ "Дети Индиго" в ближайшем к вам городе, чтобы помочь ребенку с РАС адаптироваться в окружающем мире. Мы находимся:

  • Челябинск, Университетская набережная, 34
  • Краснодар, ул. Ставропольская 207/1
  • Алматы ул. Макатаева д. 131

Горячая линия:

  • Челябинск (351)734-55-63
  • Краснодар (861)2011-800
  • Алматы (727) 310-67-51

Чтобы не пропустить новые материалы от НИИ "Дети Индиго" – подпишитесь на наш канал, не забывайте оставлять комментарии и задавать вопросы!

Полезные ссылки:

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА.

Не пропустите новые материалы от Дети Индиго – подпишитесь на канал! И обязательно делитесь с друзьями ссылками на публикации. Возможно, кому-то из них смогут помочь в НИИ Дети Индиго.