Найти в Дзене
Индоманьячка

Рецензия на фильм "Неблагодарный"(1973) Namak Haraam

«Почти по Карлу Марксу…»
Это еще один фильм из списка «Лучшие фильмы Болливуда». Осилила его за неделю, но не потому, что он плохой, а потому, что он тяжелый. Ну, может он для меня он таковым показался, ибо я воспринимаю все в ассоциации со своей жизнью. И друзья, которые переставали быть таковыми, лишь только у меня менялось социальное положение (и в худшую, и, странно сказать, в лучшую сторону), у меня тоже были. Или это были не друзья? Хотя с некоторыми я дружила и по 10 лет, и по 20. Или мы все так зависим от денег, власти и мнения общества?…
Нужно, нужно иногда смотреть такие фильмы. Несмотря на то, что здесь много рассуждений о классовом неравенстве, борьбе бедных за свои права и прочая и прочая. Во-первых, здесь не заламывают руки от страданий, а страдают на самом деле. Я, как истый индоман, уже вижу разницу. Во-вторых, Амитабх здесь красив, как черт. Где-то я читала, что этот фильм считается закатом эры Раджеша Кханны, и началом эры «сердитого молодого человека», то бишь Ами

"… Эти люди не из низшего класса и не из высшего. Они из среднего класса. И именно из них выходят самые настоящие предатели — сначала они долго завоевывают твое доверие, а потом махом его предают. И одна вещь прилипает к ним, как клей — это их совесть…»

«Почти по Карлу Марксу…»

Это еще один фильм из списка «Лучшие фильмы Болливуда». Осилила его за неделю, но не потому, что он плохой, а потому, что он тяжелый. Ну, может он для меня он таковым показался, ибо я воспринимаю все в ассоциации со своей жизнью. И друзья, которые переставали быть таковыми, лишь только у меня менялось социальное положение (и в худшую, и, странно сказать, в лучшую сторону), у меня тоже были. Или это были не друзья? Хотя с некоторыми я дружила и по 10 лет, и по 20. Или мы все так зависим от денег, власти и мнения общества?…

Нужно, нужно иногда смотреть такие фильмы. Несмотря на то, что здесь много рассуждений о классовом неравенстве, борьбе бедных за свои права и прочая и прочая. Во-первых, здесь не заламывают руки от страданий, а страдают на самом деле. Я, как истый индоман, уже вижу разницу. Во-вторых, Амитабх здесь красив, как черт. Где-то я читала, что этот фильм считается закатом эры Раджеша Кханны, и началом эры «сердитого молодого человека», то бишь Амитабха. Не знаю, как насчет Раджеша, он после этого еще добрых 30 лет снимался, а у Амита именно в 73 году начался взлет — с «Гордыни», «Затянувшейся расплаты» и вот с этого фильма.

Фильм начинается с того, что Вики (Амитабх) выпускают из тюрьмы после 14 лет заключения за убийство. Его встречает его любимая девушка Ниша (Сими Гаревал) и дяденька по имени Бипинлал. Приехав домой, он видит на стене портрет Сому (Раджеш), украшенный гирляндой, и весь фильм — это воспоминания о том, что привело к тому, что мы видим. Выясняется, что Вики и Сому были лучшие друзья. Они настолько близки и похожи, что иногда непредумышленно одевают одинаковые рубашки и в публичном доме западают на одну и ту же девицу. Но только Сому — из среднего класса, а Вики — сын богача, и по большей части семейство Сому живет на его деньги. Окружающие считают его подхалимом и приживалом, хотя на самом деле он уступает скорее в силу мягкости характера и нелюбви к конфликтам. Все меняется, когда Вики начинает управлять отцовской фабрикой и сталкивается с тем самым Бипинлалом, возглавляющим профсоюз рабочих. Сому для помощи другу тайно внедряется в профсоюз и вытесняет Бипинлала, но во время всей этой интриги он вынужденно живет среди рабочих — и когда интрига завершена, уже не может покинуть их на произвол судьбы и остается сражаться за их права. То есть уже становится тем самым пролетариатом, против кого пытался подложить бяку.

Амитабх здесь прекрасен. Молод, горяч, вспыхивает, как порох, по поводу и без, и чуть-чего — лезет драться и орет на всех без разбору. Но еще он почтительный сын, верный друг и хороший, в общем-то, человек. Просто еще его жизнь не обтесала. В конце фильма все его суждения меняются на диаметрально противоположные.

У Раджеша тоже отличная роль. Вначале он милый раздолбай, слоняющийся по жизни без дела, потом он хитрый интриган, и в конце — трагический герой. Все это ему удалось сыграть блестяще. И все это напоминает историю о том, как король Генрих поставил своего приятеля Томаса Бекета архиепископом Кентерберийским, чтобы подчинить себе церковь, а тот вдруг осознал свой долг как архиепископа и начал с королем сражаться за права церкви. Не в таких масштабах, но все же. По моему, даже фильм такой есть.

Рекху здесь не узнать, такая кругленькая вся, с пухленькими щечками, но уже красавица. Роль Шьямы у нее была второстепенная, но справилась, как всегда, на отлично. Сими Гаревал — настоящая красавица (но все же, местами напоминала лягушку — в некоторых ракурсах). Настоящим открытием стал тут для меня Раза Мурад в роли неудачника-алкоголика-поэта. А он, оказывается, был очень симпатичным, это сейчас он играет низкопробных злодеев, а был то ого-го. Ом Шивпури (отец Вики) здесь являлся главным злодеем. И как всегда, сыграл на ура. В конце получил по заслугам, и даже больше.

В общем, рекомендовать этот фильм я бы стала лишь поклонникам Амитабха. Молодые индоманы, думаю, не поймут все эти разговоры про социализм и страдания бедных — опыта жизненного маловато будет. А вот поколение постарше посмотрит с удовольствием.