Найти в Дзене
Project F**

Как Голливуд убивает курицу, несущую золотые яйца, даже фанаты Marvel начали зевать

Помните то волнующее чувство, когда вы впервые увидели, как Тони Старк надевает красно-золотую броню? Дрожь по коже от финальной битвы в "Мстителях"? Этот детский восторг перед экраном, когда супергерои оживали на ваших глазах? А теперь будьте честны: когда в последний раз вы испытывали это чувство? Давайте начнём с самого начала. 1989 год. Тим Бёртон снимает «Бэтмена» с Майклом Китоном в главной роли. Студия в панике, комик из «Битлджуса» играет Тёмного рыцаря?! Результат? $411 миллионов и культурный феномен. Джек Николсон в роли Джокера входит в историю. Готическая эстетика Бёртона доказывает, комиксное кино может быть взрослым и мрачным. 1992 год. «Бэтмен возвращается». Бёртон идёт ещё дальше, Женщина-кошка с сексуальным подтекстом, Пингвин как уродливый изгой общества, чёрная кровь на снегу. Это уже не просто боевик, это готическая сказка для взрослых. $266 миллионов. Студия Warner Bros. понимает: тёмные супергерои работают. 1998 год. Входит Уэсли Снайпс в чёрном кожаном плаще. Меч
Оглавление

Помните то волнующее чувство, когда вы впервые увидели, как Тони Старк надевает красно-золотую броню? Дрожь по коже от финальной битвы в "Мстителях"? Этот детский восторг перед экраном, когда супергерои оживали на ваших глазах?

А теперь будьте честны: когда в последний раз вы испытывали это чувство?

Вернёмся к истокам

Давайте начнём с самого начала.

«Бэтмен» с Майклом Китоном
«Бэтмен» с Майклом Китоном

1989 год. Тим Бёртон снимает «Бэтмена» с Майклом Китоном в главной роли. Студия в панике, комик из «Битлджуса» играет Тёмного рыцаря?!

Результат? $411 миллионов и культурный феномен. Джек Николсон в роли Джокера входит в историю. Готическая эстетика Бёртона доказывает, комиксное кино может быть взрослым и мрачным.

«Бэтмен возвращается» 1992
«Бэтмен возвращается» 1992

1992 год. «Бэтмен возвращается». Бёртон идёт ещё дальше, Женщина-кошка с сексуальным подтекстом, Пингвин как уродливый изгой общества, чёрная кровь на снегу. Это уже не просто боевик, это готическая сказка для взрослых. $266 миллионов. Студия Warner Bros. понимает: тёмные супергерои работают.

1998 год. Входит Уэсли Снайпс в чёрном кожаном плаще. Меч. Рейтинг R. Реки крови. Никакого «семейного формата». Студия вложила скромные $45 миллионов в экранизацию малоизвестного персонажа второго плана из Marvel Comics по имени Блэйд.

Никто не ждал успеха. Это был эксперимент.

Блейд 1998
Блейд 1998

Результат? $131 миллион кассовых сборов по всему миру и, главное окончательное доказательство концепции.

Комиксные герои могут зарабатывать большие деньги. Причём не только DC с их культовым Бэтменом, но и малоизвестные персонажи Marvel. Не мультяшки для детей. Не только семейное кино. Настоящее взрослое, жестокое, стильное кино.

Бёртон открыл дверь. Блэйд её вышиб.

Голливуд учуял запах не просто денег, он учуял запах нефтяной скважины, которая будет фонтанировать следующие 20 лет.

Золотая лихорадка, когда всё сработало

Дальше случилось то, что называют «идеальным штормом», когда все факторы сложились идеально:

💥2000-2002: Трилогия «Людей Икс» и первый «Человек-паук» Сэма Рэйми показывают, что на этом можно строить франшизы.

-5

💥2005: Кристофер Нолан снимает «Бэтмен: Начало», впервые супергерой получает психологическую глубину. Критики в восторге. Первая номинация на «Оскар».

-6

💥2008: «Железный человек». Не просто фильм. Роберт Дауни-младший делает невозможное, превращает высокомерного миллиардера-алкоголика в симпатичного персонажа. Кевин Файги запускает эксперимент, который никто раньше не проводил, создание единой кинематографической вселенной.

💥2012: «Мстители» зарабатывают $1,5 миллиарда. Эксперимент удался. Теперь это не эксперимент, это стандарт.

-7

💥2014: «Стражи Галактики». Говорящий енот и дерево становятся любимцами миллионов. Киноиндустрия доказывает, мы можем продать любого персонажа.

