Несмотря на то, что статус ОКН автоматически означает, что здание находится под охраной государства, в реальности многие строения в Хабаровске оказались не защищены от сноса, хотя и были признаны памятниками архитектуры. Такая участь постигла, например, дом В.И. Ламеховой 1905 года на Запарина, 51а, который в свое время принадлежал купеческой семье. В 2000-х его незаконно демонтировали, а пустующее место быстро заняли новым зданием. Хотя череда неприятностей настигла старинное строение еще задолго до этого.
- Во флигеле дома Ламеховой размещалась шляпная мастерская, а главное здание сдавалось в аренду под квартиры: их было четыре, с общим коридором в центре. С начала 1990-х годов строение находилось на балансе МУП «Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам №2». Тогда с северо-западной стороны на территории памятника были самовольно установлены некапитальные гаражи, при планировке площадки для них был засыпан дренажный колодец, в результате чего вода не уходила, а скапливалась в подвале памятника, фундаменты и кирпичные стены цокольной части получили значительные деформации, появились сквозные трещины, - указано в историко-культурной экспертизе здания.
В мае 1995-го в доме произошел первый пожар, в декабре 1999 года второй: от электропроводки горели общий коридор, кухня и одна из квартир, но ремонт МУП делать не стал. После, уже в 2002-м, случилось третье ЧП в двух квартирах. Пламя уничтожило крышу, оконные и дверные блоки, веранды, пострадала юго-западная часть здания, обуглился сруб наружных и внутренних стен. В итоге здание признали аварийным.
- В декабре 2002 года МУП «Служба заказчика по ЖКУ №2», поселив жильцов в маневренном фонде, приступило к ремонту памятника. Работы выполнялись самовольно, без разрешения, без проектной документации и обследования. Организация не имела соответствующей лицензии для работы на объектах ОКН. На предписания МУП не отреагировал, - отмечают историки.
Закончилось это плачевно: в результате неквалифицированных действий со стороны МУП и без того сильно пострадавшему зданию был нанесен значительный ущерб, пострадала часть уцелевших в пожарах исторических конструкций. А в 2004-м старинный дом Ламеховой был уничтожен окончательно - за год до своего столетия. Застройщик самовольно снес его, когда возводил на прилегающем участке новое здание. Сейчас место, где стоял памятник архитектуры, выглядит так:
При похожих обстоятельствах был утрачен и другой памятник архитектуры 1905 года постройки на Запарина, 51. Это строение тоже относилось к имуществу Ламеховых и представляло собой образец деревянного доходного дома начала 20 века. В 1921-м он перешел во владение Всероссийскому Союзу страхования от огня (что иронично, учитывая дальнейшую участь объекта), а с 1945 года по 1959-й находился в ведомстве «Хлебопродукт». Потом здание стало жилым и значилось таковым до своего конца, хотя к середине 2000-х обитателей там уже не было.
- К 2005 году здание числилось жилым, но фактически стояло заброшенным и пришло в крайне ветхое состояние. В июне 2007 года там случился пожар во многом уничтоживший дом. Причина - неосторожное обращение с огнем неустановленных лиц, - сообщается в историко-культурной экспертизе.
Поначалу сгоревший памятник архитектуры даже получил шанс на возрождение. В сентябре 2007 года управление Росохранкультуры по ДФО провело проверку и сделал вывод о возможности восстановления здания. В 2008-м его собственник, хабаровское предприятие, даже согласовал с минкультом края проектную документацию, но сам дом при этом не охранялся, так что перед началом работ успел пережить еще несколько пожаров и уже пребывал в очень плохом состоянии. А потом его продали, и новые владельцы самовольно демонтировали останки купеческого наследия, не получив никаких согласований и разрешений. Получили они за это административку, а участок, где стояло старинное здание, теперь выглядит так:
Интересно, что дом Ламеховой вообще хотели снести официально, причем еще после первого крупного пожара в 2005-м. Тогда специалисты «Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края» указывали, что здание надо вывести из состава объектов ОКН, демонтировать, а участок отдать под новую застройку. Так что, вероятно, сгоревшее купеческое наследие все равно бы на Запарина стоять не осталось и рано или поздно кануло бы в Лету.
