- Барокко — это стиль в искусстве, который процветал в Европе с начала XVII века до 1740-х годов. Термин «барокко» происходит непосредственно от французского («жемчужина неправильной формы»), которое, в свою очередь, происходит от португальского barroco («неправильная жемчужина»); и связано с испанским barrueco и итальянским barocco. В живописи стиль барокко характеризуется большой драматичностью; насыщенными цветами; ярким светом; и тёмными тенями. В то время как искусство эпохи Возрождения известно своей спокойной рациональностью, картины периода барокко были призваны вызывать эмоции и страсть. Художники эпохи барокко обычно изображали самый драматичный момент; момент, когда происходит действие. Вот 10 самых известных картин в стиле барокко.
- 10. Юдифь, обезглавливающая Олоферна
- 9. Портрет папы Иннокентия X
Барокко — это стиль в искусстве, который процветал в Европе с начала XVII века до 1740-х годов. Термин «барокко» происходит непосредственно от французского («жемчужина неправильной формы»), которое, в свою очередь, происходит от португальского barroco («неправильная жемчужина»); и связано с испанским barrueco и итальянским barocco. В живописи стиль барокко характеризуется большой драматичностью; насыщенными цветами; ярким светом; и тёмными тенями. В то время как искусство эпохи Возрождения известно своей спокойной рациональностью, картины периода барокко были призваны вызывать эмоции и страсть. Художники эпохи барокко обычно изображали самый драматичный момент; момент, когда происходит действие. Вот 10 самых известных картин в стиле барокко.
10. Юдифь, обезглавливающая Олоферна
Артемизия Джентилески была итальянской художницей эпохи барокко, которую сегодня считают одной из самых выдающихся художниц своего времени, а также одной из величайших художниц всех времён. «Юдифь, убивающая Олоферна» — её самая известная работа. Она основана на истории из Ветхого Завета. В этой истории Олоферн — ассирийский военачальник, который собирался разрушить Вифлеем, родной город Юдифи. Юдифь, воспользовавшись влечением ассирийского военачальника к ней, проникает в его шатёр. После чрезмерного возлияния Олоферн теряет сознание, и Юдифь успевает обезглавить его, тем самым спасая свой город. На одной из самых известных картин, изображающих эту историю, Джентилески запечатлел момент, когда Юдифь с помощью своей служанки обезглавливает военачальника, уснувшего пьяным сном.
9. Портрет папы Иннокентия X
Во время поездки в Италию Веласкес предложил написать портрет папы римского, который попросил его сначала доказать свои навыки рисования. Портрет Веласкеса, изображающий его слугу Хуана де Пареха, убедил папу Иннокентия X в его таланте, и это привело к созданию этого знаменитого шедевра. Портрет демонстрирует такую безжалостность в выражении лица Иннокентия, что некоторые опасались, что это вызовет неудовольствие папы римского, но Иннокентий X был весьма доволен и, согласно легенде, сказал: “Troppo vero!” (“все это слишком верно!”). Известный художник 20 века Фрэнсис Бэкон написал серию вариантов этой картины под названием “Кричащие папы”, которые теперь известны сами по себе. Многие искусствоведы считают "Портрет Иннокентия Икс" лучшим портретом, когда-либо созданным , в то время как Guardian называет его самым острым исследованием личной власти в истории искусства.
8. Ужин в Эммаусе
Караваджо был итальянским художником, в чьих картинах реалистичное изображение физического и эмоционального состояния человека сочетается с драматическим использованием света. Он считается одним из самых влиятельных художников в западном искусстве, а его работы оказали формирующее влияние на живопись в стиле барокко. Благодаря этому он известен как отец живописи в стиле барокко. Одна из самых известных картин Караваджо, «Ужин в Эммаусе», изображает момент, когда воскресший Иисус Христос впервые явился двум своим ученикам; скорее всего, Луке и Клеопе; в городе Эммаус. На картине запечатлён точный момент, когда два апостола понимают, что они стали свидетелями невообразимого чуда. Христос изображён без бороды, а его струящиеся одежды скрывают любые следы ран, полученных во время распятия.
7. Суд Париса
Согласно греческой мифологии, Эриде, богине раздора, не позволили присутствовать на свадьбе Пелея и Фетиды. Оскорблённая таким пренебрежением, она бросила свой свадебный подарок с улицы. Этим подарком было золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей из всех». Три богини Афродита, Гера и Афина сражались за это «Золотое яблоко раздора», каждая из них утверждала, что она прекраснее и, следовательно, имеет право на яблоко. Парис, троянский царевич, был выбран Зевсом, чтобы принять решение. Сэр Питер Пауль Рубенс, самый влиятельный фламандский художник эпохи барокко, создал несколько версий «Суд Париса», и эта версия в Национальной галерее, пожалуй, самая известная из них. Миф заканчивается тем, что Парис отдаёт золотое яблоко Афродите, которая подкупила его, пообещав, что он женится на самой красивой смертной женщине в мире. Из-за этого Гера сильно возненавидела Париса, что в итоге повлияло на исход Троянской войны.
