Найти в Дзене
Академия на Неве

М. В. Красова. Михаил Иванович Ващенко: Санкт-Петербургский регент – хранитель православной традиции.

21 марта 2021 года на 86-м году жизни отошёл ко Господу заведующий Регентским отделением (1987-2010 гг.) Санкт-Петербургской Духовной Академии, её многолетний преподаватель, а также систематизатор церковного обихода — Михаил Иванович Ващенко. Предлагаем вашему вниманию статью аспирантки Российского института истории искусств Маргариты Владимировны Красовой «Михаил Иванович Ващенко: Санкт-Петербургский регент – хранитель православной традиции». Благодаря видным деятелям русской культуры, преданно служащим регентскому делу на протяжении всей творческой жизни, сохраняются и передаются знания певческой традиции. Знаменитый патриарший архидиакон о. Андрей Мазур[1], много лет прослуживший в Александро-Невской лавре и Николо-Богоявленском соборе Санкт-Петербурга, отвечая на вопросы корреспондента: «Что Вы посоветуете православным церковным хорам, что является главным в церковном пении?» — сказал следующее: «Хор после каждого возгласа священника или диакона должен отвечать в том же настроении

21 марта 2021 года на 86-м году жизни отошёл ко Господу заведующий Регентским отделением (1987-2010 гг.) Санкт-Петербургской Духовной Академии, её многолетний преподаватель, а также систематизатор церковного обихода — Михаил Иванович Ващенко. Предлагаем вашему вниманию статью аспирантки Российского института истории искусств Маргариты Владимировны Красовой «Михаил Иванович Ващенко: Санкт-Петербургский регент – хранитель православной традиции».

Благодаря видным деятелям русской культуры, преданно служащим регентскому делу на протяжении всей творческой жизни, сохраняются и передаются знания певческой традиции.

Знаменитый патриарший архидиакон о. Андрей Мазур[1], много лет прослуживший в Александро-Невской лавре и Николо-Богоявленском соборе Санкт-Петербурга, отвечая на вопросы корреспондента: «Что Вы посоветуете православным церковным хорам, что является главным в церковном пении?» — сказал следующее: «Хор после каждого возгласа священника или диакона должен отвечать в том же настроении: „Тебе поем...“ — одно настроение, „Свят, свят, свят, Господь Саваоф...“ — другое. Надо, чтобы регент это чувствовал и обязательно учил этому хор, чтобы исполнение было церковным, а не светским. Это самое главное»[2].

Автор этих строк помнит, как о. Андрей служил с высочайшей молитвенной самоотдачей и вокальной культурой, наполняя своим бархатным басом своды Никольского собора. Хор под управлением главного регента М. И. Ващенко прекрасно соответствовал уровню музыкального таланта архидиакона.

Михаил Иванович Ващенко является истинным петербургским регентом, воспринявшим, и с любовью сохраняющим хоровые традиции мастеров Придворной певческой капеллы. В 1846 году при капелле были открыты регентские классы для подготовки руководителей церковных хоров[3]. На протяжении многих лет капелла являлась профессиональным музыкальным учебным заведением, воспитавшим целую плеяду выдающихся деятелей русской культуры.

Д. С. Бортнянский[4], став директором и управляющим капеллой (1796), своим творчеством открыл новую страницу в русской духовной музыке, обратившись к переложениям и гармонизациям песнопений греческого, болгарского, знаменного и киевского распевов. М. Ващенко дал переложениям Бортнянского ряд ценных определений с точки зрения современного регента-практика: «Результат переложений оказался настолько удачным, что почти все они вошли в обиход и до настоящего времени повсеместно исполняются церковными хорами. Особенной любовью отмечены его следующие гармонизации: „Дева днесь“, „Под твою милость“, канон „Помощник и покровитель“, „Чертог твой“, „Приидите ублажим“, „Ангел вопияше“ и многие другие»[5].

Подобно Д. С. Бортнянскому, родившемуся и получившему начальное певческое образование в певческой школе города Глухова Черниговской губернии, судьба М. Ващенко удивительным образом также связана с Черниговом — именно там он получил благословение святого Лаврентия на регентскую службу в Петербурге.

Русский хор — особый феномен православной культуры. Неоценимая заслуга в сохранении и развитии певческих традиций принадлежит выпускникам регентских классов Санкт-Петербургской придворной певческой капеллы и Московского синодального училища. Основной задачей регентов и хормейстеров всегда была и есть работа над чистотой хорового строя, певческой интонацией, ансамблевым звучанием хоровых партий и внятной дикцией. На рубеже XIX—XX веков в хоровом искусстве становится актуальной проблема тембровой специфики звука. Характеризуя новую петербургскую школу (XIX век), исследователь церковно-певческой истории И. А. Гарднер отмечает: «Особенно характерно для Петербургской школы то, что хор понимается как своего рода инструмент одного тембра (например, органа, фисгармонии), где тембры отдельных голосов должны сливаться в одно — стремление к преодолению особенностей человеческого голоса, стремление к подражанию „органному звучанию“»[6].

Иной позиции придерживались композиторы московской школы П. Г. Чесноков и А. В. Никольский, трактовавшие хор как оркестр человеческих голосов, благодаря смешению тембров которых возникают новые яркие краски. Свои соображения А. В. Никольский изложил в статье «К вопросу о новых путях в области хоровой композиции»: «К хору можно подойти не как к комплекту из четырех только массовых голосов, а как к богатейшему ансамблю, содержащему в себе до полутора десятка разных тембров, имеющих каждый свой особенный и яркий колорит, при надлежащем использовании, дать звуковые эффекты неизмеримо большие, чем какие обычно извлекаются из смешанного хора. Каждая хоровая партия есть, строго говоря, целое „семейство“ голосов, в составе не менее трех и даже четырех каждое»[7].

Специального внимания заслуживает деятельность церковнослужителей, управлявших богослужебными хорами. В конце XIX — начале XX века репертуар звучащей в храмах культовой музыки соответствовал высокому уровню мастерства регентов. Шедевры русской хоровой музыки — «Литургия Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского[8], «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова[9], произведения М. И. Глинки, А. С. Аренского и другая духовная классика украшали литургическое пение соборов Москвы и Петербурга. В Москве заметный след в музыкальном искусстве оставили знаменитые регенты и церковные композиторы: С. В. Смоленский[10], В. С. Орлов[11], П. Г. Чесноков[12] (хормейстер и регент храма Василия Кесарийского на Тверской-Ямской), Н. М. Данилин (знаменитый регент синодального хора, профессор Московской консерватории), А. В. Свешников[13] (регент храма Успения на Могильцах и Священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе), Н. В. Матвеев[14] (регент хора храма Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Большой Ордынке), В. С. Комаров[15] (регент патриаршего хора Елоховского Богоявленского собора), А. В. Александров[16] (регент хора храма Христа Спасителя и Святого Николая Чудотворца на Трех горах), архимандрит о. Матфей Мормыль[17], руководивший хором Троице-Сергиевой лавры в течение 50 лет[18].

В Санкт-Петербурге — мировом культурном центре — на церковной ниве также трудилась целая плеяда выдающихся регентов и церковных композиторов. Певческие традиции Придворной певческой капеллы сохраняются до сих пор в Петербурге, особенно в соборных богослужениях. Уставные стихиры, как правило, распеваются на богослужениях по церковно-певческому придворному обиходу под редакцией А. Ф. Львова и Н. И. Бахметева. Имена регентов — А. А. Архангельского[19] (регент Придворно-конюшенной церкви), Е. С. Азеева[20] (регента Придворной певческой капеллы, композитора и педагога), А. С. Аренского[21] (директора Придворной певческой капеллы), А. А. Фрунза (регента Казанского собора), В. А. Фатеева[22] (регента Казанского собора), А. Ф. Шишкина[23] (регента Никольского собора), М. К. Бурмагина[24] (регента Спасо-Преображенского собора), В. Г. Самсоненко (регента церкви Святых Симеона и Анны, Входно-Иерусалимской Знаменской церкви), В. И. Зинченко[25] (регента Князь-Владимирского собора), К. М. Федорова[26] (регента Спасо-Парголовского храма), Н. Д. Успенского[27] (профессора Санкт-Петербургской духовной академии), П. П. Герасимова (регента Александро-Невской лавры и хора духовенства), М. И. Ващенко (регента Николо-Богоявленского и Князь-Владимирского соборов) навсегда вписаны в «скрижали» истории церковного пения Санкт-Петербурга.

