Я продолжаю публикацию статей из серии "Фотографы, изменившие мир". В этой серии мы с вами разбираем вклад людей, которые изменили мировую фотографию, сделали её более яркой и выразительной, создали стили и направления в фотографии, разработали новые приемы съемки. Сегодня мы перенесёмся на два столетия назад, чтобы отдать дань уважения человеку, который не являлся фотографом в современном понимании этого слова, но без которого не существовало бы такого искусства, как фотография. Речь идёт о Жозефе Нисефоре Ньепсе (Joseph Nicéphore Niépce), скромном французском изобретателе, чьё упорство привело к рождению фотографии.
Долгий путь к изобретению
Жозеф Ньепс родился 7 марта 1765 года в богатой семье в Шалон-сюр-Сон (Chalon-sur-Saône), Бургундия, Франция. Его отец был королевским советником, и Жозеф получил классическое образование, сначала обучаясь в монастыре. После Французской революции он служил офицером в наполеоновской армии, но по состоянию здоровья был вынужден оставить военную службу в 1795 году.
Вернувшись в поместье Ле Гра́ (Le Gras) под Шалоном, он вместе со своим старшим братом Клодом занялся изобретательской деятельностью. Их совместная работа в основном была сосредоточена на механике, включая разработку пиреолофора (Pyréolophore), первого в мире двигателя внутреннего сгорания (хотя и непрактичного), который они успешно запатентовали в 1807 году. Целью двигателя было приводить в движение лодки на реке Сона. Это делает Ньепса одним из пионеров автомобилестроения и двигателей внутреннего сгорания, хотя его двигатель не получил широкого коммерческого применения. Факт разработки двигателя ярко демонстрирует нам, что Ньепс был прежде всего инженером-изобретателем, а не художником.
Брат Ньепса отправился в Англию в 1817 году, чтобы попытаться коммерциализировать пиреолофор. Вместо того чтобы помогать Жозефу в его фотографических экспериментах, Клод потратил огромные семейные средства в Англии, поддерживая нереалистичные планы по продвижению двигателя. Клод стал одержим идеей, потерял рассудок, влез в долги и умер там в 1828 году, что стало серьёзным финансовым и эмоциональным ударом для Жозефа, который в дальнейшем вёл свои фотографические эксперименты в одиночестве.
К 1810-м годам интерес Ньепса сместился к литографии — популярному в то время методу печати, основанному на отталкивании жира и воды. Чтобы создавать литографские камни, требовались навыки рисования, которыми Ньепс не обладал. Он поставил перед собой задачу: найти способ автоматического копирования изображений без необходимости прямого художественного вмешательства. Идея, которая посетила его, была революционной для того времени: заставить сам свет рисовать изображение.
Эта цель и привела его к камере-обскуре — тёмной коробке с маленьким отверстием, которая проецировала внешнее изображение на противоположную стенку. Ньепс решил, что если он сможет покрыть эту стенку светочувствительным материалом, изображение будет зафиксировано самой природой.
Первые эксперименты
Свои первые эксперименты в 1816 году Ньепс проводил с материалом, о котором было известно, что он реагирует на свет: хлоридом серебра, нанесённым на бумагу. В результате он успешно получил негативное изображение (где светлые объекты выглядели тёмными, и наоборот), но обнаружилась одна проблема: изображение было нефиксируемым; как только его выносили на свет для просмотра, хлорид серебра продолжал темнеть, и изображение исчезало.
Как мы видим, что хотя лавры за изобретение системы "негатив-позитив" (которая лежит в основе современной фотографии) обычно достаются Уильяму Генри Фоксу Тальботу, Ньепс также экспериментировал с этой идеей.
Он понял, что ему нужен материал, который бы менялся под действием света, но становился устойчивым к дальнейшему воздействию после проявления.
Рождение гелиографии
После разочарования с солями серебра Ньепс обратился к органическим веществам. В 1820-х годах он нашел идеальное решение — Битум Иудеи (Judean Bitumen или Syrian Asphalt), разновидность природного асфальта. Этот материал обладал уникальными фотохимическими свойствами:
- Он растворялся в лавандовом масле или скипидаре в своём естественном состоянии.
- Под воздействием яркого света он фотополимеризовался, т.е., отвердевал и становился нерастворимым в этих же растворителях.
Сам процесс гелиографии в выглядел так:
- Подготовка: Тонкий слой битума, растворённого в лавандовом масле, наносился на оловянную или посеребрённую медную пластину.
- Экспозиция: Пластина помещалась в камеру-обскуру. Свет, проходящий через линзу, падал на битум. В освещённых (светлых) областях битум затвердевал.
- Промывка и проявление: Пластина промывалась растворителем (смесью нефти и лавандового масла). Незатвердевший битум (в тёмных, неосвещённых областях) смывался, обнажая металлическую пластину.
