Найти в Дзене
Navygaming Channel

"Парижская коммуна" на вашем столе или "Зачем вам Балтийский завод - сделай линкор сам!"/ В мире моделей, № 1

На канале публикуется цикл статей по истории проектирования и службы русских линкоров типа "Севастополь", одна из последних публикаций посвящена линейному кораблю "Парижская коммуна" (бывший и будущий "Севастополь", так получилось). Мы посчитали вполне уместным, чтобы представить вам небольшую статью-отзыв о создании великолепной настольной модели этого корабля. Более того, с данной публикации на канале откроем новую рубрику (подборку) "В мире моделей", где будем представлять результаты творчества наших читателей. И здесь представляем вам работу Алексея (aka lejnev) и его пояснения к творческому процессу. Алексей - член Федерации судомодельного спорта  России, имеет звание - "Мастер судомоделизма", хорошо известен в своих кругах. Мы с ним знакомы уже около 8 лет, и он тоже читатель нашего канала - так что все вопросы по изготовлению модели можете ему задавать в комментариях. Возможно и нашим читателям он известен по своим работам в "Каропке" (кто понимает о чем я говорю). Текст отзыва
На канале публикуется цикл статей по истории проектирования и службы русских линкоров типа "Севастополь", одна из последних публикаций посвящена линейному кораблю "Парижская коммуна" (бывший и будущий "Севастополь", так получилось). Мы посчитали вполне уместным, чтобы представить вам небольшую статью-отзыв о создании великолепной настольной модели этого корабля. Более того, с данной публикации на канале откроем новую рубрику (подборку) "В мире моделей", где будем представлять результаты творчества наших читателей. И здесь представляем вам работу Алексея (aka lejnev) и его пояснения к творческому процессу. Алексей - член Федерации судомодельного спорта  России, имеет звание - "Мастер судомоделизма", хорошо известен в своих кругах. Мы с ним знакомы уже около 8 лет, и он тоже читатель нашего канала - так что все вопросы по изготовлению модели можете ему задавать в комментариях. Возможно и нашим читателям он известен по своим работам в "Каропке" (кто понимает о чем я говорю). Текст отзыва ранее публикуется с разрешения автора и его благословления, )).
Причем обратите внимание – все, что вы увидите, и о чем расскажет автор, это все ручной труд. Результат – замечательная модель!

Начну с того, что создание любой модели для меня начинается с изучения не только истории корабля-прототипа, но и исторического пласта, в
котором этот корабль проектировался, строился и жил. История создания этого корабля берет начало в 1907 году, когда впервые в Российской практике Главное управление кораблестроения и снабжения (ГУКиС) разослало ведущим российским заводам и иностранным фирмам приглашение принять участие в конкурсе на разработку проекта линейного корабля для Российского флота. На конкурс был
представлен 51 проект от 18 участников! Вот это был выбор – на любой вкус!

-2

В результате, линейные корабли начали строиться по доработанному проекту Балтийского завода. И вот, 3 июня 1909 года, на верфях в Новом Адмиралтействе и на Балтийском заводе были заложены по два линейных
корабля. На Новом Адмиралтействе строились – «Гангут» и «Полтава», а на Балтийском заводе – герой нашего рассказа – «Севастополь» (позже переименованный в «Парижскую коммуну») и «Петропавловск».

-3

Первым сошел на воду «Севастополь», и он же первым вступил в строй 4 ноября 1914 года. А в конце декабря все четыре линкора уже стояли в Гельсингфорсе в ожидании летней кампании 1915 года. Модель, про которую сегодня пойдет рассказ, это модель линейного корабля «Парижская коммуна» по состоянию на начало 1941 года. Да, Вы совершенно правы: это тот же самый «Севастополь», но только уже прошедший модернизацию, и с марта 1921 года (после подавления Кронштадтского мятежа) сменивший имя на «Парижскую коммуну». А потом корабль начали модернизировать, причем этих модернизаций было немало. В итоге, к лету 1941 года корабль, на этот момент уже вошедший в состав Черноморского флота, достаточно сильно отличался от базового проекта: была изменена форма носовой трубы и полубак, проведена замена котлов, усилено бронирование, установлены новые краны, проведена модернизация башен главного калибра, усилено ПВО корабля, в феврале 1940 года на линкор навесили первую секцию блистеров (булей).

-4

Вот те исходные данные, на которые пришлось опираться в ходе работы над моделью. А теперь непосредственно о модели. Модель строилась с «нуля», за основу были взяты сканы бумажной модели линкора «Парижская коммуна» в «200-м масштабе».

При строительстве модели использовал следующую литературу: «Главный калибр линкоров» (Л. Амирханов, С.Титушкин, изд. «Гангут»); «Дредноуты Балтики» (И. Цветков, Д. Бажанов, изд. «ИСТФЛОТ»); «Stalins Dickschiffe» (Marine-Arsenal Sp 04, Siegfried Breyer); журнал «Моделист- конструктор», №11 за 1987 год; «Rosyjskie pancerniki typu Sewastopol» (Maciej S. Sobanski); журналы «Гангут» №№ 28, 30, 33, … и много другой литературы, кто заинтересуется, сможет сам отыскать необходимые для работы материалы.