Необходимо отметить, что в русской эмигрантской среде певческие традиции Святой Руси также успешно сохранялись и развивались. В Париже на регентском поприще прославился старинный род церковных музыкантов Кедровых[28]. В настоящее время хором кафедрального собора Александра Невского в Париже руководит внук композитора Николая Николаевича Кедрова — регент и протодиакон о. Александр Кедров. Благодаря трудам организаторов хорового фестиваля «Академия православной музыки» в июле 2010 года слушатели Санкт-Петербургской капеллы имели возможность познакомиться с творчеством хора прихожан кафедрального собора Парижа, в котором поют потомки русских эмигрантов. В США в Сан-Франциско долгие годы служил на клиросе Михаил Сергеевич Константинов (1904—1982) — регент и прекрасный тенор. Широко известен в церковных кругах композитор и руководитель богослужебного хора Синодального Знаменского кафедрального собора в Нью-Йорке Борис Михайлович Ледковский[29].

Сложно переоценить заслуги на церковном клиросе деятеля русского зарубежья, регента протоиерея о. Михаила Фортунато[30]. О творческой деятельности о. Михаила Фортунато написана монография Н. В. Балуевой «Регент: судьба и служение. Протоиерей Михаил Фортунато»[31] и в 2001 году снят фильм В. И. Матвеевой «Регент» — к 70-летнему юбилею протоиерея Михаила Фортунато. Неоднократно о. Михаил и Михаил Иванович встречались и обменивались опытом на регентских конференциях в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде.

Путь регентского служения М. И. Ващенко не менее интересен и заслуживает пристального внимания и изучения. Приехав в июле 2011 года в Санкт- Петербург на международный певческий фестиваль «Академия православной музыки»[32], знаменитый лондонский регент, давно не видевший своего старого знакомого, сразу поинтересовался: «Можно ли встретиться с регентом Князь-Владимирского собора М. И. Ващенко?» Ведь знакомы они были уже давно — с 1994 года, с того времени, как о. Михаил начал проводить свои семинары по церковному пению в Сергиевом Посаде, в Московской Регентской школе при Московской духовной академии. В тот год на «Академии православной музыки» гостил о. Роман Красовский — руководитель миссии Русской православной церкви за рубежом в Иерусалиме. После знакомства с о. Романом и совместной долгой беседы Михаил Иванович был приглашен выступить с докладами на съездах регентов русского зарубежья в Канаду (2012) и США (2014)[33].

Рассмотрим основные вехи творческого пути М. И. Ващенко, который является достойной фигурой в истории певческого искусства. Осмысление его многопланового опыта — одна из актуальнейших задач не только теории и практики регентского дела, но в целом русского культурного самосознания.

Михаил Иванович Ващенко родился в селе Крапивна Нежинского района Черниговской области Украинской ССР. Рассуждая о многолетней трудовой деятельности Михаила Ивановича, необходимо вспомнить роковой случай из его детства. В период немецкой оккупации ранним летним утром 1942 года при въезде в село произошел небольшой взрыв под передним колесом легкового автомобиля. В нем ехали четыре офицера располагавшейся в тех местах венгерской воинской части немецкой армии. Решив, что это дело сельских партизан, они сразу же собрали жителей села на околице, поставили пулемет и заставили мужчин рыть яму, чтобы расстрелять всех сельчан. Спасение для всех пришло неожиданно. По чистой случайности мимо ехала машина, из которой вышел немецкий офицер и удивленно спросил младшего по званию венгра о происходящем. Выслушав доклад, немец пришел в ярость, сделал выговор венграм и резко приказал жителям немедленно разойтись. До сих пор эта картина стоит у Михаила Ивановича перед глазами, и он благодарит Бога за чудесное избавление.

С детских лет Михаил Иванович вместе с мамой Екатериной Порфирьевной участвовал в богослужениях на церковном клиросе. Первым учителем сольфеджио юного певчего был настоятель летнего храма Всех Святых и зимнего храма Архангела Михаила в городе Нежине о. Иоанн Волочаев. Этот храм в народе называли греческой церковью, так как он был расположен на «пути из варяг в греки» и в городе проживали потомственные греки[34]. В 10 лет, находясь в паломнической[35] поездке в Чернигове, Михаил Иванович получил благословение святого Лаврентия Черниговского[36]. «Миша, будешь жить и славить Бога в великом городе», — слова старца[37]. В те советские годы ощущалась острая нехватка регентов и певчих на приходах православной церкви. В 14 лет, накануне праздника старого Нового года — святителя Василия Великого, в сильный мороз, закутанный в пуховый платок, юный Михаил приехал к настоятелю храма Преполовения Пятидесятницы в поселке Новое Быково о. Федору Булавко, чтобы начать регентскую службу. Священник представил отрока хозяйке дома: «Певчий дьяк Михаил», а она в ответ: «Какой же это дьяк? Это — дячиня»[38]. Молодому регенту сразу пришлось управлять хором из двадцати человек. Дирижерских навыков тогда не хватало, но было знание церковного устава, обиходных песнопений и певческой системы осмогласия, что необходимо в регентской деятельности. Строгое семейное воспитание и опыт пения на церковном клиросе с детских лет помогали «держать марку» начинающему регенту. К сожалению, никто не предупредил Михаила Ивановича о том, что мальчикам-подросткам опасно петь в период мутации (изменения голоса дисканта и альта на мужской). Юный регент нес большую голосовую нагрузку не по возрасту, вследствие чего пострадал голос — была утрачена природная красота тенорового тембра. В дальнейшем, уже в годы учебы в Одессе, врач-фониатр посоветовал Михаилу Ивановичу полоскание горла морской водой, и эти процедуры частично восстановили голос регента.

Во второй половине XX столетия в Черниговской епархии[39] почти в каждом селе был действующий храм, а в городах их было несколько. Например, в городе Нежине действовало семь храмов. Благодаря певчим старшего поколения, сохранялась устная певческая традиция. Опытные певчие обучали молодое поколение. Богослужебные песнопения в основном разучивались наизусть. Нотных книг и певческих рукописей не хватало, церковный репертуар был довольно скудным и однообразным, но все-таки звучало многоголосие: основная мелодия гласа украшалась движением в терцию сверху и гармонизовалась функциональным движением нижнего голоса. Музыкально образованных регентов было мало, и это послушание часто выполняли наиболее одаренные певчие.

В 1954 году Михаила Ивановича призвали в армию на три года. Выяснив, что призывник руководит церковным хором, военком города Нежина решил его отправить, с его слов, «куда Макар телят не гонял» — служить на Колыму в поселок Ягодное Магаданской области, где почти весь год была зима и мороз доходил до -60° С. Отслужив в армии, Михаил Иванович пришел поблагодарить военкома, так как практически все время службы, благодаря хорошему почерку, он отслужил писарем при штабе.

