Найти в Дзене
Яна Тарасова.

Отец и сын Абросимовы и...рояль Steinway на сцене Владимирской филармонии

31-10-22 Во Владимирской областной филармонии в рамках проекта "Steinway-вечера" состоялся концерт пианистов из Нижнего Новгорода Никиты и Даниила Абросимовых. Никита Абросимов родился в 1988 году на Урале. В 2007 году окончил Нижегородское музыкальное училище им. М. А. Балакирева (класс Н. Н. Фиш), затем совершенствовал мастерство в университете штата Индиана в США на занятиях с профессором Александром Торадзиро, позднее в лондонском Королевском колледже музыки в классе профессора Дмитрия Алексеева. Выступления пианиста проходили на крупнейших сценах: в концертном зале Мариинского театра, зале им. Чайковского, нью-йоркских Карнеги-холле и Линкольн-центре, зале им. Верди в Милане. Даниил Абросимов родился в 2011 году в Нижнем Новгороде в семье музыкантов. С 5 лет обучался в классе заслуженного работника культуры России Натальи Фиш в детском музыкальном отделении при Нижегородском музыкальном училище. В 2018 и 2019 годах стал обладателем Гран-при фестиваля "Новые имена". В сезоне 2019-
Оглавление

31-10-22

Во Владимирской областной филармонии в рамках проекта "Steinway-вечера" состоялся концерт пианистов из Нижнего Новгорода Никиты и Даниила Абросимовых.

Для справки:

Никита Абросимов родился в 1988 году на Урале. В 2007 году окончил Нижегородское музыкальное училище им. М. А. Балакирева (класс Н. Н. Фиш), затем совершенствовал мастерство в университете штата Индиана в США на занятиях с профессором Александром Торадзиро, позднее в лондонском Королевском колледже музыки в классе профессора Дмитрия Алексеева. Выступления пианиста проходили на крупнейших сценах: в концертном зале Мариинского театра, зале им. Чайковского, нью-йоркских Карнеги-холле и Линкольн-центре, зале им. Верди в Милане.

Никита Абросимов за роялем во Владимире
Никита Абросимов за роялем во Владимире

Даниил Абросимов родился в 2011 году в Нижнем Новгороде в семье музыкантов. С 5 лет обучался в классе заслуженного работника культуры России Натальи Фиш в детском музыкальном отделении при Нижегородском музыкальном училище. В 2018 и 2019 годах стал обладателем Гран-при фестиваля "Новые имена". В сезоне 2019-2020 гг. дебютировал на сцене концертного зала Мариинского театра в Санкт-Петербурге, выступив с симфоническим оркестром. Принимал участие в XIV международном фестивале "Лики современного пианизма" во Владикавказе. В декабре 2020 года выступал в Москве в рамках фестиваля Владимира Спивакова "Москва встречает друзей". Летом 2021 года выступал с маэстро Юрием Башметом и ансамблем "Солисты Москвы " на международном фестивале искусств им. А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде.

-2
-3
-4

После блестящего выступления музыкантов мне удалось задать им несколько вопросов.

На сцене
На сцене
За кулисами
За кулисами

Корр. - Когда в семье спортсменов рождается ребенок, он становится спортсменом. Когда рождение ребенка происходит в такой музыкальной семье, как ваша, шансов избежать этой стези нет?

Никита - Ну, у нас не все музыканты, но папа, мама, бабушка и дедушка - да, музыканты. Как-то все естественно сложилось для Дани, он с рожения рос в окружении музыки, звуков.

Даня - Знаете, я изначально пытался избежать этой участи, ходил, бывало, на футбол, в футбольную секцию, в бассейн, но потом это стало нельзя совместить и я забросил немножко.

Корр- А почему рояль, ведь можно было выбрать другой инструмент? Или как мама и бабушка - вокал?

Никита - Ой, я не знаю, само так случилось. Дома инструмент стоит, он подходит, играет. Поднее, с 5 лет он стал учиться у педагога, у которого в свое время и я учился, Наталья Николаевна Фиш, и как-то сразу стало понятно, по какой дороге идти

Корр - Даня, трудно было?

Даня - Изначально я с Натальей Николаевной занимался по три часа, а сейчас, понимаете, в день нужно по четыре часа минимум занимться. Один заход утром два часа, а потом вечером два часа

Корр. - И папе еще нужно заниматься. Как же вы делите инструмент?

Никита - Мы занимаемся в разных местах. У меня есть возможность играть в музыкальном колледже, где я работаю.

Корр. - Удивительное дело, Даня ведет себя как обыкновенный ребенок, играе в телефон, бегает. Но как только он сел за рояль, он стал совсем другим, такой взрослый, зрелый музыкант, настолько убедительно сыграл во всех жанрах - чудесная соната Клементи (классика), импрессионистичный Прокофьев с современным языком. Потому к тебе вопрос как к пианиту: ты уже успел поиграть и с оркестрами. Что интереснее для тебя, играть сольно или с оркестром? Ты уже в Мариинке поирал и в Москве с Башметом.

