Инга, Вы — хореограф грузинских танцев, продюсер и организатор мероприятий, а также действующий артист труппы «Джигиты Муратовы» и администратор этого известного коллектива. С чего начался Ваш цирковой путь?
До того, как стать хореографом грузинских танцев, я получила своё первое образование в качестве журналиста, но поступала на журфак не по своей воле. Мои родители захотели, чтобы я окончила Международный Университет (в Москве), факультет журналистики, деканом у меня был Гусев – главный редактор газеты «Московский Комсомолец». Учеба мне всегда давалась легко, я люблю учиться, но как же мне трудно было морально обучаться в первом вузе… В шесть лет мама отвела меня в ГУЦЭИ, до 17 лет я училась на «подготовишках» и работала воздух, в кольце. Я всегда мечтала, с самого детства, быть артисткой цирка и была уверенна, что именно так и будет. Но, что-то пошло не так, и моя жизнь, на довольно долгое время, пошла другой дорогой.
Я окончила первый университет, поступила во второй, на балетмейстерский факультет, выбрала направление «хореограф народных танцев», так как у меня уже был свой коллектив грузинских танцев «ШАТИЛИ», художественным руководителем которого я являлась около двенадцати лет.
Мы работали на разных площадках по всей России, были, практически, на всех телеканалах и снимались в клипах и кино. Так как я – фанат фолк-культуры (не зависит от народа), просто очень люблю фольклор, я стала привозить в Россию всемирно известный грузинский фолк-коллектив «БАНИ», организовывала их концерты по России довольно успешно. Далее стала делать концерты и другим артистам: Брендону Стоуну, Сосо Павлиашвили, Торнике Квитатиани, Георгию Меликишвили, группе «КАРТУЛО», и возила Государственный Академический Ордена Дружбы народов ансамбль танца «Алан» республики Северная Осетия-Алания.
В это время я уже поступила в ГИТИС на продюсерский факультет, на курс к Эльшану Мамедову. С успехом окончила 2 года назад и активно работаю в данном направлении.
Более 15 лет, я работаю в театральном доме «Миллениум», в спектакле «Ханума», (режиссер Нина Чусова), в качестве балетмейстера и артиста балета.
Тружусь и в сфере киноиндустрии. В 2022 году вышел документальный фильм «Хип-хоп Осетия», которую представила кинокомпания «Soskey Bro-s», совместно с Северо-осетинской академией кино, производство компаний «Aza Production» и «Koala Production». Я — исполнительный продюсер этой киноленты. Спустя год мы стали лауреатами ТЭФИ. В этом году на большие экраны выйдет наш следующий полнометражный фильм «Охотник», исполнительным продюсером которого, также выступаю я. Режиссер картины — Заур Цогоев, креативный продюсер и сценарист обоих фильмов – Людвиг Джиоев.
Моя жизнь всегда была отдана искусству. Мне нравится делать людей счастливыми, дарить им радость, сохранять культурное наследие, посредством искусства. Но ничто из вышеперечисленного не дарит мне такого счастья и радости, как цирк. Я обожаю запах цирка, необыкновенно, с самого детства, люблю лошадей. А тут у меня получилось объединить все то, чем я мечтала жить.
К Сергею Муратову я попала совершенно случайно. Пришла на программу «Матрешка», в цирк Никулина, где работала моя подруга Эмилия – дрессировщица овечек (Эмилия Будзилович-Николенко – прим. автора), она нас и познакомила.
У нас оказалось много общего с Сергеем, и я благодарна ему за то, что он принял меня в труппу и осуществил мечту детства, выпустив на манеж в первый же день репетиции. Я не могу назвать себя администратором труппы, скорее я больше занимаюсь своим направлением: продюсированием и продвижением его как личности, его труппы, номера. Да, теперь я действующий артист труппы и это большое счастье работать в команде у такого прославленного и талантливого руководителя. Сергей очень добрый, отзывчивый, честный, трудолюбивый и, порой, строгий руководитель. Его дар общения с лошадьми заметен невооруженным взглядом и это огромное удовольствие быть причастной и наблюдать за тем, как он дрессирует животных и тренирует нас, своих артистов.
Джигитовка — один из самых травмоопасных жанров в цирке. Почему Ваш выбор пал именно на него?
Лошади – моя любовь с самого детства. Мама говорила, что не помнит даже, с какого возраста я с ума сходила по лошадям. Не могла пройти ни одну лошадку, ни в зоопарке, ни в парке, нигде. Я до сих пор, в своем возрасте, собираю лошадок (улыбается). И всегда мечтала о своей лошади, ахалтекинской породы. А тут всё сложилось само собой. Я для себя занималась спортивной джигитовкой (по прямой) какое-то время, но душа и сердце всегда манили меня обратно в цирк.
Самый сложный трюк в Вашем арсенале — это…?
Я недавно пришла в труппу Сергея, трюки у него не делаю еще. Выезжаю на парад. Но мы уже активно готовимся к сезону. Когда я тренировалась по прямой, я делала «обрыв», мне нравилось очень.
Ваша работа неразрывно связана с лошадьми. Расскажите, пожалуйста, о своих взаимоотношениях с этими чудесными животными?