В 1957 году М. И. Ващенко поступил в Киевскую духовную семинарию, где быстро стал старшим певческой богослужебной череды[40]. В духовной школе был хороший мужской хор, которым руководил преподаватель церковного пения П. Д. Толстой, ученик «короля регентов» Я. С. Калишевского41. Семинаристы часто ходили в Киево-Печерскую лавру, где в подземных пещерах размещаются мощи святых. Посетители пещер останавливались и слушали в исполнении мужского хора тропари, кондаки и величания святым. Большой популярностью в Киеве пользовался хор кафедрального Князь- Владимирского собора под управлением М. П. Гайдая[42]. Михаил Иванович любил бывать на службах в кафедральном соборе под управлением известного регента. В других храмах Киева хоры были менее профессиональные, но на клиросах, как правило, пело два хора. Когда Михаил Иванович закончил 3-й курс в 1960 году, при нынешнем патриархе-раскольнике, Киевскую духовную семинарию закрыли в русле политики советского государства тех лет в отношении церкви.

Весь курс в 1960 году перевели в Одесскую семинарию, которая с самого основания в 1838 году являлась очагом духовного образования под небесным покровительством святого апостола Андрея Первозванного[43]. С историей существования этого прославленного учебного заведения связана деятельность выдающихся ученых-богословов — архиепископа Гавриила (Розанова) и ученого-востоковеда, открывшего Синайский кодекс Библии, епископа Порфирия Успенского.

В Одессе Михаил Иванович становится регентом семинарского хора[44]. После слияния двух семинарий в Одесской семинарии образовалось два мощных хоровых коллектива, певших антифонно за богослужением.

Одесса — город талантливых голосистых певцов, подобно итальянскому городу Неаполю. В городских храмах Одессы в 1960-х годах пение было на высоком уровне благодаря тому, что в церковных хорах по совместительству пели солисты оперного театра и студенты консерватории. В кафедральном Успенском соборе был образцовый хор, основанный хоровым мастером К. К. Пигровым[45], учеником А. К. Лядова. В своей книге «Руководство хором» знаменитый хормейстер обобщил свой опыт, уделив особое внимание интонированию интервалов и хоровому строю. Чистота интонации— «краеугольный камень» хорового пения, говорил Пигров. «Без чистой интонации хоровое пение не может восприниматься как художественное явление». От певцов своего хора регент требовал постоянного внимания, слухового контроля и старания. Михаил Иванович, учась в Одесской семинарии, имел возможность посещать спевки хора, которые проводил преподаватель церковного пения Николай Георгиевич Вирановский[46], ученик К. К. Пигрова. Система занятий носила характер торжественности, достаточно было послушать вступительное слово Н. Г. Вирановского о композиторе и песнопении, с которого он начинал репетиционную работу, как все сразу ощущали всю серьезность отношения регента к своему делу. Его управление хором всегда отличалось молитвенностью, мягким звучанием, он никогда не позволял, чтобы верхние голоса заглушали нижние, постоянно работал над ансамблевым звучанием. Основным принципом взаимоотношений руководителя с коллективом хора, которому Вирановский следовал всю жизнь, были глубокая человечность и взаимное уважение певцов и регента. Вирановский был глубоко верующим человеком, всегда серьезно готовился к службам, а особенно к великим праздникам, прекрасно знал церковный устав. Своим знанием и талантом он смог воспитать ряд студентов, ставших впоследствии регентами хоровых коллективов[47]. Особенное внимание (по словам М. И. Ващенко) Вирановский и Пигров уделяли интонированию секундовых интервалов, аккуратному исполнению гамм, хорошей дикции и тонкой нюансировке. Прослушивая певцов в свой хор, М. И. Ващенко всегда просил спеть гамму до-мажор, обращая пристальное внимание на чистое интонирование полутонов си-до и ми-фа. После окончания обучения в Одесской семинарии, в 1961 году, М. И. Ващенко и его однокашник о. Владимир Сорокин[48] поступают в Ленинградскую духовную академию[49].

В духовной школе царил дух церковного единства. В семинарском храме на клиросах антифонно пели два хора. Дополнительно для желающих обучаться музыке семинаристов проводились факультативные занятия в регентском, вокальном и фортепианном кружках. Регентский кружок вел выпускник регентских классов при Придворной певческой капелле Константин Михайлович Федоров[50], который в свое время учился у Милия Алексеевича Балакирева, в 1906-м получив диплом I разряда с присуждением ему звания учителя церковного пения и теории музыки[51]. С первых дней открытия Ленинградской духовной академии в 1946 году Константин Михайлович преподавал церковное пение и передал педагогические традиции Придворной певческой капеллы будущему регентскому отделению, которые поддерживаются с тех пор в течение многих лет. Последние годы жизни К. М. Федоров активно занимался гармонизациями церковных распевов. В 1972 году он пишет «Краткие практические советы по церковному пению», гармонизует выдающееся гимнографическое традиционное произведение — стихиру праздника Успения Богородицы «Богоначальным мановением» на 8 гласов, за что получил благодарность митрополита Никодима (Ротова).

В городских храмах Ленинграда в 1970-е годы пели профессиональные хоры, состоящие из солистов хора Радиокомитета, Академической капеллы имени М. И. Глинки, хористов Театра оперы и балета имени Кирова, хористов Малого театра оперы и балета, студентов Института культуры имени Н. К. Крупской и консерватории. В Николо-Богоявленском кафедральном соборе хор в те годы состоял из 120 певчих (отметим, что оптимальный состав хора, рекомендуемый П. Г. Чесноковым в книге «Хор и управление им»[52], не менее 12 человек). Регентом был доцент духовной академии и композитор А. Ф. Шишкин[53], награжденный в годы блокады медалью «За оборону Ленинграда». Интересное свидетельство очевидцев приводит М. В. Шкаровский: «На известие о войне регент хора, комендант собора Александр Федорович Шишкин (в то время студент дирижерского отделения Ленинградского музыкально-педагогического института) отозвался сочинением в конце июля талантливого произведения для церковного хора (ЦГА СПб. Ф. 4769. Оп. 3. Д. 147. Л. 13). Этот концерт одобрил известный церковный композитор В. А. Фатеев, умерший во время блокады. При первом исполнении произведение не было допето до конца, так как, по свидетельству М. В. Долгинской, все хористы плакали. В дальнейшем в годы блокады концерт часто исполняли в соборе, в том числе нередко по просьбе прихожан, сосредотачивая их помыслы на мольбе ко Господу о Даровании победы над врагом»[54]. Сама Мария Васильевна — жена диакона Иоанна Долгинского — добровольно пошла служить в ПВО весной 1942 года, командовала зенитной батареей, потом была заместителем командира взвода саперной роты. После войны Долгинская пела в хоре кафедрального Николо-Богоявленского собора, являлась помощником регента и, кроме ордена Великой Отечественной войны II степени, была награждена церковным орденом Святого князя Владимира III степени[55]. В Троицком соборе Александро-Невской лавры также был большой хор под управлением П. П. Герасимова[56]. Славился хор Спасо-Преображенского собора под управлением М. К. Бурмагина[57]. В других церквях города хоры не отличались столь высокой квалификацией.

В советское время списки певчих церковных хоров контролировались местными уполномоченными по делам религии при Совете Министров СССР, и многие музыканты, опасаясь увольнения, боялись совмещать свою работу с пением в церкви. Учитывая сложившуюся ситуацию, по благословению правящего архиерея высокопреосвященного митрополита Никодима, ректор академии архиепископ Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, решил предпринять меры по организации официального обучения регентов церковных хоров.

