Так долго была в упадке, что даже и про детишек бросила писать. А сейчас снова начала, потому что повеселела. А повеселела, потому что в Лёшином унылом состоянии внезапно (ну или не внезапно, а наконец подобрали подходящие таблетки) случился некоторый просвет, он перестал конфликтовать со всем миром, встал с дивана и начал ходить на занятия. И даже заговорил по-человечески! В смысле, по существу. Так-то он давно научился говорить, но поговорить с ним по-человечески по какой-то причине никогда не удавалось. И вдруг чудо! Дитя стало прямо отвечать на вопросы, а не уходить в сторону. (Написала бы «и десяти лет не прошло», но десять лет прошло.)
И да, кто знает, надолго ли рассвело, может, потом опять накроет.
В таком раскладе начинаешь много думать о родительстве в целом – простите за занудство. Обо всяких там обязательствах. О том, что значит быть хорошей мамой. Когда с детьми всё более-менее благополучно, они умные и благонравные, про свою хорошесть особо не переживаешь. Я чувствовала себя прекрасной мамой, когда мои старшие были маленькими. При том что я пропадала на работе, а детей после сада-школы забирала няня. Но они были такими чудесными ребятишками! Ласковыми, милыми, талантливыми. Они так меня любили и так мне радовались!
Когда ребёнок тебе радуется – это гармонично. Он радуется тебе, ты радуешься ему, вы стараетесь делать друг другу приятное. В этом раскладе все проблемы кажутся решаемыми.
А вот когда ребёнок тебе не только не радуется, а ещё и считает, что именно в тебе корень всех бед, и старается делать тебе неприятное, – это трудно. Уже думаешь: а вдруг ты и правда совсем плохая мама? Может, ты действительно не умеешь найти к нему подход? Как-то не так к нему относишься? Неправильно воспитываешь, не тому учишь, редко хвалишь, мало любишь? А как хвалить и любить, если он лежит на диване и всех ненавидит? «Мне нравится, как метко ты в меня плюнул», что ли? Но это же звучит как издевательство?
Я вздыхала, вздыхала, вздыхала – а потом мне надоело вздыхать. И я стала рассуждать как моя бабушка. «Главное – чтобы ребёнок был накормлен, обут и одет». Что я действительно должна своим приёмным детям? По каким критериям я могу оценивать свою материнскую состоятельность? Я подумала и составила чек-лист.
1. Накормлен, обут и одет, само собой! Хотя это не так уж просто. Не в смысле – разруха, голод, денег нет. А в смысле – дети стали ну очень привередливыми: это не модно, то не вкусно. Опять же: Лёше холодно летом, он натягивает свитер, зато зимой ему жарко и он отказывается куртку надевать; тоже не слабонервных.
2. Ребёнок должен быть здоров. Не только физически. Конечно, я не волшебник, но ходить с ребёнком по врачам и выполнять их рекомендации мне, как правило, по силам.
3. Ребёнок должен получить образование. Даже если всё плохо, надо стараться что-то с этим делать. Конечно, хорошо бы выйти из школы с аттестатом, закончить колледж, вот это всё – но даже если не сложится, что теперь, надо думать, какую профессию наше дитя может освоить.
4. Ребёнок должен уметь адекватно взаимодействовать с окружающими. Если он посылает меня – с большой вероятностью он посылает и остальных. Значит, надо обращаться к специалистам и подбирать терапию.
5. Ребёнок должен усвоить хотя бы минимум социальных норм и базовое самообслуживание. Уметь чистить зубы, мыться, одеваться, покупать в магазине сосиски и булочки (а вот воровать ай-ай-ай), яичницу пожарить, носки постирать, посуду помыть. Ну да, прямо сейчас он может отказываться всё это делать, но чтоб умел.
6. Должно быть понятно, где он будет жить, когда вырастет. По возможности надо получить ему квартиру. Если не выходит – продумать другие варианты.
7. Если есть возможность назначения каких-то выплат и льгот, которыми он сможет пользоваться, когда вырастет, этим надо заниматься, мониторить ситуацию. Ну и вообще важно заниматься бумажками и иметь нормальные отношения с опекой, в большинстве пунктов наши цели совпадают.
8. Хорошие семейные отношения и личное счастье ребёнка. Это самое нелинейное. А если в его картине мира кругом враги, и он будет счастлив, когда все сдохнут?
По себе вижу, что родители, у которых возникают проблемы с детьми, слишком зацикливаются на восьмом пункте. Как будто отношения – это и есть самое главное. Но ведь это настолько призрачная задача! Хорошее у ребёнка настроение – он счастлив и вас любит. Плохое – ненавидит. Как можно ставить на такое?
Но если я – это моя бабушка, то я разумна и устойчива, и первые семь пунктов мне куда важнее. Любит, не любит – лишь бы был здоров, знаете! Учился, работал, не воровал, не слишком злился на окружающих. Нормально выглядел, нормально общался. При этом обеспечить всё это с проблемными детьми так сложно! Что хлопот уж точно хватит.
А любовь – если с ней вдруг повезёт – пусть будет приятным, но необязательным бонусом.
***
Предыдущие рассуждения на тему: