Найти в Дзене

Тихая сенсация. Какие выводы из полета МС-21 из Иркутска в Жуковский?

Довольно буднично, без лишней помпы полностью импортозамещенный МС-21-310 совершил перелет из Иркутска в Жуковский. Неизвестно где была пресс-служба ОАК, Росавиации, ОДК и Минпромторга? Импортозамещенный МС-21-310 можно уже называть оболганным. СССР несмотря на свою мощь так и не успел построить современный аналог 737-го. Ту-154 с тремя двигателями жрал топлива как не в себя и был снят с гражданских рейсов в начале 2010-х гг. Ту-204 последний советский пассажирский самолёт был перетяжелен и средств для его доводки не было. В тяжёлые 1990-е гг. фирма Яковлева замахнулась на проект Як-242, который со временем стал МС-21. Так как авиапром лежал в руинах решили, что вновь производить все детали и агрегаты МС-21 посчитали невозможным и решили прибегнуть к импорту. Первоочередной задачей были движки. Западные двигатели были более экономичными изначально на МС-21-300 ставили PW. А в России только разрабатывали перспективный двигатель с тягой 14 тонн - ПД-14. Также нужно было разработать план

Довольно буднично, без лишней помпы полностью импортозамещенный МС-21-310 совершил перелет из Иркутска в Жуковский. Неизвестно где была пресс-служба ОАК, Росавиации, ОДК и Минпромторга?

Импортозамещенный МС-21-310 можно уже называть оболганным.

-2

СССР несмотря на свою мощь так и не успел построить современный аналог 737-го.

Ту-154 с тремя двигателями жрал топлива как не в себя и был снят с гражданских рейсов в начале 2010-х гг.

Ту-204 последний советский пассажирский самолёт был перетяжелен и средств для его доводки не было.

В тяжёлые 1990-е гг. фирма Яковлева замахнулась на проект Як-242, который со временем стал МС-21.

Так как авиапром лежал в руинах решили, что вновь производить все детали и агрегаты МС-21 посчитали невозможным и решили прибегнуть к импорту.

Первоочередной задачей были движки. Западные двигатели были более экономичными изначально на МС-21-300 ставили PW. А в России только разрабатывали перспективный двигатель с тягой 14 тонн - ПД-14.

Также нужно было разработать планер полегче. Решили делать композитное или "чёрное" крыло.

С новым планером и новыми двигателями расход топлива должен был быть 2,1 тонны в час.

Чтобы повысить комфорт пассажиров фюзеляж сделали пошире.

Ставка на импорт стала ломаться уже с 2018 г., на тот момент самыми продвинутыми в композитах были японцы и они отказались поставлять композиты для "чёрного крыла" .

Президент РФ по этому поводу заявил: "Взяли и по соображениям недобросовестной конкуренции прекратили поставку нам соответствующих композитных материалов для крыла. Ну что это такое? Это просто хамство на мировом рынке с нарушением всех общепризнанных принципов и правил".

Хорошо ещё что в России были свои наработки по композитам и научные исследования. Крыло импортозаместили, правда, оно потяжелело на 300 кг.

Серийный выпуск перенесли на 2022 г.

В 2022 г. об импортных самолетных системах и двигателях "Пратт энд Уитни" можно было забыть.

Пришлось их импортозамещать.

К 2025 г. почти все системы были сделаны.

-3

Но не стоит сбрасывать со счетов, что западные авиастроители, в частности "Айрбас" попались на взятках, которые они давали кому-то в России. И не только в России.

Как всегда самый сильный враг в России это внутренний. В своё время авиакомпании плевались от сервисного "обслуживания" Ту-204 и их двигателей.

"Негатив касался только поддержания со стороны конструкторов – ПАО Туполев, по причине которого эксплуатация типа в Ред Вингсе и завершилась, продления не было, у самолётов закончились календари, и они дружно встали".

-4

Век Ту-204 оказался коротким.

"По словам эксперта, эксплуатация Ту-204 перестала быть экономически целесообразной ... авиакомпаниям сложно поддерживать летную готовность машины из-за низкого тиража самолетов — налицо дефицит запасных частей и технических специалистов".

Сервисное обслуживание важная проблема, о которой мало говорится.

У иностранцев полно станций техобслуживания разбросанных по миру.

Из-за проблем с сервисным обслуживанием вроде бы конкурентоспособные "Суперджеты" стояли без работы как у нас, так и за границей.

