Кажется, о системе «Честный знак» сказано уже все. Но поток вопросов от предпринимателей не иссякает — новые правила, нюансы и ситуации заставляют снова и снова искать ответы. Понимаем это как никто другой, поэтому делимся с вами Базой знаний "Честный знак" по теме моторных масел.
Добавляйте статью в закладки — пусть она будет вашим надежным гидом в мире маркировки смазочных материалов.
1. Как я могу узнать подлежит мой товар маркировке или нет?
Необходимость маркировки определяется кодами ТН ВЭД и ОКПД2. Требуется сверить данные коды товара с кодами, приведенными в списке Приложения к ППРФ 1683 от 30.11.24 или на сайте ЧЗ. Если оба кода и ТН ВЭД и ОКПД2 находятся в списке, то товар подлежит маркировке, если отсутствует хотя бы один код, товар не маркируется.
2. Сколько обрабатывается заказ на коды маркировки в системе?
Среднее время обработки документа в системе мнее 10 минут. При этом время может варьироваться от количества запросов, стабильности вашего интернет-соединения, количества кодов маркировки в запросе и других факторов. Ознакомиться со средним временем обработки документов в системе можно в разделе «Пульс маркировки».
3. Я – оптовое/розничное звено или импортер, нужно ли мне членство в ГС1 РУС?
Членство в ГС1 Рус необходимо для того, чтобы:
- создавать карточки товара российского производства;
- создавать карточки набора;
- создавать карточки групповой упаковки;
- описывать остатки, если товар имеет штрих код на упаковке не в формате EAN13 или он отсутствует на этикетке, и нет возможности его узнать другими способами.
Подробно о членстве в ГС1 описано в 6 разделе инструкции: Документы
Для описания карточек с глобальным (иностранным) GTIN, членство в ГС1 Рус не требуется.
4. С чего мне начать заказ кодов маркировки?
Для того, чтобы заказать коды маркировки на товар, его необходимо сначала описать в Национальном каталоге, путем создания карточки товара. Создание карточек единичных товаров, наборов формирует список товаров в Национальном Каталоге. Участнику оборота товаров доступно создание карточек единичных товаров, наборов только с теми кодами ТН ВЭД, товарные группы которых активны в Личном Кабинете ГИС МТ.
Описать карточку товара может производитель или импортер товара, а также участник оборота товаров с любой ролью, но только на время действия функционала «Маркировка остатков».
Обязательным условием для регистрации и работы в Национальном каталоге является наличие действующей УКЭП.
Работа в Национальном каталоге возможна при наличии установленной на ПК операционной системы Windows 7 и выше, либо Mac OS X 10.8 и выше.
С последовательностью действий для обеспечения данных требований можно ознакомиться в пункте 7 Инструкции «О настройке профиля участника оборота товаров и работе с товарами в подсистеме Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров «Национальный каталог маркированных товаров»
Создать карточку товара в Национальном каталоге можно вручную (Инструкция п 7.1.1) или загрузить массово из ГС1 РУС или с помощью Excel файла п. 7.1.7
Создание технических карточек для товаров, входящих в Товарную группу «Моторные масла» не предусмотрено.
Для того, чтобы карточкой можно было пользоваться для заказа кодов маркировки, после создания карточки ее необходимо отправить на модерацию. Модератор проверит корректность ее заполнения и после того, как ее согласует, необходимо будет ее подписать и опубликовать. Процесс модерации может занимать до 3-х рабочих дней.
5. Нужно ли указывать разрешительные документы при описании товара в карточке товара?
В соответствии с ТРТС 030/12 принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 59, товары в ТГ Моторные масла подлежат обязательной сертификации или получению Свидетельства о государственной регистрации.
Данный документ имеет номер регистрации, который должен быть зафиксирован на сайте Федеральная служба по аккредитации «РОСАККРЕДИТАЦИЯ».
Поле для заполнения «Разрешительная документация» является обязательным для заполнения.
В случае если для одного GTIN используются несколько разрешительных документов, то в данном поле можно перечислить их все, но при вводе в оборот указать именно тот, который необходим в данном конкретном случае.
Указать сведения о разрешительных документах заранее можно следующими способами:
- через документ «Корректировка сведений о кодах» (CIS_INFORMATION_CHANGE). После успешной обработки документа сведения о разрешительных документах будут сохранены в системе для указанных кодов идентификации;
- через настройку в карточке товара в «Национальном каталоге»: заполните атрибут «Автоприкрепление сведений по ДС/СС» значением «ДА». После успешной обработки отчёта о нанесении кодов маркировки, полученных на этот товар, сведения о сертификате соответствия / декларации о соответствии автоматически сохранятся в системе для этих кодов.
Чтобы массово добавить разрешительные документы в карточки товаров, используйте шаблон загрузки, расположенный в личном кабинете «Национального каталога».
После добавления обязательно опубликуйте карточки товаров, подписав их УКЭП. Документация API размещена в личном кабинете на промышленном контуре и в базе знаний «Реестра интеграторов».
Памятка по добавлению сведений о разрешительной документации в «Национальном каталоге маркированных товаров: Документы
Форматы номеров разрешительных документов: Документы
Кратко о работе с разрешительной документацией: Памятка_по_работе_с_РД.pdf
6. Я являюсь заказчиком/площадкой при контрактном производстве товаров. Кто заказывает коды маркировки, и кто должен вводить их в оборот при данной схеме работы?
Контрактное производство - производство товара сторонней организацией под брендом заказчика. Участник оборота товаров самостоятельно принимает решение о том, какую из схем контрактного производства, классическую или давальческую, выбрать в соответствии со своими контрактами и бизнес-процессами. При этом необходимо понимать, что, в зависимости от выбранной схемы, ответственным за ввод в оборот кодов маркировки будет выступать первый владелец произведенного товара.
Более подробно с процессами маркировки при контрактном производстве можно ознакомиться в Инструкции.
Запись рабочей группы по данной теме.
7. Нужно ли оплачивать коды маркировки?
Системой предусмотрена оплата по эмиссии и по нанесению.
7.1. Способы оплаты кодов маркировки.
Участник может выбрать один их следующих способов оплаты при оформлении заказа на эмиссию. Способ оплаты нужно выбирать для каждого заказа кодов маркировки.
«Оплата по эмиссии» - денежные средства будут списаны с лицевого счёта в момент получения кода из заказа, код маркировки не имеет срока жизни.
«Оплата по нанесению» - денежные средства будут списаны с лицевого счета в момент успешной обработки отчета о нанесении.
При оплате по нанесению эмитированные коды маркировки имеют «срок годности», в течение которого их нужно нанести на товар и подать в Систему маркировки отчёт о нанесении. Если отчёт не подан в срок, то коды маркировки автоматически аннулируются, и их нельзя будет использовать дальше.
Срок годности» кодов маркировки составляет:
- при самостоятельном получении:30 календарных дней с даты получения кодов, но не позднее даты ввода в оборот;
- при получении через сервис-провайдера (типографию): 365 календарных дней с даты получения кодов маркировки, но не позднее даты ввода в оборот. Список сервис-провайдеров (типографий)
7.2. Наступление платности в ТГ Моторные масла.
С 1 сентября 2025 года введена платность кодов маркировки.
Если код маркировки был эмитирован до 1 сентября 2025 года и по нему был подан отчет о нанесении и вводе в оборот до 1 сентября, то такие коды остаются бесплатными.
Если код маркировки был эмитирован до 1 сентября 2025 года, но:
- не был нанесен до 1 сентября 2025 года, (код находится в статусе «Эмитирован»), то денежные средства за такой код будут списаны с лицевого счёта после 1 сентября 2025 года, при подаче и успешной обработке отчёта о нанесении;
- но не введен в оборот до 1 сентября 2025 года (код находится в статусе «Нанесён»), то денежные средства за такой код будут списаны после 1 сентября 2025 года, при его успешном вводе в оборот;
7.3. Кто оплачивает коды маркировки.
Оплата кодов маркировки осуществляется тем участником оборота, кто выполняет эмиссию кодов в системе «Честный ЗНАК», независимо от того, кому принадлежи GTIN, на который заказываются коды. Такой подход применим ко всем способам маркировки (производство РФ, контрактное производство РФ, импорт, остатки, перемаркировки).
После заключения с Оператором договора на оказание услуг по предоставлению кодов маркировки по окончанию каждого календарного месяца (расчётного периода), но не позднее 5 числа месяца, следующего за расчётным периодом, участник оборота товаров получает от Оператора в ЛК ГИС МТ (за исключением указанных в договоре случаев оформления на бумажном носителе) первичные бухгалтерские документы (закрывающие документы). Более подробно данный процесс описан в Инструкции по работе с документами от Оператора-ЦРПТ.
8. Предусмотрено ли аннулирование кодов маркировки, в каких случаях оно происходит?