-5

Очень помогло при строительстве довольно большое количество фотографий линкора в разные годы его службы. Кстати, хочу отметить, что к польским же чертежам, необходимо относиться с большой осторожностью. Там имеется очень много неточностей! При постройке модели «под руку» шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen, листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры, даже трубочки для коктейля пошли в дело. Очень помогли иголки для иглоукалывания. Поскольку для изготовления корпуса я пошел путем картонных моделей – ДП из толстого пластика, набор шпангоутов также из пластика, и потом начал обшивать шпангоуты пластиком 0,25 мм, о чем очень быстро пожалел. Для пластика методика картонщиков не подходит.

-6

И если в начале строительства модели планировалось сделать ее на более ранний временной период, то низкое качество корпуса после оклейки его пластиком навело на мысль прикрыть получившееся безобразие булями, которые появились на линкоре в 1940 году. Для «набивки» булей использовал пенопласт и опять начал обшивать пластиком… а нужно было просто зашпаклевать пенопласт обычной строительной шпаклевкой. Именно поэтому на других моделях я отказался от такой технологии изготовления корпуса (с обшивкой корпуса пластиком) и перешел на набивку пенопластом и шпаклевание.

-7

Использовать нужно только строительную шпатлевку, т.к. «родная Тамиевская» «сжирает» пенопласт за несколько минут. И получившиеся раковины потом очень трудно заделывать. Для палубы использовал мелкорадиальный шпон толщиной 0,4 мм. Он есть практически на любой мебельной фабрике, и они очень не любят с ним работать из-за его хрупкости. Наклеил его на пластиковую основу 0,5 мм, дал подсохнуть.

-8

Затем на обычной миллиметровке сделал разметку, закрепил на ней получившуюся палубу, нарезал «лапшу» по 3,5 мм из широкого скотча и наклеил на палубу согласно разметке (сейчас в продаже уже есть скотч любой ширины, не нужно будет кроить). После залил все это золотистым акрилом – результат вы видите на фото. Для носовой и кормовой боевых рубок использовал обычные медицинские шприцы различных диаметров. Были опасения, что краска на них не ляжет, но после того, как они были загрунтованы, эти опасения рассеялись.

-9

Надстройки делал из пластика. Причем, для площадок мостиков взял пластик толщиной 0,75 мм, они очень толстые получились. Из-за этого в «350-м масштабе» было очень тяжело выводить вертикальный масштаб конструкций. На последующих моделях перешел на пластик толщиной 0,25 мм. В связи с тем, что башни главного калибра (ГК) на «Парижской коммуне» после их модернизации сильно отличались от башен на других линкорах и требовали капитальной переделки, от отливок с помощью изготовленной мной пресс- формы, мне пришлось отказаться и использовать башни из пластикового набора от «Севастополя». В результате были увеличены амбразуры, и на боковые стенки башен и на крыши было навешено много дополнительного оборудования и вооружения. Барбеты были выполнены из пластика. Дымовые трубы пришлось делать по различным технологиям: первая – каркас с обшивкой пластиком (уж слишком сложная форма излома была на прототипе), а вторая – обычный корпус от маркера. Для изготовления лееров на дымовых трубах, «паучков» и всей проволочной 3мелочевки использовал распотрошенный хвостик от компьютерной мыши.

-10

Мачты, стволы ГК, ступицы винтов заказывал нашим мастерам точильного дела. Отсылал чертежи и получал в результате прекрасные элементы конструкций. Для изготовления такелажа можно применять различные материалы, но мне больше всего нравится работать со «Спандексом» (это такая резинка для плетения бисера). Его можно расплести до любой толщины нити. Хорошо тянется и не перегружает своим натяжением мачты и реи. Для изготовления кольцевых антенн сделал вот такую «приспособу». В качестве колец использовал обычные травленые иллюминаторы.

-11

Вот только антенны эти были шестилучевые, а мне удалось в «350-м масштабе» сделать их только четырехлучевыми…. не смог воспроизвести данную конструкцию полностью. Недостаток у «Спандекса» один – очень чувствителен к статическому электричеству: выгибается иногда…, но я этот вопрос решаю просто – потру кошкой по колпаку с моделью, и такелаж опять приходит в норму. Травление использовал только от «Nord Star» – трапы, иллюминаторы и леера. Для работы над моделью мне этого вполне хватает.

-12

Покраска – днище «Тамиевской» эмалью из баллончика, остальное – аэрограф. Мелочевку, конечно же, приходилось дорабатывать кисточкой. Вот так, если вкратце. Надеюсь, вам понравится моя «Парижанка».

Ваш Алексей aka lejnev

P.S. Добавлю от канала: лично сам могу только восхищаться моделью, талантом человека и выразить уважение мастеру. В архиве достаточно много фотографий, иллюстрирующих процесс создания модели - мы их выложим в отдельных постах, не пропустите. Кстати, обратите внимание - это делалось более десяти лет назад!
И да, главное - это не единственная, и к счастью не последняя работа Алексея! Пожелаем ему новых моделей и новых творческих побед.