По ходатайству Духовной академии Священный синод РПЦ постановил открыть регентские классы при Ленинградской духовной академии. Первый набор учащихся состоялся в 1979/80 учебном году. Михаил Иванович Ващенко также поступил на обучение и одновременно стал преподавателем церковного пения. Регентский класс первоначально возглавил заслуженный профессор академии, литургист и музыковед с мировым именем Н. Д. Успенский, изучавший византийскую и древнерусскую певческую культуру. Он внес большой вклад в становление нового учебного подразделения при духовной школе. В 1983 году регентский класс был переименован в регентское отделение при Ленинградской духовной академии. 9 октября 2019 году в Духовной академии Санкт-Петербурга отмечался храмовый праздник святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и в этот день регентское отделение отметило свой 40-летний юбилей.

Восприняв опыт известных профессоров Санкт-Петербургской духовной академии — Н. Д. Успенского, А. Ф. Шишкина и регента академического храма Святого апостола Иоанна Богослова К. М. Федорова, Михаил Иванович, много лет возглавляя регентское отделение Санкт-Петербургской духовной академии, открыл новую веху в истории церковного пения России. Окончив Духовную академию в 1966 году, Михаил Иванович был приглашен преподавать церковное пение. Многие из ныне здравствующих протоиереев, епископов и митрополитов РПЦ, и других поместных православных церквей обучались у него церковному пению.

-2

Как мы уже говорили, церковь находилась в то время под контролем уполномоченных Совета по делам религий, и потому священно- и церковнослужителям, а также певчим чинились всяческие препятствия. Михаил Иванович никогда не скрывал своих убеждений глубоко верующего православного христианина и этим раздражал атеистическую власть. Он вспоминает, как в 1969 году ректор Духовной академии епископ Герман (Тимофеев, в дальнейшем — митрополит Волгоградский и Камышинский) и митрополит Никодим (Ротов) вынуждены были ему сообщить: «Мы подумали, что Вам лучше быть регентом на приходе подальше от молодежи…» В 1971/72 учебном году он опять преподавал в семинарии, а с ноября 1987 года Михаил Иванович возглавил регентское отделение Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии и руководил им до 2010 года в течение 23 лет. С 1969 года начинается приходская деятельность Ващенко как регента. Он поступил помощником регента в Князь-Владимирский собор, а после смерти регента Павла Николаевича Скородумова (артиста Малого оперного театра) стал главным регентом. С сентября 1980 года Михаил Иванович становится главным регентом Никольского собора и свою первую службу в качестве главного регента проводит, участвуя в торжественной литургии во время визита Патриарха Иерусалимского и всея Палестины Диодора[58] в пределы Русской православной церкви. Хор Никольского собора состоял тогда из 60 певчих[59]. В годы воинствующего атеизма за время советской власти в России была уничтожена почти вся церковно-певческая литература. Михаил Иванович не жалел сил и времени на воссоздание целой серии нотных сборников с литургическими комментариями. Отбирая лучшие произведения певческого искусства к публикациям в своих нотных сборниках, Ващенко на протяжении всей многолетней издательской деятельности негласно выполнял работу церковного цензора. Всю свою творческую жизнь регент собирал и систематизировал духовные песнопения. Всего Ващенко выпустил в свет около сорока нотных сборников и продолжает активную издательскую деятельность. До 1991 года издание церковно-певческих сборников было запрещено. Регенты пользовались услугами переписчиков нот. Первые 20 нотных сборников Пасхи в Никольском соборе были выпущены фотографическим способом. Затем через сотрудников Государственного музыкального фонда ноты размножали на ротационных машинах. Несколько лет М. И. Ващенко и его сын Владимир набирали музыкальные тексты в программе «Encore» на компьютере. Несмотря на все сложности с тиражированием произведений духовной музыки, в 1980-е годы были выпущены следующие нотные сборники: «Обиходные песнопения Божественной Литургии»[60], «Всенощное бдение»[61], «Пасхальные песнопения»[62], «Праздничные антифоны и задостойники»[63], «Прокимны на Литургии и „Аллилуиа“ после Апостола»[64], «Пасхальные песнопения»[65],«Ирмосы общие Пресвятой Богородице»[66], «Праздничные ирмосы»[67], «Осмогласие на „Господи воззвах“» [68]. В 1990-е годы М. И. Ващенко выпустил  в свет «Венчание»[69], «Песнопения Постной Триоди» [70], «Песнопения Архиерейского Богослужения»[71], «Великое Славословие»[72]. Издательская группа «Образцы Русской духовной музыки» выпустила в 1996—2001 годах следующие церковно-певческие сборники под редакцией М. И. Ващенко: «Обиходные песнопения Всенощного бдения» [73], «Обиходные песнопения Божествен- ной Литургии»[74] (этот сборник был заново отредактирован М. И. Ващенко  в 2004 году)[75], «Песнопения Рождества Христова»[76], «Песнопения Постной Триоди»[77], «Пасхальные песнопения»[78]. Позднее, в 2000 году, было осуществлено репринтное издание новгородского «Спутника псаломщика» 1916 года[79]. Нотный сборник «Воскресное Всенощное бдение», составленный регентом и видным церковным деятелем Петербурга Иваном Николаевичем Судосой для мужского хора, был отредактирован М. И. Ващенко и издан Духовной академией в 1990 году[80]. «Обиходные песнопения Божественной Литургии»[81] для мужского хора Михаил Иванович отредактировал и издал в 1991 году. Нотные сборники под редакцией Ващенко известны и востребованы не только в России, но и во всем мире — на них постоянно есть спрос. За издательскую деятельность Михаил Иванович неоднократно получал благодарность от коллег на международных певческих конференциях. В настоящее время М. И. Ващенко продолжает издательскую деятельность, редактируя издания церковно-певческих сборников в Духовной академии Санкт-Петербурга. В апреле 2018 года Духовная академия выпустила «Песнопения Всенощного бдения» под редакцией М. И. Ващенко[82]. В этот церковно-певческий сборник вошли произведения А. А. Архангельского (1846—1924), Д. В. Аллеманова (1867—1928), Н. И. Бахметева (1807—1891), Д. С. Бортнянского (1751—1825), М. Ф. Гривского (1878—1945), В. К. Ковальджи (род. 1967), Б. М. Ледковского (1894—1975), Н. Д. Леонтовича (1877—1921), Г. Я. Ломакина (1812—1885), А. Ф. Львова (1798—1870), Г. Ф. Львовского (1830— 1894), М. П. Строкина (1832—1887), П. И. Турчанинова (1779—1856), архимандрита Феофана (Александрова) (1785—1852). В 2019 году в свет вышли следующие нотные сборники в редакции М. И. Ващенко: «Осмогласие на „Господи, воззвах“»[83] (2-е издание с важным приложением о том, как использовать Осмогласие при распевании богослужебных текстов), «Степенные ан- тифоны» в гармонизации А. Ф. Львова[84], «Прокимны на Литургии киевского распева и „Аллилуиа“ после Апостола»[85] разных композиторов, сборники Великого поста: «Да исправится молитва моя»[86] и великопостные «Седмичные прокимны»[87]. Готовятся к печати великопостные певческие сборники: «Ныне силы небесныя», «Вкусите и видите», «Чертог Твой», «Разбойника благоразумного», «Трипеснцы Великого поста» и «Погребение священно- служителей».

Обязанности заведующего регентским отделением в течение 23 лет Михаил Иванович совмещал с преподаванием хороведения, хоровой аранжировки, церковного пения и литургики. В 1991 году М. И. Ващенко был приглашен в Педагогический институт имени Герцена преподавать литургику студентам факультета музыки, где он проработал до 2001 года, создав авторскую методику. Он вспоминает, что в те постсоветские годы, когда он впервые заговорил на лекциях о Боге, некоторые студенты возмущенно покидали аудиторию. В настоящее время Михаил Иванович продолжает свою активную творческую деятельность в духовных школах в качестве научного сотрудника.

