и вот че скажу: "Кого я вижу! Нашего старого знакомого ведьмака Волка! Хоть и не Белого, и не совсем ведьмака..."
По сравнению с относительно легкой "Башней шутов" "Божьи воины" (2004) стали заметно динамичнее, мрачнее и острее, хотя вторая книга и не написана совсем уж без юмора и иронии. Вместо плутовских похождений по Силезии нам подают остросюжетный исторический роман с батальными сценами, заговорами и вкраплениями фэнтези. Ну, давайте глянем, что есть такого интересного в "Божьих воинах".
Короче, почти два года спустя после событий "Башни Шутов" Рейнмар "Рейневан" фон Беляу принял гуситскую веру и поселился со своими новыми друзьями в Праге, где занимается врачеванием. Однако долг, да и желание воссоединиться со своей новой пассией зовет его в Силезию. Но проблема в том, что Рейневан в Силезии теперь формально еретик, а значит, вне закона, а дело осложняется наличием множества желающих оторвать ему башку людей, которых медикус нажил на протяжении предыдущей книги. И не стоит забывать про преследующую его одну маленькую, но очень злую, противную, мерзопакостную, короче, очень нехорошую птичку. Параллельно с этим Рейневан хочет помочь своему другу Самсону выбраться из Самсона, так как это, как мы помним, на самом деле могучий дух в теле слабоумного на вид, но богатырской силушки человека. Так что Рейневана ждет впереди яркая и насыщенная жизнь с участием в многочисленных исторических событиях, в том числе и полномасштабном вторжении гуситов на свои родные земли, где у него, между прочим, осталось много знакомых...
Эволюция Пижмы.
Прожитые с начала первой книги два года нашим медикусом под чуткой помощью Шарлея не прошли для него даром. Юноша стал собраннее и самостоятельнее, сбавил в наивности и приобрел смысл жизни - борьбу за гуситские идеи. Правда, подсознательно он ее смешивает с личной местью за смерть своего брата, тоже сторонника гуситов, которого погубили приближенные вроцлавского епископа Конрада, развратника и интригана. И кроме того, Рейневан все еще достаточно безрассуден, горяч и неосмотрителен для того, чтобы совершать опрометчивые и безумные поступки. Но в отличие от первой книги, когда он своими "подвигами" веселил со словами "ой, дурак", здесь его деяния уже местами вызывают понимание и иногда даже восхищение.
Кредо шпиона.
По воле Автора Рейневан оказывается вовлечен в шпионские игры, так что читатель имеет возможность подробно посмотреть на деятельность средневековых шпионов во всем многообразии - явка, вербовка, диверсии, пропаганда и прочая. Среди числа агентов гуситов, между прочим, был и ведьмак, настоящий. Нет, не совсем такой, как в "Ведьмаке", скорее больше близкий к фольклорному, древнему образу посредника между мирами - ради своих целей он умеет допросить не только людей, но и различную нечистую силу. Да и его имя - Влк - является куда более говорящим, чем кажется...
Кроме того, автор подробно показывает батальные сцены (хотя и не настолько детально, как битву под Бренной) и наглядно продемонстрировал, как работает чешское супероружие, которым гуситы громили крестоносцев - "вагенбурги", передвижные крепости из телег.
"Гуси" бывают разные, или все оттенки серого.
В первой книге автор показывает взгляд на гуситские войны со стороны католиков, теперь же мы видим, что происходит по ту сторону. Оказывается, что гуситское движение очень неоднородное - есть радикальные табориты и "сироты", а есть умеренные "чашники", они же каликстинцы.
И эти гуси разного цвета между собой не очень ладят. Кроме того, преемник Яна Гуса и Яна Жижки Прокоп Голый вынужден вести собственную инквизицию, так как гуситам угрожают не только шпионы и предатели, но еще и те, которым происходящие перемены кажутся недостаточно радикальными. Хотя не все из них были не так уж неправы...
И в то же время, несмотря на симпатии автора к идеям Яна Гуса, он дает понять, что у каждого человека по отдельности были свои причины вступить в ряды "божьих воинов", не всегда благородные. Кто-то искренне боролся за справедливость, кто-то был фанатиком, а кто-то примазывался к гуситским помыслам, чтобы тупо пограбить окружающих.
Да и не все католики и инквизиторы мазаны сплошь черной краской, ведь среди них встречаются достойные люди. Как, например, однокорытник Рейневана, папский инквизитор Гжегож Гейнче, интересный и внушающий уважение персонаж - суровый, но в то же время старающийся быть справедливым настолько, насколько это возможно. Гжегож выступает против беззакония, жаждет мира и порядка в Силезии, и для него враги - не только гуситы, но и сам епископ Конрад. Так что "Божьи воины" продолжают дело описания гуситских войн как сложного и неоднозначного явления.
Как же, как же бороться со злом?
В "Божьих воинах" Анджей второй раз (в первый раз это было в "Башне ласточки") поднимает вопрос: "Как бороться с несправедливостью?". Насилием и нагоняемым страхом перед ним? Или же есть и другие способы? Автор дает Рейневану и читателю возможность узнать ответ, знакомя со многими персонажами, как приятными, так и не очень, но для себя лично я вывел такую мораль: "Для наведения справедливости без насилия не обойтись, но оно не должно быть единственным способом достижения этой цели".
Что ж, медикус совершил перерождение из шута в воина, а эта книга получились другой по атмосфере, чем первая. Но все же она достаточно интересна для того, чтобы обратить на нее внимание и не останавливать знакомство с сагой о Рейневане.
А на сегодня все!