Коды маркировки могут быть аннулированы в соответствии с пунктом 67 Правил маркировки, утвержденных Постановлением 1663 в следующих случаях:
- в срок, установленный пунктом 64 или пунктом 66 настоящих Правил, участником оборота товаров не произведена оплата услуг по предоставлению этих кодов маркировки;
- в сроки, установленные пунктами 61 и (или) 62 настоящих Правил, участником оборота товаров в информационную систему мониторинга не направлен отчет о нанесении средств идентификации, преобразованных из этих кодов маркировки.
9. Если я ввожу товар из стран ЕАЭС, нужно ли мне маркировать его и в какой момент?
Реализован упрощённый процесс импорта смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей в Российскую Федерацию из Республики Беларусь. Экспортёр может сам промаркировать и отгрузить товары через Систему маркировки Республики Беларусь.
Чтобы импортировать по упрощённому процессу:
Экспортёр из Республики Беларусь описывает товар в Национальном каталоге и заказывает российские коды маркировки через Систему маркировки Республики Беларусь.
Экспортёр наносит коды маркировки на товары и подаёт в Систему маркировки Республики Беларусь сведения о трансграничном перемещении товаров. Эти сведения вы можете посмотреть в Системе маркировки РФ в документе «Отгрузка из ЕАЭС» (LP_SHIP_GOODS_CROSSBORDER).
Импортёр подаёт в Систему маркировки РФ документ «Приёмка» (LP_ACCEPT_GOODS), который содержит сведения о приёмке товаров, указанных в документе отгрузки. После успешной обработки документа приёмки принятые коды вводятся в оборот.
Подробнее читайте в документации True API, размещённой в личном кабинете на промышленном контуре и в базе знаний «Реестра интеграторов».
При ввозе товаров из государств-членов ЕАЭС, с которым не реализовано межоператорское взаимодействие, в режиме заказа кодов маркировки в РФ и отсутствует взаимное признание кодов идентификации — вид документа «Трансграничная торговля».
Все ввозимые товары из ЕАЭС, подлежащие маркировке, должны быть промаркированы до воза на территорию РФ.
10. Если я импортирую товар из стран, отличных от ЕАЭС, то в какой момент я должен промаркировать товар? В какой момент нужно подать отчет о нанесении и о вводе в оборот кодов маркировки?
Используйте документ «Ввод в оборот» с видом «Импорт с ФТС», чтобы подать сведения о вводе в оборот товара, ввезённого на территорию РФ из стран, не являющихся членами ЕАЭС.
Средства идентификации должны быть нанесены на товар до пересечения границы с РФ. Это можно сделать на производстве у иностранных контрагентов либо на логистических или таможенных складах. Список партнеров здесь
Коды маркировки товаров должны быть указаны в подразделе 13 графы 31 Декларации на товары.
Возможно использование Агрегированного таможенного кода (АТК). АТК – виртуальный код, который включает в себя коды маркировки импортируемого товара.
При работе с кодами маркировки импортируемого товара необходимо учитывать следующие особенности:
- Отчет о нанесении должен быть подан в ГИС МТ до пересечения границы с РФ;
- Отчет о вводе в оборот может быть подан после пересечения границы с РФ, но до предложения товаров к реализации.
11. У меня на складе есть товар, должен ли я его промаркировать?
В какие сроки?
В соответствии с пунктом 6 ППРФ 1683 оборот немаркированного товара разрешен до 01.12.25.
Товар нереализованный до 31.08.25, является остатками и должен быть замаркирован до 31.10.25.
Маркировка импортных товаров, который были приобретены до 01.09.25, но прошли таможенные процедуры после указанной даты, может осуществляться импортерами до 30.11.25.
Более подробно с процессом маркировки остатков можно ознакомиться в пункте 6 Инструкции «Маркировка по шагам»
12. Как я должен поступить с кодом маркировки при продаже товара в розницу (через кассу)?
Вывод из оборота при розничной продаже осуществляется через контрольно-кассовую технику путем сканирования кода маркировки. Сведения подаются в документе «Вывод из оборота» автоматически при сканировании КМ на кассе через оператора ОФД.
С пошаговым процессом вывода кодов из оборота при розничной реализации можно в Инструкции
13. Нужно ли выводить из оборота коды по причине, не связанной с реализацией товара, а также при экспорте или в процессе перемаркировки?
Здесь существует несколько типов вывода из оборота:
вывод из оборота без получателя товара (утрата, уничтожение, истечение срока годности и т.д.). Сведения подаются в документе «Вывод из оборота»;
вывод из оборота при экспорте в страны ЕАЭС.