Не удалось сохранить в Хабаровске и жилой дом Дудевского», 1906 года постройки, располагавшийся некогда на Дзержинского, 52. В дореволюционные годы это было одно из самых технически оснащенных зданий Хабаровска, потому что там с самого начала предусмотрели водопровод, электрическое освещение и паровое отопление.
- Рассматриваемый дом построен на улице Хабаровской переселенцем из Орловской губернии крестьянином Павлом Дудевским, отцом одного из хабаровских художников Константина Дудевского. В 1910-м здание было продано заведующему переселенческой больницей Моисееву, а известность в городе этот объект приобрел после его покупки в 1916 году потомственным почетным гражданином Хабаровска и гласным городской думы Владимиром Тороповым, - так описывают утраченное строение историки.
В доме разместились организованный супругой Торопова один из первых в городе частных детских садов и подготовительная школа при нем. После этих учреждений воспитанники должны были поступить в 1 класс стоящей неподалеку Алексеевской гимназии, но в годы гражданской войны Торопов уехали во Владивосток, а затем эмигрировали в Китай, в Харбин, и в строение перестали кого-либо учить. Оно перешло в аренду Союзу поваров и официантов под клуб с буфетом-верандой, а потом в нем обосновалось общежитие совработников. В 1923-м в здании открылась амбулатория Хабаровской страховой кассы с врачебными кабинетами, перевязочной, фельдшерской, аптекой. А после ликвидации страхкассы дом был передан под коммунальное жилье и больше уже своего назначения не менял.
- В 2006 году было установлено, что здание находится в аварийном состоянии с угрозой разрушения и рекомендацией разобрать здание, - сообщается в историко-культурной экспертизе дома.
Разобрали его уже в 2007 году. Сначала предполагалось, что памятник архитектуры утерян не навсегда. Были планы восстановить его из новых материалов и конструкций, но с сохранением архитектурного облика и конструктивного решения. Перенести новодел хотели на Истомина, 20: там в те времена как раз власти решили создать музей деревянного зодчества. На этот адрес должны были переехать и некоторые другие старинные строения или их реконструированные версии. Но ничего из этого так и не случилось. Дом Дудевского в итоге был признан полностью утраченным объектом, а на его месте на Дзержинского теперь стоит высотка. Это здание бело-синего цвета на фотографии.
Еще одно ныне уничтоженное историческое здание стояло раньше на Дзержинского, 27. Это был жилой дом 1897 года постройки - одноэтажный, деревянный, неизвестно чьего авторства. Примечательно в нем было то, что он являлся характерным для Хабаровска примером городского жилья с выразительным декоративным оформлением в технике пропильной резьбы. Но первые попытки снести сооружение начали предпринимать еще советские власти в 1970-х.
- В 1976 году в Хабаровске проводился международный Тихоокеанский конгресс. Бывший председатель горисполкома Павел Морозов дал указания снести деревянную застройку, которая «портила» внешний вид города в центральной его части. Когда начался массовый снос, в том числе зданий, обладающих исключительной архитектурной ценностью, передовая общественность города стала активно выступать в их защиту, - отмечается в историко-культурной экспертизе.
Чтобы снизить напряженность в обществе, власти предложили создать музей деревянного зодчества. В первой версии этот проект предполагался даже не на Истомина, а вообще в районе центрального рынка в границах улиц Льва Толстого – Ким-Ю-Чена – Гайдара – Амурского бульвара. Туда предлагалось свезти наиболее ценные сносимые деревянные здания, и жители такую идею поддержали. Институт «Хабаровскгражданпроект» даже разработал эскизный проект музея и обмерил некоторые памятники, подлежащие сносу. Но эта идея, как можно догадаться, закончилась на демонтаже исторических объектов.
