Найти в Дзене
Читай и смотри!

"Мистер Форман, ну не сукин ли вы сын?": как создавался киношедевр "Пролетая над гнездом кукушки" (1975)

50 лет назад, 19 ноября 1975 года, на экраны кинотеатров вышел фильм режиссера Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки". Никто не ожидал, но зрители сразу полюбили фильм и шли в кинотеатр смотреть его снова и снова, приглашали друзей и родственников. Прокат принес только в США около 140 миллионов долларов, а мировой прокат - в два раза больше. В 1976 году фильм получит пять премий "Оскар". Трудно поверить, но долго никто не хотел браться за экранизацию бестселлера Кена Кизи, потому что считалось: люди не будут смотреть фильм о душевнобольных. Знаменитый актер Керк Дуглас, игравший главную роль в бродвейской пьесе по этому роману в 1963 году, выкупил права на книгу, но получал от студий и режиссеров только отказы, и в конце концов передал права своему сыну, тоже знаменитому актеру Майклу Дугласу.  Самое любопытное, что Керк обращался в 60-х и к Милошу Форману с предложением снять фильм, но книга, которую он послал чешскому режиссеру для ознакомления с материалом, застряла на та

50 лет назад, 19 ноября 1975 года, на экраны кинотеатров вышел фильм режиссера Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки". Никто не ожидал, но зрители сразу полюбили фильм и шли в кинотеатр смотреть его снова и снова, приглашали друзей и родственников. Прокат принес только в США около 140 миллионов долларов, а мировой прокат - в два раза больше. В 1976 году фильм получит пять премий "Оскар".

Трудно поверить, но долго никто не хотел браться за экранизацию бестселлера Кена Кизи, потому что считалось: люди не будут смотреть фильм о душевнобольных. Знаменитый актер Керк Дуглас, игравший главную роль в бродвейской пьесе по этому роману в 1963 году, выкупил права на книгу, но получал от студий и режиссеров только отказы, и в конце концов передал права своему сыну, тоже знаменитому актеру Майклу Дугласу. 

Фото со съёмок фильма
Фото со съёмок фильма

Самое любопытное, что Керк обращался в 60-х и к Милошу Форману с предложением снять фильм, но книга, которую он послал чешскому режиссеру для ознакомления с материалом, застряла на таможне и так не добралась до адресата. А вот во второй раз, когда книгу Кизи прислал уже Майкл Дуглас (продюсер фильма вместе с Солом Зэнцем), Форман взялся за ее экранизацию, потому что "немедленно понял, что это лучший материал из всех, попадавших мне в руки в Америке".

Фото со съёмок фильма
Фото со съёмок фильма

При встрече Милоша Формана с Кирком Дугласом произошла неловкая ситуация:

"— Мистер Форман, ну не сукин ли вы сын? — с этими словами он обратился ко мне. Я был потрясен. Все вокруг онемели. 

 — Почему? 

 — Когда я послал вам книгу, вас не хватило даже на то, чтобы ответить мне "идите к черту". А теперь вы... из кожи вон лезете, чтобы поставить по ней фильм. 

 Только в этот момент я понял, что книга, о которой Керк Дуглас говорил мне столько лет назад, и была "Пролетая над гнездом кукушки", и я ответил ему: 

 — Знаете, мистер Дуглас, самое смешное, что я о вас думал то же самое".

Фото со съёмок фильма
Фото со съёмок фильма

Роман Кена Кизи - это, по мнению Формана, "драма бесконечного конфликта между личностью и учреждением. Мы придумываем учреждения, чтобы нам было легче строить более справедливый, более рациональный мир. Жизнь в обществе была бы невозможной без сиротских приютов, школ, судов, правительственных офисов и клиник для душевнобольных, но стоит им возникнуть, как они начинают нас контролировать, регламентировать, управлять нашей жизнью. Они поощряют зависимость, без которой не могут существовать, а сильные личности представляют для них угрозу".