В 2014 году Михаил Иванович представлял регентское отделение СПбПДА на церковно-певческом съезде Зарубежной православной церкви в Сан-Франциско, где он рассказал о певческих традициях Руси. «Глубокая древность, восходящая ко временам св. Иоанна Дамаскина, сообщает особый авторитет нашему церковному распеву. У каждого народа есть свои национальные излюбленные мелодии и свое техническое их построение. Сохраняя основные черты принятых распевов, русский народ развил, дополнил их своими родными звуками, обогатил их, усовершенствовал и составил на их основе множество церковных песнопений. Русский народ создал великолепные храмы, украсил их изумительной иконописью, художествен ной утварью, облачением, и он же создал свое православное церковное пение. В церковном пении отразилось все, что дано русскому народу христианством, что прошло через душу, мысль и сердце многих поколений русских людей. Знаменный и киевский распевы созданы возвышенными мыслями и чувствами наших поколений. Звуки этих распевов и теперь возвышают наши души. Они являются источниками воды живой для музыкального церковного молитвенного вдохновения»[88]. В докладе на Третьей Международной научной церковной конференции, посвященной 1000-летию крещения Руси[89], М. И. Ващенко поделился своими представлениями о спорах музыковедов касательно самобытности древних распевов Руси и византийском влиянии. На конференции регент высказал мнение об использовании для богослужебной практики на Руси в X—XI веках канонических книг в болгарских переводах и предположил, что собственная крюковая музыкальная письменность, созданная по принципу греческих невм, возникла более чем столетие спустя после принятия христианства. В длительном процессе певческой практики, под воздействием творческого мышления древнерусских распевщиков, экспрессивные и драматические византийские распевы трансформировались в спокойную созерцательную монодию, на попевочном принципе которой была создана высокоразвитая система знаменного распева. В заключение доклада М. И. Ващенко рассуждает о научных взглядах Н. Д. Успенского[90], высказанных в статье «Византийское пение в Киевской Руси»[91]. Изложим позицию ученого: после Крещения в певческом пространстве Древней Руси наметились три художественных течения. Первое — провизантийское, сторонниками которого являлись греческие архиереи, монахи и русская аристократия, стремившиеся утвердить на Руси византийское пение. Второе — умеренное, которое поддерживало большинство русского духовенства, допускающее употребление русских интонаций за богослужением. Третье — меньшинство русского клира, которое принимало только греческие богослужебные тексты. Победило умеренное среднее течение, которое способствовало созданию самобытного русского певческого искусства, олицетворявшего органичную часть миросозерцания древнерусского человека. «Огромную роль играло духовное наполнение, высокая духовность этого искусства: противопоставляемое фольклору, оно несло христианские ценности, формирующие национальный менталитет», — пишет Г. А. Пожидаева в монографии «Духовная музыка славянского Средневековья»[92].

Неоднократно Михаил Иванович выступал на престижных международных конференциях, церковно-певческих семинарах и симпозиумах. Его доклад «Развитие и направления церковного пения в Петербурге после падения коммунизма» на XII Северо-Американском церковно-певческом съезде в Торонто (Канада) 3—7 октября 2012 года и выступление «Некоторые мысли о церковном пении» 6 октября 2014 года на конференции в Сан-Франциско были встречены слушателями с большим интересом. В своих докладах Михаил Иванович говорил об острой полемике, ведущейся вокруг знаменного пения, и также отмечал, что в дореволюционной России существовала церковная цензура для вновь сочиняемых церковно-певческих композиций и происходил строгий отбор песнопений, рекомендованных для исполнения за богослужением. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров)[93] в докладе на первом заседании комиссии Межсоборного присутствия РПЦ по вопросам богослужения и церковного искусства 25 марта 2010 года на Троицком подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Москве сказал: «В течение нескольких последних столетий церковное искусство на Руси пережило ряд серьезных изменений и кризисов: влияние барокко, торжество академизма и запрет традиционного иконописания, катастрофа 1917 года, возрождение в 1990-е годы. Все это отразилось на современном состоянии церковного искусства. После начала церковного возрождения упор был сделан в основном на быстроту восстановления и строительства храмов, зачастую в ущерб их художественным качествам. Между тем, церковное искусство не только передает канонические установления и многовековой опыт Церкви, но и должно создавать правильную молитвенную атмосферу. Проблемы церковного пения также достаточно многообразны. Существует несколько традиций в отношении даже самой манеры пения в храме. Музыкальная стилистика звучащих за богослужением произведений весьма различна и не всегда подчиняется каким-то ясным и понятным принципам. В отличие от дореволюционной ситуации, нет никакого центрального церковного органа, который служил бы цензором вновь сочиняемых церковно-певческих композиций. Идет острая полемика вокруг знаменного пения. Перечисление проблем можно продолжать. В связи с этим было бы правильным создать рабочую группу по вопросам церковного пения и предложить ей подумать над тем, какие существуют возможности по исправлению ситуации»[94]. Мнение архипастыря и по церковному пению в вопросе литургического музыкознания то же: вернуться от концертного искусства вокала на клиросе к аскетической дисциплине богослужебного пения.

Необычайное трудолюбие, самоотдача, бережное отношение к церковно- певческим традициям России, целеустремленная и одухотворенная научно- исследовательская деятельность, щедрая педагогическая практика являются отличительными чертами личности нашего современника — выдающегося санкт-петербургского регента Михаила Ивановича Ващенко. Редкими качествами знаменитого регента, помимо яркого музыкального таланта, являются глубокие познания в области богословия, агиографии, гимнографии и грамматики славянского языка. М. И. Ващенко на протяжении всех 68 лет регентского служения заботился и продолжает работать над сохранением национальных певческих традиций и благолепия богослужений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Архидиакон Андрей Мазур (1926—2018) родился близ Почаевской лавры. После демобилизации в 1946 году поступил послушником в Почаевскую лавру, где пел в монастырском хоре и был помощником келаря. Через два года поступил в духовную академию, располагавшуюся тогда в Новодевичьем монастыре Москвы. В 1950 году принял диаконский сан, а через три месяца был поставлен протодиаконом Пермского кафедрального собора. Прослужив в соборе шесть лет, переехал в Ленинград, где служил в Троицком соборе Александро-Невской лавры и был регентом будничного хора. В 1968 году переведен в Ленинградский кафедральный собор, где продолжил протодиаконское служение и пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова. В 1990 году назначен патриаршим архидиаконом.

2 Хорецкая В. Архидиакон Андрей Мазур: Самое главное — это молитва (Труды Московской регентско-певческой семинарии. 2002—2003) // Мир Православия. 2007. № 1 (106). Январь.

3 «Обучение регентскому делу (очное и заочное) началось в капелле с 1847 года благодаря энергичным действиям директора А. Львова. Согласно указу 1846 года (подтвержденному потом в 1849, 1850 и 1852 гг.) учителями пения и регентами хоров в России могли быть исключительно лица, получившие соответствующие аттестаты в Придворной певческой капелле» (Манько Т. В. Русская школа хорового исполнительства: традиции и современность. Дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Ростовская гос. консерватория имени С. В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2006).

4 См.: Прижизненные издания сочинений Д. С. Бортнянского. Сводный каталог. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского / Отв. сост. Н. А. Рыжкова. СПб.: РНБ, 2001. 96 с.; Рыцарева М. Г. Дмитрий Бортнянский: Жизнь и творчество композитора. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Композитор, 2015. 392 с.

5 Ващенко М. И. Дмитрий Степанович Бортнянский // Песнопения Постной Триоди. Нотный сборник № 24 / Сост. М. И. Ващенко. СПб.: РО при СПбПДА, 1997.

6 Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. История: В 2 т. Т. 2. Jordanwille; New York: Типография преп. Иова Почаевского, 1982. C. 472.

7 Никольский А. В. К вопросу о новых путях в области хоровой композиции // Музыкальная новь. 1924. № 6—7. С. 12—13.