вывод из оборота при экспорте за пределы ЕАЭС. Сведения подаются в документе «Вывод из оборота»
вывод из оборота при перемаркировке. Сведения о перемаркировке подаются в документе «Перемаркировка». Однако, если требуется вывести из оборота код маркировки, указание которого было упущено при подаче сведений о перемаркировке товара (в качестве кода, утратившего актуальность), то потребуется документ «Вывод из оборота». При этом в качестве причины вывода для «старого» кода нужно выбрать значение «Другое» и определённым образом заполнить описание причины вывода
С пошаговым процессом вывода кодов из оборота можно в Инструкции.
14. На 1 апреля 2026 г. могут остаться "зависшие" коды маркировки, которые появились у нас в результате маркировки остатков или получены в УПД от поставщиков, но фактически эти товары были проданы без передачи сведений в Честный знак. Что делать с такими кодами? Надо ли их каким-то образом вывести из оборота с передачей сведений в Честный знак или оставить "зависшими"?
Здесь нужно использовать следующий подход:
Присвоить кодам признак дополнительного состояния «Не найдены по итогу инвентаризации», использовав Документ «Уведомление о состоянии кодов», что позволит кодам числиться на балансе их владельцев, но не создавать большого товарного остатка на его «виртуальном складе».
Пошаговая инструкция
15. Как снова ввести в оборот код маркировки при возврате товара покупателем?
В случае возврата товара покупателем код маркировки такого товара должен быть возвращен в оборот через пользовательский интерфейс ГИС МТ, а также с помощью Контрольно-кассовой техники через ОФД при розничной реализации.
С пошаговой работой при возврате кодов маркировки в оборот можно ознакомиться здесь.
В случае возврата товара от покупателя продавцу при условии, что процесс осуществляется при помощи использования УПД/ УПД(и), необходимо использовать УПД с функцией ДОП.
С пошаговым процессом можно ознакомиться здесь раздел 6.1.2. «Сведения в УПД при указании информации о возврате товара от покупателя продавцу».
16. Есть ли процесс перемаркировки товаров в ТГ Моторные масла и в каких случаях он применяется?
Перемаркировка товара доступна в следующих случаях:
- выявлены ошибки в описании товара (перемаркировка товаров без вывода товаров из оборота);
- порча или утеря средства идентификации с КМ;
- возврат реализованного или экспортированного товара;
- решение о реализации товара, ранее приобретённого в целях, не связанных с его реализацией.
Пошаговая инструкция процесса перемаркировки доступна
17. Я указал неверную информацию при заказе кода маркировки, как мне ее исправить?
Внесение изменений в сведения о кодах доступно, если вы осуществили:
- эмиссию кода (можно изменить способ ввода в оборот);
- нанесение кода (можно изменить все сведения, кроме способа ввода в оборот);
- ввод кода в оборот (можно изменить идентификатор ВСД, дату производства, код ТН ВЭД, сведения о разрешительной документации и лицензиях на пользование недрами).
При этом можно отредактировать сведения о кодах, которые вам уже не принадлежат, при условии, что изначально данные коды маркировки были эмитированы и введены в оборот Вами, а затем переданы контрагенту. С пошаговым процессом изменения сведения о кодах можно ознакомиться, пройдя видеообучение
18. В каком случае можно списать коды маркировки?
Списание кодов маркировки используется в следующих случаях:
- «Списание (общий документ)» Используется, если нужно списать коды, которые:
- проданы до наступления обязательной маркировки (например, в рамках эксперимента), но сведения об их выбытии не были переданы в Систему маркировки;
- получены до старта обязательной маркировки, но не использованы;
- утрачены, повреждены, бракованные, уничтожены
- были нанесены на товар, который ожидает перемаркировки по различным причинам
- «Списание». Используется, если в Системе маркировки числятся нанесённые коды, но которые по итогу не были использованы (по причине порчи, утери или уничтожения)
С пошаговым процессом списания кодов маркировки можно ознакомиться в Инструкции «Списание кодов»
19. Как правильно продавать масло, которое приобретено в упаковке больших размеров, например бочка, а физическим лицам продается в розлив в литрах?
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2024 № 1683 (далее Постановление) подпункт б) пункта 3 участники оборота смазочных материалов представляют в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, сведения об обороте и выводе из оборота смазочных материалов с 1 апреля 2026 г.
Таким образом, до 01.04.26 все процессы при продаже смазочных материалов, в том числе и в розлив, остаются без изменений, то есть обязательности выводить коды маркировки из оборота при реализации (частичной реализации) товара нет.
20. Можно ли продавать масло между юридическими лицами если оно было приобретено в бочке/канистре, а реализовано в розлив в литрах?
Частичная реализация смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей в розлив юридическим лицам с 1 сентября 2025 г. до 1 апреля 2026 г. не регламентируется Постановлением 1683.
