Если бы у большевистской партии в 20-е годы был свой рейтинг популярности, Николай Иванович Бухарин стабильно занимал бы первое место. Его не зря называли «любимцем партии». Представьте себе живого, энергичного интеллектуала, который вдохновенно говорил о будущем, писал работы по экономике, которые даже Ленин ценил. Он был теоретиком, романтиком революции, верившим в ее гуманистические идеалы.
Ленин, хоть и критиковал его за излишнюю «ученость» и мягкость, в своем «Письме к съезду» дал ему емкую и точную характеристику: «Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики)».
Это ключ к пониманию всей его дальнейшей трагедии. Бухарин был блестящим экономистом, но плохим диалектиком. То есть он мыслил логическими схемами, а не понимал, что в политике, особенно в борьбе за власть, тезис и антитезис рождают не синтез, а труп противника.
НЭП против «Великого Перелома»
После Гражданской войны страна лежала в руинах. Ленин ввел НЭП (Новую экономическую политику) — временное разрешение частной торговли и мелкого предпринимательства, прежде всего для крестьян.
Бухарин стал главным идеологом и апологетом НЭПа. И вот здесь он произнес свою самую знаменитую и ставшую для него роковой фразу, обращенную к крестьянам: «Обогащайтесь!». Он всерьез верил, что страна может двигаться к социализму медленно, эволюционно. Зажиточный крестьянин (кулак) будет производить больше хлеба, продавать его государству, а на вырученные деньги государство будет развивать промышленность, покупая станки за границей. Все богатеют, все довольны. Красивая, либеральная для тех условий утопия.
Сталин же мыслил другими категориями — категориями войны. Мир катился к новому глобальному конфликту, а СССР был аграрной страной с убогой промышленностью. Ждать, пока крестьяне «обогатятся»? Это могли позволить себе США, но не СССР, окруженный враждебными государствами. Нужна была мгновенная, тотальная индустриализация. А где взять деньги? Гигантские ресурсы были только в деревне.
Так теория Бухарина столкнулась с железной волей Сталина. Для Сталина предложения Бухарина были не просто наивными, они были предательскими. Они грозили оставить страну безоружной и слабой перед лицом неминуемой войны.
От союзников к врагам: как рождалась ненависть
Изначально Бухарин и Сталин были союзниками. Именно Бухарин, как главный идеолог, в середине 20-х годов предоставил Сталину теоретическое обоснование для борьбы с Троцким, Зиновьевым и Каменевым. Он считал Сталина практиком, «чудесным грузином», который будет реализовывать его, бухаринские, теоретические разработки.
Это была его роковая ошибка. Он недооценил Сталина как теоретика и гиганта политической интриги. Сталин использовал Бухарина, а когда основные оппозиции были разгромлены, очередь дошла до самого «любимца».
Их личные отношения тоже не были безоблачными. Бухарин, интеллигент до кончиков пальцев, презирал грубость и цинизм Сталина. Ходили слухи о его словах, сказанных в узком кругу: "Он черная, бесчестная личность. Он жертвует всем во имя собственной власти."
В 1928-1929 годах происходит окончательный разрыв. Бухарин, понимая, к чему ведет сталинский план форсированной коллективизации, называет его «азиатским восстановлением царизма», а его экономическую политику — «военно-феодальной эксплуатацией крестьянства». Он пытается создать блок с бывшими оппонентами, но поздно. Сталин уже держал всю партийную машину в своих руках.
Почему Сталин его не просто «не любил», а уничтожил?
1. Бухарин был единственным, кто мог на равных оспаривать у Сталина звание главного теоретика партии. Его авторитет в партийных низах был огромен. Такого человека нельзя было просто отодвинуть — его нужно было уничтожить морально и физически.
2.Бухарин знал Сталина «молодым». Он был свидетелем всех тех интриг, союзов и предательств, которые Сталин совершал на пути к власти. Такой свидетель был опасен.
3. Для сталинской системы, построенной на железной дисциплине, страхе и единомыслии, бухаринская модель с ее терпимостью, эволюцией и диалогом с крестьянством была ересью. Это была альтернатива, а альтернатива в тоталитарном государстве приравнивается к измене.
4. К 1937 году Сталин уничтожил «ленинскую гвардию» — всех старых большевиков. Но Бухарин был особым случаем. Его процесс должен был стать кульминацией Большого Террора. «Любимец партии», друг Ленина, красивый, умный, всеми уважаемый — если он оказался «врагом народа», «шпионом», «заговорщиком», значит, враг вездесущ и коварен, и бдительность должна быть предельной.
Последнее письмо
Арест, тюрьма, пытки и знаменитый суд. Удивительно не то, что Бухарина осудили, а то, как он вел себя на процессе. Он не признавал конкретных, диких обвинений (вредительство, покушение на Ленина, шпионаж), но признавал свою «вину» в целом — вину за «правый уклон», за оппозицию.
Многие историки считают, что он пошел на эту сделку с дьяволом, чтобы спасти свою молодую жену и маленького сына. Перед арестом он написал ей письмо, которое она заучила наизусть, — его опубликовали как «Письмо Бухарина будущему поколению руководителей партии»:
«Если мне суждено умереть, то что же, смерть — всего лишь миг, отходя от жизни, я поднимаю в последний раз историческую правду о том деле, которому отдал всю свою сознательную жизнь... Я знаю, что мое письмо может попасть к вам через десятки лет, но я уверен, что рано или поздно фильтр истории неизбежно смоет с моей головы грязь... Ни одной своей мысли я не скрывал от вас... Я умираю, преклонив колени перед вами, моя страна, моя партия».
Он был расстрелян 15 марта 1938 года.
Бухарин верил в разум, в логику, в силу идей. Он ошибся, но его история — вечное напоминание о том, что даже самые светлые идеи, попав в жернова безжалостной власти, превращаются в пыль.