В 2024 г. известная газета "Коммерсантъ" написала о чудовищном перетяжелении импортозамещенного МС-21-310 с двигателями ПД-14.

Из-за якобы перевеса почти в 6 тонн, дальность просела до уровня ближнемагистральных самолётов. Снизилась и высота полета.

"На сайте ОАК появились сведения, что МС-21-310 "потяжелел" на бумаге до 85 тонн максимальной взлетной массы".

Из-за этого " Коммерсантъ" вычел из 85 тонн 79,25 тонны максимальной взлетной массы и получил "перевес" в 5,75 тонн.

Хотя на сайте ОАК указано, что дальность просела с 6 тыс км до 5,1 тыс км, неведомые источники газеты рассказали массу интересного:

"Исходя из данных производителя, масса пустого импортозамещенного самолета по отношению к предыдущей версии (МС-21–300 с планером с использованием иностранных компонентов и западными двигателями) увеличилась на 5,75 т. По данным собеседников “Ъ”, это произошло за счет применения отечественного композита и новых систем самолета.

В итоге дальность полета при максимальной коммерческой загрузке в 20,3 т сократится, по данным “Ъ”, до менее 2,8 тыс. км, а по данным некоторых источников — менее 2 тыс. км. При этом предельная высота полета, которую сейчас может освоить самолет,— 7 км".

Это уже при публикации выглядело очень сомнительно.

По одной из версий максимальная взлетная масса выросла из-за того, что ОАК решило увеличить ёмкость баков. Максимальная масса пустого снаряжённого изменилась примерно на 1,6 тонн, включая потяжелевшее на 300 кг крыло.

Предельная высота полета 7 км это выглядело максимально нереалистично.

Все самолёты подобного класса летают на 10-11 км и под это проектируются.

Если считать полные баки в 20,4 тонны чтобы самолёт пролетел 2 тыс км, надо было, чтобы ПД-14 съели 8-9 тонн топлива в час или около того. Напомню, что старый Ту-154 своими тремя двигателями съедал 6 тонн топлива в час.

Недавно на сайте ОАК дальность полета МС-21-310 "ограничили" 3800 км.

Бурную радость выразил " Коммерсантъ".

Хотя если посчитать при скорости 800 км/ч МС-21 преодолеет 3800 км меньше чем за 5 часов. Накинем ещё топлива на час полета (взлет/посадку) и получится что инновационные ПД-14 скушали бы 3 400 тонн топлива в час. А это очень много по современным меркам.

Следует сказать, что МС-21-300 должен был съедать не 3,4 тонны и не 8-9 тонн топлива в час. А вообще 2,1 тонну в час.

-5

При ёмкости баков 20,4 тонны самолёт должен был улетать примерно на 6 800 км.

Поскольку мы уже имеем дело с отечественным импортозамещенным МС-21-310, то расход топлива должен был возрасти. Как уверяют критики ПД-14.

Совсем недавно МС-21-310 совершил перелет из Иркутска в Жуковский преодолев 4300 км на высоте 11 км. Все источники "Коммерсанта" оказались посрамлены. И кстати сайт ОАК оказался в неудобном положении. И 2 тыс км и 3,8 тыс км были перекрыты с огромным запасом.

Причем в баках из 20,4 тонн топлива осталось ещё 5 тонн.

Экипаж к тому же так и не достиг максимальной крейсерской скорости полета 850 км/ч, а летел на 800 км/ч.

Если мы посчитаем расход топлива ПД-14 окажется, что двигатели потребили 2,5 тонны в час. Что выше, чем 2,1 тонна, но часть полета экипаж летел низко, не на 11 тыс и, из-за чего, видимо, расход топлива возрос.

Но даже 2,5 тонны расход топлива это очень хорошо.

При крейсерской скорости 850 км/с и расходе 2,5 тонны в час самолёт бы легко преодолел рубеж 5 100 км. Как и было заявлено для МС-21-310. И почти приблизился к 6 000 км.

Возразят, так ведь борт летел пустой. Но, неизвестно был ли на борту имитационный груз. И даже если самолёт летел пустой, то расход топлива для загруженной машины увеличился бы на 15%. И все равно дальность 5 100 км самолёт бы показал гарантировано.

Налицо успех ОАК и посрамление критиков.

Спасибо за прочтение.

***

Работа с быстрой оплатой для самозанятых от Ventra переходи по ссылке выходи на смену до 25 декабря 2025 г. и получи дополнительную тысячу рублей. Заработай на подарки.

***