На текущий момент Министерство промышленности и торговли готовит внесение правок в Постановление 1683 по этому вопросу. Как только правки будут приняты, Оператор проинформирует отрасль, ознакомиться с документом можно будет в открытых источниках.
21. Как продавать масло контрагентам, которые не являются участниками оборота товаров и не используют ЭДО?
В случае продажи смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей контрагентам, которые не являются участниками оборота товаров и не используют ЭДО, необходимо подать в систему документ прямой подачи с указанием причины «Собственные нужды» с указанием ИНН покупателя.
Более подробно с данным процессом можно ознакомиться в пошаговой инструкции, пункт 2.3, также есть видеоинструкция
Кроме того, Оператор рекомендует зарегистрироваться в бесплатном сервисе ЭДО Light
22. Как продавать товар, промаркированный до наступления полной прослеживаемости 01.04.26, кодами маркировки которого владеет другой участник оборота товаров?
С 1 апреля 2026 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2024 № 1683 наступает обязательная передача сведений об обороте смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей. С этой даты все участники оборота должны использовать электронный документооборот (ЭДО) в процессах отгрузки и приемки маркированной продукции. Передавать сведения в систему необходимо о каждой единице маркированного товара.
Для товаров, произведенных (дата производства, указанная в ГИС МТ) после 01.04.2026, производится я в ГИС МТ) до 01.04.2026 года при подаче сведений о реализации в форме универсального передаточного документа (УПД) в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ), не производится. Таким образом, можно осуществлять передачу такого товара другим участникам оборота без привязки к собственнику.
Для товаров, произведенных (дата производства, указанная в ГИС МТ) после 01.04.2026, производится проверка собственника/владельца в ГИС МТ, следовательно необходимо передавать данные в систему:
- при первичной отгрузке через УПД;
- при выводе из оборота через контрольно-кассовую технику;
- при иных причинах вывода из оборота.
23. Что делать если компания не успевает промаркировать все остатки до наступления запрета оборота немаркированного товара 01.12.25?
В соответствии с пунктом 6 Постановления 1683 «Оборот и вывод из оборота немаркированных смазочных материалов, произведенных на территории Российской Федерации или ввозимых (ввезенных) на территорию Российской Федерации (в том числе в случае ввоза с территории Евразийского экономического союза) в рамках трансграничной торговли или выпуска таможенными органами при их помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта (в случае их производства вне Российской Федерации) по 31 августа 2025 г., допускается по 30 ноября 2025 г». Таким образом, компания может распродать все немаркированные остатки, или промаркировать такую продукцию до 31 октября 2025 г.
С 1 декабря 2025 г. оборот товара, без нанесённого средства идентификации, запрещен.
24. Нужно ли маркировать товар, который был получен путем расфасовки из бочки?
Если участник оборота приобретает подлежащие маркировке смазочные материалы и специальные автомобильные жидкости, которые в дальнейшем будут разделены на части путем фасовки для дальнейшей реализации юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в упаковке, то в таком случае код маркировки упаковки, из которой производилось фасовка, должен быть выведен из оборота по причине «Использование для производственных целей», а на каждую полученную часть товара в новой упаковке необходимо нанести новый код маркировки. Для этого необходимо действовать, учитывая процессы стандартного подхода: описать новый товар, создав карточку товара на новый GTIN, заказать на него коды маркировки, подать отчет о нанесении и о вводе в оборот.
На время маркировки остатков (до 01.11.25) данный процесс доступен участникам оборота товаров с любой ролью, указанной при регистрации в системе, после указанной даты, участник оборота товаров должен иметь роль «Производитель».
25. Подлежат ли маркировке смазочные материалы и специальные автомобильные жидкости, которые хранятся на складе в упаковке больших размеров?
На текущий момент в соответствии с Постановлением 1683 все упакованные товары, попадающие под маркировку в соответствии с постановлением 1683, вне зависимости от их объемно-весовых характеристик, должны быть промаркированы.
26. Необходимо ли маркировать транспортировочные наливные емкости?
В соответствии с определением в ППРФ 1683 «маркировка товаров» - это нанесение на упаковку товаров, в соответствии с Правилами маркировки, средств идентификации и передача сведений о нанесении средств идентификации в информационную систему мониторинга.
В соответствии с ГОСТ 17527-2020 « Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 02.10.2020 N 737-ст), наливные транспортные емкости, такие как масловозы, цистерны, наливные суда и тп, не попадают под определение упаковки. Таким образом, можно сделать вывод, что такие товары не имеют упаковки и, соответственно, маркировке не подлежат.