Начнём с лидера. У этого персонажа 70% объема головы составляет ПУСТАЯ ротовая полость. Ещё 20% составляют глаза. И от силы 10% - все остальное, включая мозг.
Из ресурсов, необходимых для развития, могу отметить отличные зубы и хороший аппетит. Даже с моим чутьём на поиск точек роста [скромность украшает, ага] здесь я шансов не вижу. В мультфильме вообще нет речи, нет понятного ребёнку контекста и адекватных смысловых посылов.
Ум и Хрум (делят почётное первое место с Бубой)
Начнём с заставки. Нереалистичные условия, неестественные образы персонажей. Ребёнок, у которого ещё не сформированы базовые социально-бытовые представления, попадает в контекст, не имеющий ничего общего с реальностью.
«Вкусная планета, где всё вокруг состоит из еды» [ешь всё, что видишь вокруг, – «прекрасный» посыл для детей с пищевой избирательностью, аллергиков, детей с проблемами ЖКТ и разбалансированной осью кишечник-мозг]. Фраза «становится похож на то, что съел» вообще может показаться оскорбительной. Абсолютно неконструктивные модели поведения, плоские эмоции.
Дошкольник, не знающий почти ничего об окружающем мире, принимает за факты информацию про «молочные озёра», «поля из лайков», «сырные пещеры». Ваш ребёнок еще не успел стать школьником, а необходимость обращения в будущем к репетиторам по всем школьным предметам уже закладывается с первой же серии.
Предполагается, что мультфильм комичный, хотя дети ещё не воспринимают комичность в принципе, а родители не видят в ситуациях ничего комичного. Серии изобилуют потенциально пугающими моментами.
Если кто-то нашел в мультфильме воспитательную ценность – поделитесь, пожалуйста. Возможно, я плохо искала?
Котэ и яйца
Весёлый такой, забавный, не правда ли? Добренький на первый взгляд котик с неестественной мимикой и жутким оскалом острых зубов ходит с кувалдой и просто так из интереса (!) разбивает яйца, в которых живые птенцы.
Если ребёнок возбудимый, гиперактивный, агрессивный, с СДВГ, не чувствует границ не понимает обращённую речь и не умеет выражать эмоции – какие идеи он почерпнёт из этих серий? Вопрос риторический, но можете ответить в комментариях.
Котэ и принцесса
А здесь-то что не так? Действительно, чудесная принцесса, всё такое розовое, все такое «ми-ми-мишное». И песенки такие милые-премилые:
Ходить пешком? Дело не царское!
Я хочу машину самую прекрасную…
Чувствуете, к чему всё идёт? Принцесса еще совсем девочка, а уже с запросами. Красивую тачку хочет. Просто потому, что принцесса. Дальше принцесса захочет дворец. А к пубертату что затребует?
Синий трактор
У мультфильма Синий трактор есть и плюсы, и минусы. Плюсы ваш ребёнок и сам найдет.)) А из минусов хочу обратить внимание на эти.
Дети дошкольного возраста очень плохо понимают подтекст, скрытый смысл, иронию. Юмор в восприятии ребёнка – это когда конь Юлий упал. Восприятие детей очень конкретно и категорично, и чем младше ребёнок, тем это заметнее. Например, фраза «профессор кислых щей» вообще не для дошкольников.
В педагогике интеллектуальных расстройств есть приём многократного наглядного повторения, благодаря которому обучаются умственно отсталые люди. А здесь по невероятному стечению обстоятельств этот же приём применяется для навязчивых песенок. Если ребёнок войдет в эхолалию, то эхом будут именно они.
Синий трактор Лево-Право
Давайте разберёмся, что не так с этой песенкой.
Представьте: у ребёнка диагностированы проблемы с общей и мелкой моторикой, с пространственной ориентацией. Ему сложно разместить на листе части рисунка. Он слабо ориентируется в схеме тела и плохо чувствует своё тело. Затрудняется в быстром переключении поз рук. Путает право и лево. Изо дня в день вы объясняете: «В правой руке ты держишь ложку. Право у тебя ВОТ ТУТ». Похлопываете по правому плечу для наглядности и закрепляете результат с уверенной интонацией: «Посмотри направо. Где у тебя право?» Ребёнок, вероятнее всего, посмотрит в ту сторону, где вы его похлопали по руке.
После занятия довольный ребёнок садится смотреть мультик. А там как раз песенка Лево-Право. Трактор стоит «лицом» к зрителю, поэтому показывает, где право ЛЕВЫМ колесом. Как только ребёнок запомнит про левое колесо, про ложку в правой руке все уже забудут.
Ребёнок запоминает, где право и лево, ориентируясь на постоянный объект, – например, окно в комнате, руль у папиной машины [впрочем, нет ничего более постоянного, чем ложка в руке].
Вне зависимости от уровня развития интеллекта ребёнок лучше воспринимает ту информацию, в которой есть доходчивый смысл. А в песне идёт хаотичная смена картинок предметов, которые возникают в формате слайд-шоу справа и слева без логики и без цели: что срифмовалось, то и нарисовалось.
Томас и его друзья и аналогичные паровозы с лицами
Из разряда «не смотрел, но осуждаю». Может, мультик и прекрасный. Если только ребёнок не испугается жутковатого лица паровозика.
У детей с сенсорными особенностями персонаж может вызвать страх. Если вы включаете ребёнку что-то в первый раз, следите внимательно за реакцией в моменте. И каждый раз при показе нового мультсериала последующие 2-3 дня наблюдайте, не будет ли отсроченных проявлений чего-то настораживающего.
Чемпионы, Вспыш
Это слишком перенасыщенные для дошкольников мультики. Точка.
Итог
Я не говорю, что мультики не полезны или что их нельзя смотреть вообще. Можно. Только желательно после 2-2,5 лет, с большого экрана (не портим зрение), дозированно и выборочно. Подходящие мультфильмы:
- с интонационно богатой речью,
- с социально приемлемым поведением,
- с понятным сюжетом и контентом,
- не вызывающие неврологическую и прочую симптоматику.
Статья логопеда-дефектолога «Топ 5 мультиков, которые запускают речь» уже размещена на этом канале; ссылка в комментариях. Мне приятно, что вы дочитали до конца.))