6. Молочница
Ян Вермеер в своё время был малоизвестен, но сегодня его считают величайшим художником Золотого века Голландии наряду с Рембрандтом. На этой картине изображена молочница, женщина, которая доит коров и делает молочные продукты, такие как масло и сыр. В то время, когда была написана картина, эту женщину называли бы «кухонной служанкой», а не специализированной «молочницей». Вермеер изобразил женщину молодой и крепкой. Картина написана в иллюзионистской манере. На картине изображена не только поразительная детализация, но и ощущение тяжести женщины и стола. «Молочница» — одна из самых известных картин не только Вермеера, но и всего периода барокко. Она хранится в Рейксмузеуме в Амстердаме, где считается «бесспорно, одной из лучших достопримечательностей музея».
5. Возвращение блудного сына
В притче о блудном сыне у отца было два сына; младший из них попросил у отца наследство, растратил своё состояние и вернулся домой нищим. Он собирался умолять отца сделать его одним из своих слуг, но вместо этого отец отпраздновал его возвращение. Когда старший сын возразил, отец сказал ему, что они празднуют, потому что его брат, который был потерян для них, теперь пришёл в себя. На картине Рембрандта изображён момент, когда сын возвращается домой в плачевном состоянии. Видно, как отец нежно обнимает сына, в то время как брат осуждающе скрещивает руки на груди. Рембрандт известен исключительным реализмом своих картин благодаря фирменным эффектам света и тени. Написанная в конце его творческого пути картина демонстрирует мастерство художника, который использует выразительное освещение и цвета, чтобы блестяще передать зрителю послание притчи о прощении. «Возвращение блудного сына» многими критиками считается величайшим шедевром Рембрандта и монументальным достижением в искусстве барокко.
4. Призвание апостола Матвея
Святой Матфей был одним из двенадцати апостолов Иисуса и, согласно христианской традиции, одним из четырёх евангелистов. Изначально Матфей был сборщиком налогов , и Иисус Христос застал его сидящим в лавке сборщика налогов. «Следуй за мной», — сказал ему Иисус, и Матфей встал и последовал за ним. На этой картине изображён момент, когда Иисус призывает Матфея следовать за ним. Караваджо — один из самых влиятельных художников в истории европейского искусства. Помимо прочего, он писал с натуры, без предварительных набросков; и разработал технику под названием тенэбризм, которая отличалась резким контрастом света и тени. Это помогло ему создавать картины, полные драматизма и эмоционального накала. «Призвание апостола Матфея» произвело неизгладимое впечатление, когда его впервые представили публике, и остаётся одной из самых известных работ художника.
3. Ночной дозор
Рембрандт ван Рейн считается одним из величайших художников в истории. Ночной дозор ему поручили капитан Франс Баннинк Кок и 17 членов его роты гражданской гвардии. Подходящим названием для картины было бы "Компания капитана Франса Бэннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурха". Однако из-за мрачного впечатления, которое он производит на зрителя, он стал известен как "Ночной дозор". Колоссальный шедевр, состоящий из 34 персонажей, изображает отряд, возглавляемый Коком и Рутенбургом, который движется в сторону зрителя. Его известность обусловлена несколькими факторами, в том числе огромными размерами; последовательным, динамичным и реалистичным изображением; великолепным использованием художником света и тени; а также мастерством Рембрандта, благодаря которому зрителю кажется, что фигуры на картине размером почти с человека вот-вот спрыгнут с холста в реальное пространство. «Ночной дозор» — одна из самых известных работ в жанре группового портрета и самая известная картина не только Рембрандта, но и всего Золотого века Голландии.
2. Девушка с жемчужной серёжкой
«Девушка с жемчужной серёжкой», самое известное произведение Йоханнеса Вермеера, изображает европейскую девушку в экзотическом платье, восточном тюрбане и с большой жемчужной серёжкой. О жизни Яна Вермеера известно немного, и ничего не известно о модели, изображённой на картине. Тем не менее «Девушка с жемчужной серёжкой» — один из самых известных когда-либо созданных портретов, и её часто называют «северной Моной Лизой». Возможно, таинственность, окружающая картину, добавляет ей популярности. В 1999 году американская писательница Трейси Шевалье написала исторический роман с тем же названием, что и у картины, в котором описала процесс создания шедевра Вермеера. Позже по нему был снят фильм с таким же названием, который был номинирован на три премии «Оскар».
1. Менины
«Менины» считаются одной из самых значимых картин в истории. В центре полотна изображена 5-летняя Маргарита Тереза. Малышка Маргарита окружена своими фрейлинами, телохранителем, двумя карликами и собакой. Слева Веласкес изобразил себя с кистью, из-за чего BBC назвала этот шедевр «первой в мире фотобомбой». Над головой принцессы висит зеркало, в котором отражаются её отец и мать, король Испании Филипп IV и Мариана Австрийская. Кажется, что они находятся на уровне глаз зрителя. Возможно, Веласкес изобразил сцену, в которой он рисует королевскую чету. Известные художники говорили, что «Менины» олицетворяют «теологию живописи» и «истинную философию искусства». Диего Веласкес считается одним из самых влиятельных художников в истории Европы, а «Менины» — его величайшим достижением. Это одна из самых изучаемых картин в истории западного искусства и, безусловно, самая известная картина эпохи барокко.
Информация взята из открытых источников.
Ставьте лайки и пишите в комментариях, сколько картин барокко знали!