Фото со съёмок фильма
Фото со съёмок фильма

Фильм снимали в психиатрической лечебнице в штате Орегон. Доктор Дин Р. Брукс, директор клиники, был готов пустить киношников при условии, что они возьмут больных на какую-нибудь подсобную работу. "Он полагал, что участие в создании фильма и возможность получить за это деньги, не выходя из клиники, произведет хороший терапевтический эффект.... Больные великолепно справились со своими обязанностями, и д-р Брукс оказался совершенно прав: работа и заработная плата значительно повысили их уверенность в своих силах и самоуважение".

-6

Форман хотел, "чтобы актеры постоянно общались с больными; это должно было помочь им понять, что это такое — быть пациентом психушки. Я требовал, чтобы они ходили по отделению и наблюдали за больными. Я настаивал на том, чтобы им выделили койки, халаты и бритвенные приборы, как будто их действительно положили в клинику. Я выбрал для каждого из них больного, которому они должны были подражать. Речь шла не о том, чтобы актеры изучали клинические проявления болезни или читали записи в медицинских картах, они должны были просто наблюдать, копировать жесты, манеру разговора, все странности поведения. Я надеялся, что сумею помочь им понять, какими они были бы, если бы по-настоящему сошли с ума".

-7

Как вспоминал режиссер, найти актрису на роль медсестры Рэтчед было непросто. "В книге она изображена помешанной на порядке, брюзгливой гарпией. В одном месте Кизи даже пишет, что у нее на голове вместо волос росла проволока, так что я искал какого-то леденящего душу монстра. Как-то раз ко мне на собеседование пришла весьма милая актриса Луиза Флетчер. Это была симпатичная блондинка, стройная и вежливая, с обаятельной улыбкой. Она совершенно не соответствовала образу медсестры Рэтчед, но что-то в ней было. Я попросил ее почитать со мной, и внезапно под этой бархатной оболочкой я обнаружил жесткость и властность, которые просто были созданы для этой роли".

 

-8

Дольше всего искали актера на роль Вождя, которого Кизи описал как гиганта. Скауты искали подходящего человека по всей стране, однако, казалось, что индейцев-гигантов не существует. "Я уже начал потихоньку готовить себя к мысли о возможности взять на роль актера ростом поменьше, как вдруг раздался телефонный звонок из Сейлема, штат Орегон": индеец-громила Уилл Сэмпсон случайно зашел в прокат автомобилей одного из знакомых продюсера. 

-9

Дальнейшая судьба Сэмпсона в кино не сложилась: после дебютной роли в "Пролетая над гнездом кукушки" он не смог повторить свой успех, умер ещё не старым. 

 

-10

Исполнителя главной роли Джека Николсона Форман описывал как суперпрофессионала и отличного человека: "В нем нет ни капли чванства, эгоизма, звездной болезни. Он настаивал, чтобы с ним обращались так же, как с остальными. Он всегда был готов к работе, всегда точно знал, чего хочет. Благодаря его юмору все чувствовали себя непринужденно, а это очень важно для работы на съемочной площадке".

Не все шло гладко. Бюджет фильма вырос в два раза из-за участия такой звезды, как Николсон. У Формана был конфликт с оператором фильма, которого пришлось уволить. Очень трудно шла работа по монтажу: только четвертый вариант устроил режиссера. 

Но после премьеры и кассовых сборов съемочная группа начала впадать в "экстаз", апофеоз которого случился на церемонии вручения Оскара, где Бо Голдман и Лэрри Хоубен получили награду за лучший сценарий, Луиза Флетчер - за лучшую женскую роль, Джек Николсон - за лучшую мужскую, Форман - за режиссерскую работу, а фильм стал лучшим фильмом года. 

На церемонии вручения премии Оскар в 1976
На церемонии вручения премии Оскар в 1976

"Я мало что помню об этом вечере. Со всех сторон ко мне шел весь мир. Тут были журналисты, фотографы, шампанское, поцелуи, поздравления... На следующее утро пришла гора телеграмм. Самая трогательная была от Фрэнка Капры — его фильм "Это случилось однажды ночью" был единственным, получившим, как и мы, пять главных "Оскаров". "Добро пожаловать в клуб", — гласила она.