8 После первого исполнения в 1880 году «Литургии» П. И. Чайковского ее запретили петь в храмах. Однако до революции она ежегодно исполнялась в день памяти композитора в Москве в храме Вознесения Господня у Никитских ворот и в Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры. С шестидесятых—восьмидесятых годов XX века литургическая музыка П. И. Чайковского стала звучать в церквях.

9 С. В. Рахманинов завершил «Всенощное бдение», op. 37, в начале 1915 года и посвятил его памяти С. В. Смоленского, читавшего в Московской консерватории курс истории русской церковной музыки.

10 Степан Васильевич Смоленский (1848—1909) — профессор Московской консерватории, музыковед, директор Московского синодального училища (1889—1901), палеограф, хоровой дирижер, учредитель журнала «Хоровое и регентское дело» (1909). С именем Смоленского связывают расцвет московской церковно-певческой школы, основанной на традициях гармонизации древних распевов. Его ученики и последователи: А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский, Н. С. Голованов, В. С. Калинников, К. Н. Шведов.

11 Василий Сергеевич Орлов (1857—1907) — русский хоровой дирижер, педагог. Окончил Синодальное училище и Московскую консерваторию. Учился у П. И. Чайковского. В 1882— 1886 годах регент духовно-певческой капеллы Русского хорового общества, руководил хором Московского университета. С 1886-го — регент Синодального хора, который под его управлением приобрел славу лучшего церковного хора России. В 1895-м провел цикл исторических концертов русской духовной музыки, в 1899 году с огромным успехом выступил в Вене. С 1901 года директор Синодального училища; дирижировал концертами объединенного церковного хора Москвы (см. о нем: Василий Сергеевич Орлов — наследие: опыт и секреты работы с Синодальным хором. Часть 1. URL: http://ikliros.com/blog/vasilii-sergeevich-orlov- nasledie-opyt-i-sekrety-raboty-s-sinodalnym-khorom-chast-1 (дата обращения: 17.09.2019)).

12 Павел Григорьевич Чесноков (1877—1944) — один из крупнейших представителей русской хоровой культуры, церковный композитор и дирижер. Автор книги «Хор и управление им».

13 Александр Васильевич Свешников (1890—1980) — русский хоровой дирижер, организовавший в 1942 году Государственный русский хор, а в 1944 году Московское хоровое училище по типу Синодального училища церковного пения.

14 Николай Васильевич Матвеев (1909—1992) — заведующий регентским классом Московской духовной академии, составитель обихода церковного пения.

15 Виктор Степанович Комаров (1893—1974) — русский хоровой дирижер, преподаватель регентского кружка при Московской духовной академии.

16 Александр Васильевич Александров (1883—1946) — художественный руководитель Краснознаменного ансамбля Советской армии, композитор.

17 О. Матфей Мормыль (1938—2009) — заведующий регентским отделением Московской духовной академии, автор многочисленных хоровых аранжировок, композитор (см. о нем: Денисов Н. Г. Матфей (Мормыль), архимандрит. На чужом основании никогда ничего не строил // Московская Регентско-певческая семинария. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. 1998—1999. М.: [б. и.], 2000. С. 66—91).

18 См.: Русская духовная музыка в документах и материалах // Русское православное церковное пение в XX веке: Советский период. 1920—1930-е годы / Подгот. текста, вступ. Статья и коммент. М. П. Рахмановой. Т. IX. Кн. 1. Ч. 1. М.: Языки славянской культуры. 2015. 608 с.

19 Александр Андреевич Архангельский (1846—1924) — русский хоровой дирижер, композитор, педагог. Окончил Пензенскую духовную семинарию. Теорией музыки занимался у Н. М. Потулова. С 1862 года регент архиерейского хора в Пензе. С 1870-го жил в Санкт- Петербурге. В 1872 году сдал экзамен в Придворной певческой капелле на звание регента. В 1873—1878 годах регент хоров Саперного батальона, Конногвардейского полка, Придворно- конюшенной церкви. Преподавал сольное и хоровое пение в женском Патриотическом институте (1885—1908), Александровском лицее (1891—1897), Екатерининском женском училище (1893—1898, 1904—1906), Музыкальном институте (1913—1919) и др. В 1902—1908 годах руководитель и педагог организованных им бесплатных курсов хорового пения. В 1880 году создал смешанный хор и возглавлял его до 1923 года. В 1901 году создал Санкт-Петербургское певческое благотворительное общество, объединившее все хоры Санкт-Петербурга (см. о нем: Плотникова Н. Ю. Архангельский // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc. ru/text/76438.html (дата обращения: 20.11.2019)).

20 Евстафий Степанович Азеев (1851—1920) — композитор и хоровой дирижер. С 1861 года певчий Придворной певческой капеллы. В 1901—1907 годах преподаватель регентских классов при капелле, в 1907—1917 годах преподаватель в институте Святой Елены, Сиротском институте императора Николая I, на музыкальных курсах Е. П. Рапгофа. В 1883—1884 годах вместе с другими учителями капеллы под руководством Н. А. Римского-Корсакова участвовал в создании сборника «Пение при всенощном бдении древних распевов». Работал также хормейстером Мариинского театра в Петербурге, участвовал в первых постановках опер «Псковитянка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова. После смерти Римского-Корсакова редактировал и готовил к изданию его духовно-музыкальные сочинения (см. о нем: Плотникова Н. Ю. Азеев // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/63682.html (дата обращения: 20.11.2019)).

21 Антон Степанович Аренский (1861—1906) — русский композитор, ученик Н. А. Римского-Корсакова, преподаватель Московской консерватории. В его классе по гармонии и контрапункту занимались А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, Р. М. Глиэр. В 1895 году стал директором Придворной певческой капеллы, сменив М. А. Балакирева.

22 Василий Андреевич Фатеев (1868—1942) — церковный композитор, выпускник Санкт- Петербургской консерватории, ученик Н. А. Римского-Корсакова, потомственный регент Казанского собора. Под руководством Фатеева в хоре собора пели: Ф. И. Шаляпин, народные артисты П. З. Андреев, И. В. Ершов, солист академической капеллы П. К. Левандо.

23 Александр Федорович Шишкин (1897—1965) — профессор Санкт-Петербургской духовной школы, церковный композитор.

24 Михаил Константинович Бурмагин (1892—1980) — духовный композитор, выпускник регентских классов С. В. Смоленского, регентский стаж около семидесяти лет.

25 Владимир Иванович Зинченко (1887—1966) — заслуженный артист РСФСР, профессор, композитор, служил регентом в блокадном Ленинграде.

26 Константин Михайлович Федоров (1882—1997) — ученик М. А. Балакирева и С. В. Смоленского, выпускник регентских классов Придворной певческой капеллы. Служил регентом хора церкви Святых апостолов Петра и Павла в Шувалово, Спасо-Бочаринской церкви, Святого Иоасафа в Парголово, регент Спасо-Парголовской церкви в 1929—1946 годах. С 1946-го по 1958 год преподавал церковное пение в Ленинградской духовной академии и семинарии и являлся регентом хора академического храма.

27 Николай Дмитриевич Успенский (1900—1987) — музыковед, палеограф, профессор Ленинградской консерватории и Ленинградской духовной академии.

28 Николай Николаевич Кедров (1871—1940) — церковный композитор, оперный и камерный певец-баритон, профессор императорской консерватории, ученик Римского-Корсакова, организовал знаменитый мужской квартет из солистов Мариинского театра, с которым в 1912 году гастролировал по Европе Ф. И. Шаляпин. После революции квартет эмигрировал в Берлин, затем работал в Париже. В репертуаре сначала были народные песни в гармонизации Н. Н. Кедрова, позднее в Париже стали исполняться духовные песнопения. Кедров-сын (1906—1981) — профессиональный пианист, десять лет выступал с вокальным квартетом, после смерти отца возглавил квартет и продолжил его дело. С 1988 года мужским секстетом руководит внук композитора, регент о. Александр Кедров (р. 1965) (информация с семинара о. Александра Кедрова «Литургическое творчество композиторов XX века», прошедшего в рамках фестиваля «Академия православной музыки» в 2010 году).

