Найти в Дзене
CINEMA

«Доживём до понедельника» - фильм, который был снят всего за три месяца и вызвал скандал

Конец 60-х годов в СССР — это время, когда оттепель постепенно сходила на нет, а культура вновь столкнулась с цензурными ограничениями. На этом фоне появился фильм, который в 1968 году вызвал жаркие споры и среди старшеклассников, и среди учителей. Школьники конца 60-х считали этот фильм культовым, а сообщество учителей выступило резко против этой картины. Сценарист фильма Георгий Полонский и режиссёр Станислав Ростоцкий задумали картину как современную драму о школьной жизни. В центре — бывший фронтовик, талантливый учитель истории, который, опираясь на примеры российских революционеров, учит детей добру и справедливости. При этом фильм не идеализирует педагогов: учителя показаны обычными людьми со своими слабостями, проблемами и откровенными недостатками. Даже в «оттепельный период» это было смелым новаторством: отказ от канонического образа безупречной «иконы» советского педагога. Для роли Ильи Семёновича Мельникова Ростоцкий очень хотел Вячеслава Тихонова. Первое знакомство с те

Конец 60-х годов в СССР — это время, когда оттепель постепенно сходила на нет, а культура вновь столкнулась с цензурными ограничениями. На этом фоне появился фильм, который в 1968 году вызвал жаркие споры и среди старшеклассников, и среди учителей. Школьники конца 60-х считали этот фильм культовым, а сообщество учителей выступило резко против этой картины.

Сценарист фильма Георгий Полонский и режиссёр Станислав Ростоцкий задумали картину как современную драму о школьной жизни. В центре — бывший фронтовик, талантливый учитель истории, который, опираясь на примеры российских революционеров, учит детей добру и справедливости. При этом фильм не идеализирует педагогов: учителя показаны обычными людьми со своими слабостями, проблемами и откровенными недостатками. Даже в «оттепельный период» это было смелым новаторством: отказ от канонического образа безупречной «иконы» советского педагога.

-2

Для роли Ильи Семёновича Мельникова Ростоцкий очень хотел Вячеслава Тихонова. Первое знакомство с текстом произвело на актёра плохое впечатление. Роль ему показалась неинтересной и он отказался. Но Ростоцкий применил метод: «Если ты мне друг — ты должен это сыграть!», и Тихонов согласился. А позже актёр считал эту роль одной из лучших в своей карьере.

-3

Школьников набрали преимущественно из настоящих старшеклассников. Только ключевые роли доверили студентам театральных училищ. Такая естественность усилила ощущение подлинности школьной среды.

Съёмки проходили в здании реальной школы нового московского района Медведково. По плану на картину отводилось почти полгода, но Ростоцкий, не без оснований опасаясь, что фильм могут закрыть, поставил цель снять как можно больше материала в самые короткие сроки. В результате съёмки заняли рекордные три месяца: режиссёр стремился, чтобы к моменту демонстрации первых материалов на худсовете было снято не менее 90% экранного времени и тогда закрывать картину было бы уже нецелесообразно.

Во время съёмок происходили забавные эпизоды. Так, для образа «стиляги» Кости Батищева (Игорь Старыгин) пришлось смастерить джинсы. В костюмерной не нашлось подходящего размера, поэтому достали где-то кусок джинсовой ткани и сшили сами практически «как настоящие» — с заклепками, молниями и лейблом. Модную куртку, привезённую из Чехословакии, одолжил оператор. Джинсы так понравились актёру, что он попросил оставить их себе и вычесть их стоимость из гонорара.

-4

Хотя фильм в целом прошёл цензуру и был снят почти в авторском виде, некоторые правки всё же были внесены. Например, в сцене с сочинениями на тему «что такое счастье», первоначальная ироничная фраза Тихонова: «Все напишут, что счастье в труде» была смягчена до: «Все напишут, как полагается». Были вырезаны и другие реплики, которые, по мнению худсовета, были явно двусмысленными.

-5

Все правки были внесены, и тем не менее, скандал разразился сразу после премьерного показа фильма в конце октября 1968 года. Причем первый показ прошёл не в Москве, а в Комсомольске-на-Амуре. Но и это не спасло картину от жёсткой критики и обвинений. В основном со стороны сообщества столичных школьных педагогов.

Когда слухи о «крамольном» фильме дошли до московских чиновников, из Минпроса руководителю «Госкино» было направленно письмо с требованием фильм запретить. Письмо подписала группа заслуженных учителей страны и сам министр просвещения.

Они считали, что учителя в картине показаны как плохие и непрофессиональные педагоги, что фильм принижает авторитет учителя и будет расшатывать школьную дисциплину.

-6

Письмо возымело действие. Фильм не запретили, но пустили в ограниченный показ в провинциальных городах. А это означало запрет на прокат в Москве, Ленинграде и всех столицах республик. А также и на телевидении.

Однако режиссёр через свои связи добился показа картины на Московском международном кинофестивале. В жюри были иностранные судьи, и фильм, вопреки ожиданиям цензоров, получил Главный приз. А спустя год картина была отмечена ещё и Государственной премией СССР.

Съёмочная группа фильма "Доживём до понедельника" (1968).
Съёмочная группа фильма "Доживём до понедельника" (1968).

Этот фильм стал не только зеркалом своего времени, но и доказательством того, что в Советском Союзе талантливо снятая картина всё же могла преодолеть цензурные ограничения и получить заслуженное признание.

Сегодня фильм «Доживём до понедельника» входит в Золотой фонд отечественного кино.

Андрей Немчинов.

В статье опубликованы кадры из фильма "Доживём до понедельника" (1968 год).

___________

__________

Если заметка была интересной кликните 👍