- Деревянные здания разбирались, маркировались и вывозились на склады за черту города. За ними никто не следил, и элементы конструкций вскоре были расхищены или сгнили, - упоминают историки.
Указанный дом на Дзержинского тогда выстоял, его не разобрали и не увезли. Но потом появилась новая угроза: район решили застроить девятиэтажными панельками, школой, детским садом а образцы деревянного зодчества опять стали мешать. В итоге объект, о котором идет речь, все-таки должен был переехать в так называемый музей, но и этой участи ему удалось чудом избежать.
- В 1988 году в процессе сплошного обследования исторически-ценной застройки Хабаровска он был внесен в аннотированный перечень памятников истории и культуры, а в 1992-м попал в список объектов, предлагаемых к постановке на госохрану, - гласит экспертиза.
Но в 1993 году в нарушение законодательства выстоявший много раз дом все-таки снесли в связи со строительством десятиэтажки. Теперь там, правда, вообще стоит современная высотка.
На Дзержинского вообще с памятниками архитектуры как-то не заладилось. Незавидна оказалось и судьба жилого дома Лаца 1909 года, который стоял на этой улице и имел номер № 21. Построил его в свое время чиновник военного ведомства Дмитрий Лац, а после муниципализации объект разделили на четыре квартиры и до 1993 года он использовался в качестве жилья для горожан. Потом, правда, началась та самая застройка новым микрорайоном из девятиэтажек, о чем мы писали выше, и этот дом в начале 90-х среди прочих попал в список зданий, подлежащих переносу.
- Предполагалось сохранить материал и габариты сносимого здания с некоторыми изменениями объемно-пространственной композиции и декоративного оформления. В 1993-м памятник разобрало МП «Хабаровскинвестройсервис», а в 1995-м была утверждена проектная документация на воссоздание объекта, - сообщается в экспертизе.
Организация, которая вела эти работы по восстановлению, в 1998-м даже успела возвести фундамент, каменный цокольный этаж и деревянный сруб. Но на этом все остановилось: предприятие заявило, что необходимость в использовании будущего дома у него отпала. Так что несколько лет недострой так и стоял, пока в 2004 году минимущества края через суд не оформило его в собственность и не передало другой компании для реконструкции. Только та в итоге разобрала сруб и начала самовольно возводить первый этаж в кирпичной кладке, одновременно рассылая обращения в правительство края с просьбой вывести объект из памятников истории и культуры как утраченный.
Нетрудно предугадать конец этой истории. Исторический дом Лаца так и не был воссоздан, а на его месте стоит теперь новое трехэтажное здание.
Отметим, что не только жилые исторические дома в центре Хабаровска попадали под снос. В начале 2000-х была демонтирована и первая хабаровская электростанция в районе набережной, построенная еще в 1906 году. Возвела ее группа купцов и членов городской управы, объединившихся под необычным названием «Товарищество на вере по электрическому освещению города». Работала станция на импортном оборудовании. Благодаря ей в городе начало появляться освещение от электричества, чего раньше не было. За то время, пока инженерное строение существовало, его неоднократно реконструировали, потом, с начала 50-х, оно превратилось в студию кинохроники. А в 2004-м здание снесли «в связи с плохим техническим состоянием».
Так как все описанные выше памятники истории и архитектуры ныне утрачены, сейчас краевые власти работают над тем, чтобы исключить их из реестра ОКН. Фактически охранять все равно уже больше нечего.
Напомним, старинную казарму продает на Базе КАФ федеральный оператор. Кирпичное здание и земельный участок на улице Краснознаменной предлагаются покупателям за 15,5 миллиона рублей. Интересно, что неподалеку стоит такая же казарма, но она признана объектом культурного наследия, поэтому ее не аукцион не выставляют. А это строение памятником истории и архитектуры не является, поэтому, вероятно, пойдет под снос.
Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото: ОПИК, Государственный каталог музейного фонда