29 См.: Ледковская М. В. Друзья и единомышленники: Гарднер, Ледковский, Хеке // Русское зарубежье: музыка и православие: Материалы международной научной конференции. Москва, 17—19 сент. 2008 г. / Сост. М. Г. Зверевой. М.: Русский путь, 2013. С. 517—542; Садикова Е. Н. Богослужебно-певческое искусство русского зарубежья: Германия 1940—60-х годов: Автореф. дис. …канд. искусствоведения: 17.00.02 / Российская академия музыки им. Гнесиных. М., 2018. 27 с.

30 О. Михаил Фортунато родился в 1931 году во Франции в семье русских эмигрантов. После окончания Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже служил в Лондоне при Владыке Антонии (Блюме) Сурожском, в 1990-е годы организовывал церковно-певческие конференции в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде.

31 Балуева Н. В. Регент: судьба и служение. Протоиерей Михаил Фортунато. М.: Языки славянской культуры, 2012. 423 с.

32 В Санкт-Петербурге с 2009 года при поддержке правительства в течение девяти лет организовывался международный летний фестиваль «Академия православной музыки» для заинтересованных лиц со всего мира — регентов, певчих, композиторов, учащихся консерваторий и духовных школ.

33 Тема доклада М. И. Ващенко на XXII Северо-Американском церковно-певческом съезде в Торонто (3—7 октября 2012 года, Свято-Троицкий собор) — «Развитие и направления церковного пения в Петербурге после падения коммунизма». Тема доклада в Сан-Франциско (6 октября 2014 года) — «Некоторые мысли о церковном пении».

34 Информация из рукописи доклада М. И. Ващенко на Международной регентской конференции в Торонто.

35 «Паломничество — не путешествие по знаменательным местам, но осознанно выбранный маршрут для поклонения определенной святыне. Главной его целью является молитва у почитаемой иконы или мощей подвижника, посещение Святой Земли или святой обители с надеждой на духовное обновление» (Любомудров А. М. «Мы — не Русь уходящая, мы — Русь идущая». Возрождение жанра паломничества в русской словесности // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ — начала ХХI века: В 3 т. Т. 3. Ч. 2. 1992—2017 / Сост. А. Л. Казин. СПб.: Петрополис, 2018. С. 140).

36 Святой Лаврентий Черниговский (1868—1950) был канонизирован 3 февраля 2016 года постановлением Архиерейского собора Русской православной церкви.

37 Информация из личной беседы с М. И. Ващенко. Июнь 2019 года. Храм Святого Илии- пророка.

38 Информация из личной беседы с М. И. Ващенко. Июнь 2019 года.

39 Черниговская епархия — одна из древнейших в Киевской митрополии Московского патриархата.

40 Череда — группа семинаристов, сформированная священноначалием для обучения богослужебным особенностям церковной службы.

41 Яков Степанович Калишевский (1856—1923) — хоровой дирижер, хормейстер в оперных театрах Харькова и Киева. В 1883—1920 годах регент хора Софийского собора в Киеве. Автор песен и хоровых переложений. С девяти лет учился и руководил школьным хором в Черкасской духовной школе. Выпускник Киево-Подольского духовного училища, в годы обучения солировал в хоре Киевской духовной академии. В 1871—1872 годах работал регентом в Лаврском хоре на Ближних пещерах. С 1883 по 1920 год в Киеве служил регентом в Софийском соборе. В 1885 году со своим хором выступал перед императором Александром III. Возглавлял хоровую капеллу имени Н. Лысенко. Калишевский — ученик маэстро Росси де Руджиеро, талантливый педагог-вокалист, умевший ставить певческие голоса.

42 Михаил Петрович Гайдай (1878—1965) — просветитель, фольклорист, хоровой дирижер и педагог, отец знаменитой певицы Зои Гайдай, лауреата Сталинской премии, народной артистки СССР. Создал капеллу Волынского губернского отдела народного образования. Н. Н. Вильям- Вильмонт сказал, «встретив украинского хормейстера в Москве: У Гайдая талант на лице написан. — С детства он пел на клиросе в Софиевском соборе в Киеве под руководством легендарного регента Калишевского, которого в „Белой гвардии“ с уважением вспоминает Михаил Булгаков» (см.: Рудяченко А. Зоя Гайдай. I. Солнечное сопрано. URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-culture/2699000-zoa-gajdaj-i-solnechnoe-soprano.html (дата обращения: 24.09.2019)).

43 Мурьянов М. Ф. Апостол Андрей Первозванный в Повести временных лет // Палестинский сборник. Вып. 19 (82): Вопросы истории и культуры на Ближнем Востоке (древность и средневековье). Л.: Наука, 1969. С. 159—164.

44 Информация из рукописи доклада М. И. Ващенко на регентской конференции в Торонто.

45 Константин Константинович Пигров (1876—1962) — выпускник регентских курсов Придворной певческой капеллы, просветитель, заведующий хоровым классом Одесской консерватории, регент, профессор, организатор Молдавской капеллы «Дойна».

46 Николай Георгиевич Вирановский (1910—1985) — церковный композитор, регент архиерейского хора в Успенском кафедральном соборе Одессы. Преподаватель церковного пения Одесской духовной семинарии в 1955—1982 годах.

47 См.: Каюн Г., протоиерей. Традиции церковного пения в Одесской митрополии // Андреевский вестник. 2006. № 13. URL: http://www.odseminary.orthodox.ru/magazine/13/Kaun.htm (дата обращения: 18.01.2020); Николаиди А., диакон. Дорогие сердцу имена // Андреевский вестник. 2005. № 12. URL: http://www.odseminary.orthodox.ru/magazine/12/Nikolaidi.htm (дата обращения: 18.01.2020).

48 О. Владимир Сорокин — ныне настоятель собора Святого князя Владимира в Санкт- Петербурге.

49 Информация из личной беседы с М. И. Ващенко. Июнь 2019 года. Князь-Владимирский собор Петербурга.

50 Константин Михайлович Федоров (1882—1997) — регент хора церкви Святых апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке (25лет), регент Спасо-Бочаринской церкви, церкви Святого Иоасафа в Михайлове (Парголово), регент Спасо-Парголовской церкви (35 лет). В 1929—1958 годах преподавал церковное пение в Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, регент хора Академического храма Святого Иоанна Богослова.

51 Иванова И. И. Светлой памяти Константина Михайловича Федорова. URL: https:// spbda.ru/publications/svetloy-pamyati-konstantina-mihaylovicha-fedorova/ (дата обращения: 21.08.2019).

52 Чесноков П. Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров. 2-е изд. М.: Гос. муз. изд. 1952. 222 с.

53 Александр Федорович Шишкин — регент и комендант Спасо-Преображенского собора в годы войны 1941—1945 годов, регент Николо-Богоявленского собора Петербурга, профессор Ленинградской духовной академии, церковный композитор. Автор очерка «Православные обновленцы г. Ленинграда в дни Отечественной войны» (1943), награжден медалью «За оборону Ленинграда» в числе первых церковных деятелей в октябре—ноябре 1943 года (см.: Шкаровский М. В. Община Преображенского собора Ленинграда в 1941—1945 гг. // Христианское чтение. Теология, философия, история. 2019. № 3. С. 215—226).

54 См.: Там же.

55 См.: Шкаровский М. В. Община Преображенского собора Ленинграда в 1941—1945 гг.