💥2018-2019: Пик. «Чёрная пантера» номинирован на «Оскар» как лучший фильм. «Мстители: Финал» собирают почти $3 миллиарда.

Казалось, машина непобедима.

Цифры. Когда фанаты начали зевать

2021 год. Исследовательская компания Morning Consult опросила 2200 активных посетителей кинотеатров.

Результаты отрезвляют:

📊 41% всё ещё испытывают энтузиазм

📊 23% откровенно признались: «Нравится жанр, но достало количество»

📊 26% вообще равнодушны к супергеройскому кино

-8

Складываем вторую и третью группы? Получается 49%, почти половина потенциальной аудитории либо устала, либо не интересуется.

Для индустрии с бюджетами $200-300 миллионов на один фильм это не «тревожный звоночек». Это пожарная сирена.

Да, понятное дело, что ниша подобного кино будет жить ещё долго, но такого сильного интереса уже не вызывает

DC, история вечного второго места

Представьте, ваш главный конкурент создал империю, которая печатает деньги. У вас есть Бэтмен, Супермен, Чудо-женщина, культовые персонажи, которых знают даже те, кто никогда не читал комиксы.

Warner Bros. и их DC Extended Universe, это история о том, как можно иметь всё и растратить впустую.

 «Аквамен» (2018), «Джокер» (2019), «Бэтмен» (2022)
«Аквамен» (2018), «Джокер» (2019), «Бэтмен» (2022)

Редкие победы:

💎 «Аквамен» (2018) - $1,15 миллиарда. Кто бы мог подумать?

💎 «Джокер» (2019) - $1,07 миллиарда + «Оскар» Хоакину Фениксу. Доказательство: если дать режиссёру свободу, может получиться шедевр.

💎 «Бэтмен» (2022) - $770 миллионов. Мрачный нуар с Робертом Паттинсоном показал: тёмное кино работает.

Болезненные провалы:

💸 «Лига справедливости» (2017) - столь долгожданная экранизация в результате вылилась в никчемный скучный сценарий.

💸 «Чудо-женщина 1984» (2020) - разочарование после триумфа первой части.

💸 «Чёрный Адам» (2022) - Дуэйн «Скала» Джонсон не смог спасти скучный сценарий.

«Лига справедливости» (2017), «Чудо-женщина 1984» (2020), «Чёрный Адам» (2022),  «Шазам! Ярость богов» (2023), «Флэш» (2023), «Джокер: Безумие на двоих» (2024)
«Лига справедливости» (2017), «Чудо-женщина 1984» (2020), «Чёрный Адам» (2022), «Шазам! Ярость богов» (2023), «Флэш» (2023), «Джокер: Безумие на двоих» (2024)

💸 «Шазам! Ярость богов» (2023) - провал года

💸 «Флэш» (2023) - $270 миллионов при бюджете $200+ миллионов. Мультивселенная не заинтересовала.

💸 «Джокер: Безумие на двоих» (2024) — катастрофический провал. Мюзикл про Джокера??? $210 миллионов при бюджете $190-200 миллионов.

2025: «Супермен» Джеймса Ганна собрал $600+ миллионов. Хороший результат, но не триумф. Это должен был быть рестарт DC Universe, который всех ошеломит. Вышло обычное добротное кино.

«Супермен» (2025)
«Супермен» (2025)

🎬 Анатомия усталости

Проблема супергеройского кино сегодня:

Предсказуемость сюжетов (злодей хочет уничтожить мир → герой его останавливает)

Структура (шутка → драка → шутка → большая драка → эмоциональный момент → финальная битва)

Обязательная связь со вселенной (нельзя просто посмотреть один фильм, нужно знать 20 предыдущих)

Отсутствие жизненных ставок (всех убили? Не волнуйся, в следующем фильме воскресим)

Роберт Дауни-младший
Роберт Дауни-младший

Индустрия превратила супергеройские фильмы в фастфуд. Вкусно? Да. Питательно? Сомнительно. Можешь есть его каждый день годами? Нет, в какой-то момент просто стошнит.

Хотите посмотреть «Крэйвен-охотник»? Сначала посмотрите ещё 7 фильмов, чтобы понять все отсылки.

Интересует «Капитан Америка: Дивный новый мир»? А вы видели «Сокол и Зимний солдат»? Нет? Жаль...

«Крэйвен-охотник» и «Капитан Америка: Дивный новый мир»
«Крэйвен-охотник» и «Капитан Америка: Дивный новый мир»

Супергеройские вселенные превратились в закрытые клубы. Либо ты смотришь всё, либо чувствуешь себя идиотом, не понимающим половины шуток и отсылок.

Это не расширение аудитории. Это её сужение.

