Доброго дня, читатель!
Одной из моих слабостей являются книги, посвящённые декоративно-прикладному искусству. И особенной любовью пользуются издания необычно оформленные и/или нестандартного формата. Почему-то рука сама тянется к такой книге.
Вот так я и углядела книгу "Руками художника" - сначала выбивающийся из общей массы размер привлёк внимание, потом зацепило оформление книги, а потом... Потом я влюбилась в изящные, воздушно-легкие, словно парящий в пространстве работы автора.
Книга издана в 1965 году, Ленинградским издательством "Художник РСФСР" и посвящена работам известного художника Виктора Ефимовича Цигаля.
С графическими работами этого мастера многие знакомы с детства: одним из направлений его работы была книжная графика, в том числе он иллюстрировал детские книги. В нашей семье до сих пор хранится книга О. Панку-Яшь "Большая новость о маленьком мальчике", я помню, как любила перелистывать страницы и рассматривать картинки...
"Активная, брызжущая жизнерадостностью натура Виктора Цигаля не укладывается в рамки одного жанра изобразительного искусства - он мастер быстрых зарисовок и законченных графических листов, автор больших композиций и художник декоративно-прикладного искусства" - так характеризуют творчество мастера.
И в книге, о которой пойдет речь, представлены необычные, забавные и остроумные декоративные произведения художника.
Разнообразные фигурки настоящих и фантастических животных, птиц, рыб, выполненные из проволоки, гнутого металла и жести, необычные сосуды и графины из керамики представлены на страницах альбома.
А еще - все эти вещи созданы не только как украшение, но и как утилитарные предметы: кашпо, подсвечники, пепельницы, светильники...
Изящными, графичными линиями очерчены в воздухе изображения журавля, цапли, кенгуру, жирафа. Но линии эти не проведены карандашом, а созданы витками и изгибами сталистой проволоки.
"Выразительные средства и приёмы в этих фигурка очень лаконичны - одна точная линия, одна небольшая деталь. Художник изображает лишь самое основное, остальное только намёк, лёгкое напоминание, которое даёт толчок воображению зрителя. "
Декоративные композиции Цигаля можно назвать "графической скульптурой". Очерчивая контур фигуры, намечая основные линии ног, шеи, головы животного, прорисовывая отдельные характерные детали, автор использует графические художественные средства. Но графика эта вышла за рамки своей обычной среды, сошла с листа бумаги и перенеслась в пространство, приобрела объем."
"Графическая скульптура" Цигаля легка, воздушна, просматривается насквозь, даёт возможность зрителю видеть одновременно соотношение всех частей композиции. Конструкция скульптуры словно "обнажена" - автор не скрывает места скрепления проволоки, наоборот, заострённые на этих деталях внимание, подчеркивает, и делает техническую часть дополнительным художественным акцентом.
Во вступительной статье к изданию есть упоминание, что несколько работ Цигаля, сделанные из проволоки, вышли за рамки камерной скульптуры и украшали его мастерскую в Коктебеле - калитку, фонарь, флюгер. Так же есть упоминания, что его скульптуры, выполненные из проволоки (точнее из железного прута) украшали один из парков санатория под Ялтой. Но фотографий я не нашла...
Надеюсь, вам понравились самобытные, яркие, графичные скульптуры Виктора Ефимовича Цигаля.
Благодарю за внимание.