56 О. Павел Герасимов (1930—2002) — создатель и регент хора духовенства Ленинградской митрополии, протодиакон и регент праздничного хора Свято-Троицкого собора Александро- Невской лавры. В 1956 году окончил Московскую духовную семинарию и параллельно регентский класс при Московской духовной академии. С 1958 по 1992 год был регентом хора Свято-Троицкого собора, а в 1987-м был возведен в сан протодиакона. Награжден орденом Святого Сергия Радонежского III степени за усердное служение РПЦ.

57 Михаил Константинович Бурмагин — воспитанник военной школы Преображенского полка, где обучался игре на скрипке, пению и музыкальной грамоте. В 1908 году поступил в регентские классы С. В. Смоленского. В 1909 году был назначен регентом церкви Мраморного дворца. В 1912—1918 годах регент храма Воскресения на Крови. С 1948 года регент Спасо-Преображенского собора в Ленинграде. В 1968 году был награжден орденом Святого Владимира III степени и несколькими грамотами митрополита Никодима (см.: Чернышёва Т. С.).«Пойте Богу нашему, пойте». Страницы истории церковно-певческого подвижничества // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX—XXI века. 1917—2017: В 3 т. / Сост. А. Л. Казин. СПб.: Петрополис, 2017. Т. 2. 1935—1964. С. 371).

58 Святейший Патриарх Диодор Каривалис (1981—2000) был известен своими антиэкуменическими взглядами, сохранял верность церковным канонам и догматам вопреки давлению духа времени (см.: Зоитакис А. Как Константинополь устроил судилище над праведным Иерусалимским патриархом Диодором. URL: https://pravoslavie.ru/118791.html (дата обращения: 08.12. 2019)).

59 Информация из личной беседы с М. И. Ващенко. Июнь 2019 года. Храм Святого Илии- пророка.

60 Обиходные песнопения Божественной Литургии. Нотный сборник № 17 / Сост.  М. И. Ващенко. Л.: РО при ЛДАиС, 1985. 158 с.

61 Обиходные песнопения Всенощного бдения. Нотный сборник № 19 / Сост. М. И. Ващенко. Л.: РО при ЛДАиС, 1985. 153 с.

62 Пасхальные песнопения. Нотный сборник № 7 / Сост. М. И. Ващенко. Л.: РО при ЛДАиС, 1983. 110 с.

63 Праздничные антифоны и задостойники. Партитура. Нотный сборник № 27 / Сост. М. И. Ващенко. Л.: РО при ЛДАиС, 1988. 98 с.

64 Прокимны на Литургии и «Аллилуиа» после Апостола. Нотный сборник № 11 / Сост. М. И. Ващенко. Л.: РО при ЛДАиС, 1984. 52 с.

65 Пасхальные песнопения. Нотный сборник № 7 / Сост. М. И. Ващенко. Л., 1983. 31 с.

66 Ирмосы общие Пресвятой Богородице. Нотный сборник № 20 / Сост. М. И. Ващенко. Л.: ЛДАиС, 1986. 66 с.

67 Праздничные ирмосы. Нотный сборник № 26 / Ред. М. И. Ващенко. Л.: ЛДАиС, 1988. 218 с.

68 Осмогласие на «Господи воззвах» Киевского распева. Л.: ЛДАиС, 1982. 68 с.

69 Венчание. Нотный сборник № 32 / Ред.-сост. М. И. Ващенко. Л.: РО при ЛДАиС, 1990. 65 с.

70 Песнопения Постной Триоди. Нотный сборник № 24 / Сост. М. И. Ващенко. СПб.: РО при СПбПДА, 1997. 143 с.

71 Песнопения Архиерейского Богослужения. Нотный сборник № 38 / Сост. М. И. Ващенко. СПб.: РО при СПбПДА, 1991. 128 с.

72 Великое Славословие. Нотный сборник № 37 / Сост. М. И. Ващенко. СПб.: РО при СПбПДА, 1991. 172 с.

73 Обиходные песнопения Всенощного бдения. Нотный сборник № 4 / Сост. М. И. Ващенко. СПб.: Образцы русской духовной музыки, 1996. 190 с.

74 Обиходные песнопения Божественной Литургии. Нотный сборник № 1 / Сост. М. И. Ващенко. СПб.: Образцы русской духовной музыки, 1996. 155 с.

75 Песнопения Божественной Литургии. Изд. 3-е, испр. и доп. / Сост. М. И. Ващенко. СПб.: РО СПбПДА, 2004. 158 с.

76 Песнопения Рождества Христова. Нотный сборник № 9 / Сост. М. И. Ващенко. СПб.: Образцы русской духовной музыки, 1997. 135 с.

77 Песнопения Постной Триоди. Ч. 1. Нотный сборник № 22 / Сост. М. И. Ващенко. СПб.: Образцы русской духовной музыки, 1997. 143 с.

78 Пасхальные песнопения. Нотный сборник № 8 / Сост. М. И. Ващенко. СПб.: Образцы русской духовной музыки, 1998. 150 с.

79 Спутник псаломщика. Репринт 1916 / Ред.-сост. М. И. Ващенко. М.: Образцы русской духовной музыки, 1999. 616 с.

80 Воскресное Всенощное бдение: В 2 ч. Ч. 1: Вечерня. Ч. 2: Утреня / Сост. И. Н. Судоса; ред. М. И. Ващенко. Л.: ЛДАиС, 1990. 276 с.

81 «Обиходные песнопения Божественной Литургии» для мужского хора / Ред.-сост. М. И. Ващенко. СПб.: СПб ПДА, 1991. 203 с.

82 Песнопения Всенощного бдения / Ред.-сост. М. И. Ващенко. СПб.: СПбПДА, 2018. 143 с.

83 «Осмогласие на „Господи воззвах“». Киевского распева. 1-е изд. / Сост. М. И. Ващенко. СПб.: СПбПДА, 2019. 224 с.

84 «Степенные Антифоны». Знаменного распева, гармонизации А. Ф. Львова / Ред.-сост. М. И. Ващенко. СПб.: СПбПДА, 2019. 40 с.

85 Литургия. Прокимны. Аллилуиа / Ред.-сост. М. И. Ващенко. СПб.: СПбПДА, 2019. 57 с.

86 Постная Триодь. «Да исправится молитва моя» / Ред. сост. М. И. Ващенко. СПб.: СПбПДА, 2019. 100 с.

87 «Постная Триодь. Седмичные прокимны» Знаменного распева / Ред.-сост. М. И. Ващенко. СПб.: СПбПДА, 2019. 84 с.

88 Цитата из доклада М. И. Ващенко «Некоторые мысли о церковном пении» на церковно-певческом съезде в Сан-Франциско 6 октября 2014 года.

89 Ващенко М. И. К вопросу о происхождении и развитии ранних форм русского церковного пения // Вестник Ленинградской духовной академии. 1990. № 2. С. 125—132.

90 Николай Дмитриевич Успенский (1900—1987) — профессор Ленинградской духовной академии, византолог, кандидат искусствоведения, доктор церковной истории.

91 Успенский Н. Д. Византийское пение в Киевской Руси // Actendes XI Internationalen. Byzantinisten Kongresses 1958. München: Verlag C. H. Back, 1960. S. 643—654.

92 Пожидаева Г. А. Духовная музыка славянского Средневековья. Русь, Болгария, Сербия. IX—XVII века. М.: Композитор; СПб.: Нестор-История, 2017. 472 с.

63 Митрополит Владимир управлял Санкт-Петербургской митрополией с 1995 по 2014 год.

94 Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Доклад митрополита Санкт-Петербургского Владимира на первом заседании комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства.URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1127779.html (дата обращения: 11.12.2019).

Пресс-служба СПбДА