Netflix понял это раньше других: сериалы Marvel на стриминге провалились не из-за качества, а из-за усталости. Даже фанаты не могут уследить за бесконечным потоком контента.

Marvel 2024-2025, кризис после триумфа

После «Финала» случилось то, чего многие боялись, творческий кризис.

🤷‍♂️«Вечные» (2021) - скучно и непонятно. $402 миллиона, худший результат MCU за последние годы.

🤷‍♂️«Тор: Любовь и гром» (2022) - Тайка Вайтити превратил бога грома в клоуна. $760 миллионов, но какой ценой? Фанаты в ярости.

«Вечные» (2021), «Человек-муравей и Оса: Квантомания» (2023), «Тор: Любовь и гром» (2022), «Капитан Марвел 2» (2023)
«Вечные» (2021), «Человек-муравей и Оса: Квантомания» (2023), «Тор: Любовь и гром» (2022), «Капитан Марвел 2» (2023)

🤷‍♂️«Человек-муравей и Оса: Квантомания» (2023) - $476 миллионов при бюджете $200 миллионов, неплохо. Но сам фильм впечатляет разве что своей нескладностью и сюжетной усталостью.

🤷‍♂️«Капитан Марвел 2» (2023) - пушка. $206 миллионов по всему миру. Самый провальный фильм MCU в истории.

2024 - затишье. Marvel взял паузу. Впервые за 15 лет.

2025 - возвращение. И сразу проблемы:

🤷‍♂️«Капитан Америка: Дивный новый мир» - посредственные отзывы. Энтони Маки старается, но фильм называют «скучным и предсказуемым».

«Фантастическая четвёрка: Первые шаги»
«Фантастическая четвёрка: Первые шаги»

🤷‍♂️«Фантастическая четвёрка: Первые шаги» - задумывалась как грандиозное возвращение культовой команды. Вышло... пресно. Фильм выглядит как трейлер к «Мстителям», а не самостоятельная история.

Редкие лучи света

✨«Дэдпул и Росомаха» (2024) - $1,33 миллиарда! Почему сработало? Потому что, риск, кровь, возвращение Хью Джекмана и Райана Рейнольдса, фильм высмеивает сам жанр

-16

✨«Стражи Галактики 3» (2023) - $845 миллионов. Джеймс Ганн снял завершённую историю. Фильм добился успеха благодаря сочетанию эмоционального стиля, фирменного юмора и драматичных сюжетных линий

✨«Громовержцы» (2025) - глоток свежего воздуха, самый человечный фильм «Марвел». Это не просто супергеройский боевик, а многослойная история о травмах, поиске себя и хрупкости героизма. Фильм возвращает интерес к КВМ за счёт искренности, сильной актёрской игры и смелого переосмысления жанра.

Конкуренция съедает сама себя

Sony пытается создать вселенную без Человека-паука:

  • «Морбиус» - мем-катастрофа
  • «Мадам Паутина» - зрители требовали вернуть деньги
  • «Крэйвен-охотник» - $60 миллионов по всему миру
-17

DC Films (старая вселенная) - серия провалов.

DC Universe (новая вселенная) - началась с «Супермена». План на 6 лет. Будет ли работать? Пока неясно.

Альтернативная вселенные, когда супергерои работают

«Пацаны» (Amazon) Берёт концепцию супергероев и выворачивает наизнанку. Что, если супергерои, это корпоративные социопаты? Что, если за костюмом нет морали?

Свежо. Жестоко. Честно.

-18

«Непобедимый» (Amazon) Анимация для взрослых. Первые 15 минут обманывают: кажется, это стандартная история. Но потом ты понимаешь, это совсем другое, нечто интересное.

«Бэтмен» (2022, Мэтт Ривз) Мрачный детектив. Минимум юмора. Никакой связи со вселенной. Просто история. Хорошая история.

🎯 ВЫВОД: Курс на айсберг, но капитан не меняет курс

История показывает, ни один жанр не живёт вечно. Вестерны правили Голливудом десятилетиями, пока не исчезли. Мюзиклы были королями кассы, пока не стали редкостью.

ничто не вечно
ничто не вечно

Супергеройские фильмы переживают кризис среднего возраста. Первые признаки усталости аудитории налицо. Но Голливуд, опьяненный миллиардами прибыли, делает вид, что не замечает проблемы.

Один из создателей Marvel Стэн Ли говорил: "С большой силой приходит большая ответственность".

Голливуд получил огромную силу супергеройских франшиз. Вопрос, хватит ли ответственности использовать её мудро?

Время покажет. Но часы уже тикают. ⏰

Подписывайтесь на дзен и на телеграмм канал Project F**