Впервые о деле «Перевала Дятлова» я узнала лет 15 назад. Меня потрясли фото из Интернета и сама эта загадочная история. Я разбиралась, цеплялась за мелочи, читала форумы и проводила, в буквальном смысле, свое расследование. Но рано или поздно открывались все новые загвоздки и нюансы по делу, которые еще больше запутывали эту историю.
Но, немного о книге.
Роман имеет и художественную, и документальную часть. Эти части перекликаются на протяжении всего повествования. Сразу видно, что автор изучила большое количество архивных документов: документы следствия — стенограммы опросов и радиограмм, описания мест нахождения палатки и самой группы.
Историческая справка:
В ночь на 2 февраля 1959 года в горах Северного Урала при загадочных обстоятельствах погибла туристическая группа из девяти человек: шесть студентов политеха-Игорь Дятлов, Зина Колмогорова, Юрий Дорошенко, Люда Дубинина, Александр Колеватов, трое выпускников (Рустем Слободин, Николай Тибо-Бриньоль и Юрий Кривонищенко), инструктор туристической базы Семен Золотарев. Руководил походом Игорь Дятлов.
Большинство погибших были без обуви и верхней одежды, т.е. они выбежали из палатки очень быстро, не успев собраться. Сама палатка была разрезана ножом изнутри. У Люси Дубининой отсутствовали глаза и язык. Одежда одного из погибших была пропитана радиоактивной пылью, во много раз превышающей нормы радиации, а у нескольких участников были травмы, несовместимые с жизнью.
А начиналось все прекрасно: дневниковые записи полны жизни, шутки, песни… И… в эту роковую ночь все резко обрывается…
Что же там все-таки произошло или хотя бы могло произойти? Нет четкого ответа, и вряд ли будет. Только бесконечные предположения и догадки.
Художественная часть повествования в книге разворачивается в 1999 году, когда к молодой писательнице от ее пожилого соседа попадают документы о трагедии, которая произошла с группой туристов. Волею обстоятельств, местами мистических, она становится максимально заинтересованной в тех событиях и начинает писать свою книгу-расследование. Вместе с ней читатель будет изучать все документы, которые ей удалось найти, побывает на братской могиле и собрании энтузиастов-исследователей и даже пообщается с братом одной из погибших девушек.
Главную героиню зовут Анна – разведенная, одинокая, неуверенная в себе женщина. Она пишет роман о дятловцах, в обнимку с котом Шумахером, сближается с бывшим мужем Вадиком, который бросил ее когда-то, уйдя к ее лучшей подруге. Все эти её воссоединения с ним особого интереса, конечно, не представляют, но как раз дают нужные паузы между чтением настоящих документов, касаемых той трагедии.
Свой вариант версии она даёт устами главной героини, как раз в художественной части. Не перегибает факты и старается сохранять трезвый взгляд на ситуацию.
Почему, например, ребята не использовали для разведения костра лежащий рядом валежник, а лезли на деревья? Почему, если палатку пришлось бросать в спешке (даже обувь не была надета!). Впервые за столько лет я узнаю, что ребята были ослеплены и плохо видели на местности. Это доказывает тот факт, что они лезли на сами деревья, чтобы срубить ветки для разведения костра, тогда как валежник находился совсем рядом.
Художественная ценность книги невысока, язык произведения довольно беден. Даже дневник Зины написан в разы поэтичнее, чем книга Матвеевой. Много откровенно графоманских фраз, по-простецки, по-бытовому, не за что душе зацепиться. А сплетение откровенной фантастики и событий в жизни главной героини как-то не вяжется в одно целое. Очень странная манера повествования. Назвать это хорошей литературой сложновато. Возможно, я сужу не по тому произведению.
Но все-таки главная ценность книги - текст, написанный курсивом. Это выдержки либо же полное содержание рассекреченных материалов расследования, дневники "дятловцев", от чтения которых веет холодом и страхом... А я страсть как боюсь холода…
Не могу сказать, что узнала много нового, всё же этой историей я интересуюсь давно, но книга помогла структурировать имеющиеся знания и сложить в голове пазл.
Автор приводит 16 теорий того, что могло произойти с группой и указывает процент вероятности, на её взгляд, и в конце романа делится своей теорией. Кстати, вполне себе аргументированной. Все версии интересные, но та, которая предположительно называется, показалась мне весьма здравомыслящей, хоть и действительно жуткой.
Но ведь у Анны Матвеевой не оказалось полного дела — часть документов по-прежнему остаётся засекреченной. Это делает невозможным узнать истинную причину гибели участников группы Дятлова; остаются лишь версии и гипотезы.
В 1959 году две сильные державы, СССР и США боролись между собой, и если проводились серьезные испытания оружия, то дело, конечно же сразу засекретили. Ещё в Свердловске в феврале проходил чемпионат мира по конькобежному спорту, и дело тоже пытались замять, чтобы не предавать огласке.
В результате мы имеем до сих пор следующий приговор:
Учитывая отсутствие на трупах наружных телесных повреждений и признаков борьбы, наличие всех ценностей группы, а также принимая во внимание заключение судебно-медицинской экспертизы о причинах смерти туристов, следует считать, что причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии.
В конце концов, я пришла к выводу, что ребята все-таки замерзли, но повреждения они получили от испытаний секретного оружия, потому что ракетная версия оставила бы за собой кучу улик. Вернее, ракета имела место быть, но упала она явно не на перевале, а дальше. Однако от взрыва могла пострадать часть группы, спровоцировать панику и побудить к побегу из палатки, не оставляя времени элементарно одеться / обуться.
Цитаты:
Когда я долгое время не пишу, у меня развивается токсикоз. Слова прокисают внутри меня, как невостребованное молоко.
Мы засмеялись, и мне показалось, что знакомы мы с ней давным давно.
Подруга красиво, как в шахматных этюдах Рашида Нежметдинова, увела у меня мужа. Я успела только вскрикнуть вслед: е-два, е-четы-ре, и это больше напоминало вопль: твою мать!
Сверток грустно валялся на полу. Мне не хотелось его поднимать – сверток напомнил о тех днях, когда мы дарили друг другу красиво запечатанные подарки. Всегда жаль разрывать нарядную бумагу… Появление упаковочной культуры – буржуазный симптом. Как только перестанем жалеть упаковку, так у нас и наступит окончательная победа капитализма.
Из дневника Люси:
Я – ручей.
(Ее нашли в ручье, она пролежала там несколько месяцев.)
Потом трубку выхватила жена редактора и, немилосердно акая на московский манер, поздравила так цветисто, что мне даже в нос шибанул какой-то букетный запах.