Найти в Дзене

«Скорбь Сатаны»: почему в книге, написанной женщиной так много сексизма

Роман Мари Корелли «Скорбь Сатаны», впервые опубликованный в 1895 году, сегодня читается неоднозначно. С одной стороны — это яркая сатирическая притча о человеческих слабостях, тщеславии и моральной деградации. С другой — книга поражает количеством высказываний и сюжетных решений, которые мы сейчас без колебаний назвали бы сексистскими. Почему же этого так много в произведении, которое позиционировалось как морально-нравственное?
Прежде чем продолжите читать, хочу пригласить вас в мой телеграм-канал 😊 Конец XIX века — время, когда общество по-прежнему исходило из представления о «естественной» роли мужчины и женщины. Женщина должна быть красивой, добродетельной, бесконечно преданной; мужчина — решительным, сильным и разумным.
Корелли, несмотря на свою стремление к морализаторству, была ребёнком своей эпохи. Она использовала привычные паттерны, которые читатели воспринимали как норму: мужчина — носитель разума, женщина — источник страстей и искушения. Именно поэтому многие женские п
Оглавление

Роман Мари Корелли «Скорбь Сатаны», впервые опубликованный в 1895 году, сегодня читается неоднозначно. С одной стороны — это яркая сатирическая притча о человеческих слабостях, тщеславии и моральной деградации. С другой — книга поражает количеством высказываний и сюжетных решений, которые мы сейчас без колебаний назвали бы сексистскими. Почему же этого так много в произведении, которое позиционировалось как морально-нравственное?

Прежде чем продолжите читать, хочу пригласить вас в мой
телеграм-канал 😊

1. Эпоха диктовала нормы — и писатели их отражали

Конец XIX века — время, когда общество по-прежнему исходило из представления о «естественной» роли мужчины и женщины. Женщина должна быть красивой, добродетельной, бесконечно преданной; мужчина — решительным, сильным и разумным.

Корелли, несмотря на свою стремление к морализаторству, была ребёнком своей эпохи. Она использовала привычные паттерны, которые читатели воспринимали как норму: мужчина — носитель разума, женщина — источник страстей и искушения.

Именно поэтому многие женские персонажи у неё либо идеализированы, либо демонизированы — среднего почти нет.

2. Сатирический жанр обостряет стереотипы

Мария Корелли пишет сатиру, а значит, использует гиперболу. Чтобы разоблачить пороки общества, она доводит их до гротеска.

Но вот проблема: в стремлении показать моральное падение светского мира автор опирается на уже существующие стереотипы о женщинах — и доводит их до крайности.

Женщины становятся в книге символом: они либо воплощение порока, либо жертвы. Никакой глубины, множество обобщений — отсюда ощущение сексизма, которое для современного читателя очень заметно.

Мария Корелли, Скорбь Сатаны
Мария Корелли, Скорбь Сатаны

3. Непроработанность женских персонажей — сознательный выбор

Корелли создала главный конфликт романа вокруг «продажи души» за успех и признание. Но женские образы используются скорее как инструмент для испытания героя.

Героини существуют не для себя, а для сюжета:

  • соблазнить,
  • унизить,
  • показать падение светской морали,
  • подчеркнуть внутреннее изменение героя.

Когда персонаж используется как функция, а не личность, стереотипы неминуемы.

4. Авторская установка: «женщина — испытание мужчины»

В романе прослеживается идея, что женщина является не просто спутницей мужчины, а его потенциальным искушением, ловушкой, испытанием. Это приходит из религиозной традиции, в которой образ «женского зла» присутствует веками — от истории о грехопадении до викторианских трактатов о морали.

Корелли, хотя и критиковала пороки мужчин, всё же использовала знакомую читателю символику: мужчина страдает, женщина виновата — даже если косвенно.

5. Парадокс автора: женщина-писатель с патриархальными взглядами

Интересно, что Корелли сама была успешной женщиной-автором, однако именно она нередко повторяла патриархальные ценности в своих романах.

Это не редкость для литературы того времени: авторы — даже женщины — часто воспринимали доминирующие социальные установки как «естественные» и переносили их в творчество.

Поэтому сексизм в книге — не выражение ненависти к женщинам, а отражение внутренних противоречий эпохи.

Так почему же так много сексизма?

Потому что «Скорбь Сатаны» — это текст, написанный на стыке викторианской морали, религиозной символики и сатирической гиперболы.

Всё, что современный читатель видит как откровенную дискриминацию, для аудитории XIX века выглядело естественным способом показать моральный конфликт.

Но сегодня, перечитывая роман, мы можем не просто фиксировать устаревшие взгляды, но и видеть в них сигнал о том, как сильно изменилось общество. И это делает книгу не менее ценной — не как моральный трактат, а как исторический документ, позволяющий понять мышление своей эпохи.