- Результат: На пластине оставался прочный, рельефный позитив (где светлые объекты были покрыты битумом, а тёмные объекты были голым металлом).
"Вид из Окна в Ле Гра" — первая фотография в мире
Примерно в 1826 или 1827 году, используя гелиографию, Ньепс создал изображение, которое считается первой в мире фотографией, сделанной камерой-обскурой, которая сохранилась до наших дней: "Вид из окна в Ле Гра" (View from the Window at Le Gras).
В качестве носителя использовалась оловянная пластина. Олово было выбрано, вероятно, потому, что оно было достаточно мягким для гравировки, что позволяло Ньепсу использовать снимок как клише для печати. Именно эта оловянная пластина позволила изображению сохраниться до наших дней, поскольку Битум Иудеи, отвердевший на олове, оказался чрезвычайно прочным.
Из-за низкой светочувствительности битума, экспозиция, по оценкам экспертов, составляла от восьми до десяти часов (по другим данным - до нескольких дней). Это объясняет, почему солнце на изображении освещает объекты с обеих сторон (восточной и западной) одновременно.
Таким образом, Ньепс не просто создал изображение; он создал первую долговечную запись реальности, сделанную самим светом.
Этот снимок, хранящийся сейчас в Техасском университете, является материальным доказательством рождения фотографии. Это был первый раз, когда природа, с помощью оптики и химии, записала себя без прямого участия человеческой руки в рисовании.
В 1827 году Ньепс посетил своего брата Клода в Англии и пытался представить своё изобретение перед Королевским обществом. Он привёз с собой несколько своих лучших работ (включая "Вид из окна в Ле Гра"), но отказался раскрыть химическую формулу своего процесса, опасаясь, что его украдут. В результате Королевское общество отклонило его работу как неполную, и Ньепс вернулся во Францию, так и не получив признания или финансирования.
Сотрудничество с Дагером
Гелиография Ньепса была технически успешной, но крайне непрактичной для коммерческого использования из-за чудовищно долгой экспозиции.
В 1829 году Ньепс заключил партнёрство с Луи Дагером, который был художником и иллюзионистом, заинтересованным в оптике и обладавшим коммерческой жилкой. Целью партнёрства было совместное совершенствование процесса.
Ньепс умер от инсульта 5 июля 1833 года, так и не дожив до того момента, когда его изобретение стало бы общественным достоянием. Он умер в бедности и забвении, а его вклад вскоре был омрачён коммерческим триумфом его партнёра.
После его смерти, Дагер взял на себя дальнейшие исследования. Он отказался от битума и, опираясь на фундаментальное открытие Ньепса о химической фиксации оптического изображения, перешёл к йодиду серебра, что привело к рождению дагерротипии — процесса, который Дагер запатентовал и объявил миру в 1839 году.
Сын Ньепса, Исидор, подписал новый контракт с Дагером, в котором имя Жозефа было фактически исключено из описания изобретения, чтобы продвинуть продукт Дагера. Только в XX веке, когда историки и учёные внимательно изучили переписку и оригинальные материалы Ньепса, его решающий, основополагающий вклад в фотографию был окончательно признан.
Итак, если мы подытожим сказанное, то получается, что:
- Жозеф Нисефор Ньепс — это человек, который решил главную задачу: создание стабильного, фиксированного изображения с помощью камеры-обскуры. Он определил сам принцип.
- Луи Дагер — человек, который решил вторую задачу: сокращение времени экспозиции и коммерциализация процесса.
О Луи Дагере я в скором времени напишу отдельную статью.
Вклад Ньепса в современную фотографию
Жозеф Ньепс — это фундаментальный отец фотографии. Ньепс заложил саму суть того, чем мы занимаемся: фотография — это химическая фиксация оптического изображения, созданного светом. Каждый раз, когда мы используем слово "фотография" (светопись), мы должны помнить о нём, как о первом человеке, который успешно заставил свет запечатлеть реальность, дав начало новой визуальной культуре.
Восьмичасовая (как минимум) экспозиция снимка Ньепса должна вдохновлять каждого, кто сейчас сетует на долгую обработку своих изображений. Ньепс ждал часами, чтобы получить всего один, едва различимый, кадр.
При этом Ньепс отказался от традиционных материалов и методов, создав совершенно новый химический процесс из подручных средств. Он доказал, что искусство требует смелости экспериментировать с самыми неожиданными материалами.
Жозеф Нисефор Ньепс открыл дверь, через которую вошли Дагер, Тальбот, Стиглиц, Картье-Брессон и все мы. В следующий раз, нажимая на кнопку спуска затвора, вспомните этого человека, который научил свет записывать реальность.
Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Этот канал посвящён фотографии. Там вы сможете найти для себя много полезного: статьи, методики, техники обработки и все, что представляет интерес как для фотографов, так и для любителей фотографии.
Всем удачи и отличных фотографий!