Я люблю всех животных. С самого детства, у меня, дома, в деревне, в Грузии всегда были животные: собаки, попугаи, мышки, рыбки, коровы. Я наблюдаю за Сергеем и многому учусь у него. Необходимо обладать силой не только физической, но и душевной. Лошади должны чувствовать, что ты — вожак. Я работаю на Орловском Рысаке, зовут его Митя. Так он за вкусняшки всё, что хочешь сделает. Я пока пытаюсь проводить много времени с лошадьми, круглосуточно, чтобы они привыкали, чувствовали меня. Понимали, что я за ними ухаживаю и не дам в обиду, но в тоже время, могу и поругать. Всё, как с детьми.
Инга, поведайте нашим читателям об условиях содержания животных в цирке. Поток зоорадикальных фейков неиссякаем, поэтому, сегодня особенно важно распространять информацию от профессионалов в цирковой сфере.
За всех говорить я не буду. Но знаю, как Сергей относится к своим лошадкам, знаю как Эмилия ухаживает за своими овечками, верблюдами и ламами, знаю, как Эдгард и Аскольд Запашные заботятся не только о своих животных, но и помогают другим. Я всегда говорю, что есть разные люди, если вы увидели где-то, как кто-то плохо относится к животному, это не значит, что все также. Сейчас люди друг к другу плохо относятся, что говорить о животных. Я считаю, что нужно быть добрее и уважать каждое существо на Земле. Моя любовь к братьям нашим меньшим безмерна, и я рада, что в моём окружении только такие люди. Зоорадикалы просто своим негативом поднимают пыль, прокачивая свои карманы. Лучше бы реально заботились о животных, нежели говорили что-то в социальных сетях. Пока они говорят, мы делаем наших животных счастливыми. Они питаются только лучшими кормами, живут в тепле, заботе и уважении.
Кроме джигитовки, Вы выходите на манеж в составе балета. Что, по Вашему мнению, является главной составляющей эффектного циркового танца?
Как я уже говорила, по второму образованию, я — хореограф. В труппе Сергея Муратова есть «Кавказский номер», где мы в начале исполняем горский танец.
50% успеха циркового танца – костюм, но без профессиональной подготовки, трудно сложить красивую картинку. Артисты балета русских народных танцев или других, не смогут передать всю красоту кавказского танца. У нас это в крови, трудно объяснить… В начале номера Сергей начинает играть на музыкальном инструменте – кавказский барабан «доули», затем начинается сам танец. Как только звучит музыка, у меня кровь начинает кипеть иначе. Я родилась в Грузии, поэтому «в моей крови течет лезгинка», как поется в одной популярной песне.
Расскажите, пожалуйста, о своей писательской деятельности и новых книгах. О чём они? На какую аудиторию рассчитаны?
Первая книга, которую я издала – это моя дипломная работа, когда я выпускалась из ГИТИСа. «Особенности организационно-творческой модели конного театра на основе мирового опыта». Книга продается на ЛИТРЕС.РУ. Она для любителей лошадей, цирка и конного театра, да и искусства, в целом.
Совсем недавно мне приснился сон, и я начала писать свою вторую книгу «Сергей Муратов — Джигит с сердцем лошади: от преодолений к гармонии». Правдивая и тонкая биография Сергея Муратова.
На сегодняшний день, к сожалению, деятели циркового искусства не так популярны, не многие знают своих «героев», и я решила познакомить читателей с самыми яркими представителями цирковой жизни России. Сегодня, я хочу познакомить вас с талантливейшим артистом – Сергеем Муратовым, наездником, джигитом, заслуженным артистом Северной Осетии, который уже более 35 лет работает с лошадьми и живет ими.
Являясь продюсером театра и кино, задумывались о том, чтобы снять фильм о цирке, или рассказать цирковую историю на театральных подмостках?
Конечно! В данное время параллельно ведется работа в этом направлении. Пока не могу раскрыть все карты, но скоро все освещу.
Недавно, Вы запустили группу во Вконтакте «СЕРГЕЙ МУРАТОВ • MURATOV’S • «ДЖИГИТЫ МУРАТОВЫ»». Какую роль, по Вашему мнению, социальные сети играют в популяризации циркового искусство?
Я запустила не только ВК, но и другие социальные сети Сергея. Социальные сети, в наше время играют значимую роль. Поэтому, пренебрегать ими не стоит. На нас подписаны не только деятели искусства, но и простые люди, которые, может быть, и на лошади ни разу не сидели, но, когда они смотрят на нас, видят правильный, здоровый образ жизни, хотят стать последователями. Это приятно – воспитывать новые поколения в правильном русле!
В финале нашей беседы, расскажите, пожалуйста, какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать успешный продюсер в цирковой индустрии?
Необходимо обладать такими качествами, как ответственность, коммуникабельность, целеустремленность, желание достигать большего и безусловно любить своё дело. И так во всем!
Беседовала Ната Цирканутая
Фото из личного архива Инги Гамхиташвили
https://mircirka.ru/2025/09/03/инга-гамхиташвили-ничто-не-дарит-мне/