Даня - Я играл со Станиславом Кочановским (есть такой дирижер), играл в фонде Спивакова как пианист, а с Башметом я участвовал в литературно-музыкальной программе "Маленькие трагедии", там еще принимал участие актер театра и кино Георгий Сиятвинда, он читал текст Пушкина, а я играл партию фортепиано, где как бы Моцарт что-то показывал Сальери, играл вторую часть моцартовского 23-го концерта с оркестром. И, отвечая на Ваш вопрос, что интереснее, я не могу разделить,что мне интереснее. И то, и то интересно.

Никита - Хотел добавить про дирижеров, ведь Даня начал в "Новых именах" с нашими нижегородскими дирижерами, с Александром Скульским, который, к сожалению умер летом. Именно Александр Михайлович очень подерживал Даню, по-отечески к нему относился. Не могу не сказать об этом. У них с Даней сложился такой дуэт творческий. С Ринатом Жиганшиным он играл, это наш дирижер, в общем, нижегородские дирижеры тоже были в жизни Дани

Корр. - Ты музыку не пишешь еще?

Даня - Начинал. Начинал, но немножко подзабросил, потому что трудно все совмещать, конкурсы, концерты. Но импровизирую, люблю.

Корр. - Когда мы увидели афишу, что к нам едет музыкальный дуэт пианистов, то родился логичный вопрос: есть ли у вас дуэты на двух роялях или в 4 руки?

Никита - Однажды мы в качестве эксперимента сыграли вдвоем часть программы. Но вообще мы играем либо каждый сам по себе, либо в одной программе, но один за другим, как это было сегодня во Владимире. Но если честно, я не очень люблю фортепианные дуэты, это очень сложно синхронизировать. Я люблю рояль как сольный инструмент

Корр. - Вообще, Даня отыграл, пожалуй, не меньшую часть концерта сегодня, на наше удивление. И зрители были покорены. Даниил, актуальна ли сейчас классическая музыка, интересно ли ее тебе играть?

Даня - Конечно! Это же такая учеба, опыт, через это надо обязательно проходить.

Корр. - А слушаешь ли ты другую музыку, джаз, например, или популярные песни?

Даня - Пожалуй, нет.

Никита - Ну, почему, нет? В машине мы слушаем джаз всегда. У меня диск Эллы Фицджеральд, и в дороге просто приятно хорошую музыку послушать, а это прекрасная, великая певица. Слушаем и хоровую музыку, симфонической много.

Корр. - Отличаются ли ваши взгляды на то, как нужно исполнять музыку или ты делаешь все, как велит папа, теперь уже твой педагог?

Даня - Я и свое пытаюсь внести, но и поспорю иногда, а вот с Натальей Николаевной нет, приходилось подчиняться, у нее авторитет строгий (смеется).

Корр. - Сегодня было очень неожиданно, когда Даня принял решение сыграть "бис" в своей части концерта, а не в конце. Так по-мужски, по-взрослому, тем более, зал очень тепло встречал. И сделал очень артистично, красиво, играл "Шествие гномов" Грига.

-7
-8
-9

Корр. - Никита, после ухода на пенсию вашего с Даней педагога, вы взяли его в свой класс. Сложно ли учить своего сына?

Никита - Вообще, сложно просто воспитывать детей. Все, кто пытается этим заниматься, знают это. Ну, конечно, сложно. Все, что мы позволяем делать другим детям, мы не позволяем своим. И его я оцениваю по полной. Иногда думаю, ему же всего 10, что ж ты с него спрашиваешь-то как со взрослого? Но я надеюсь, что у нас нет "перекосов". Бывает, конечно, что я "строгача" дам, но нет, все хорошо. Переход от Натальи Николаевны произошел во время дистанционного обучения в изоляцию для нас практически безболезненно.

Корр. - Даня, а тебе больше что нравится исполнять - виртуозную музыку или лирическую кантилену? Я специально себе во время концерта делала заметки: финал сонаты Клементи - блестящая россыпь, техника, в "Весне" Грига потрясающая лирика, в Шопене и растяжка огромная, и педаль красивая, чистая (в 10-летнем-то возрасте!), все ритмические формулы, гемиолы, триоли выговорил, агогика великолепная, мелизмы какие! Не каждый взрослый музыкант это может, закроешь глаза - играет зрелый музыкант. В Прокофьеве с легкостью справляешься с этюдной техникой в "Прелюдии", дети ноты не могут выучить, это сложный музыкальный язык, а ты очень убедителен. В "Скерцо" двойные ноты потрясающие. Это уже полный набор технической оснащенности. Как этого добиться?

Никита - Здесь, конечно, все важно, и предрасположенность природная и усердие. Когда он был совсем маленький, мне понравилась его ручка. Мама думала - может быть скрипка. Но для меня все было понятно. А благодаря Наталье Николаевне, он научился работать.

Корр. - Даня, а это станет твоей профессией?

Даня - Да, конечно, я хочу быть пианистом.

Корр.- Никита, а Вы больше пианист или педагог?

Никита - Слава Богу, пока пианист! (смеется) Я стараюсь балансировать, поскольку со мной сын, но пианист.

-10
-11

Даня - А я хочу пожелать всего хорошего вашей филармонии, мне у вас очень понравилось, я видел Золотые ворота, у вас прекрасная публика.

Фото Владимира Федина.