Найти в Дзене
Литрес

Шурик, Нина и осёл: почему Гайдай спрятал продолжение «Кавказской пленницы» в другом фильме

Иногда кажется, что мы знаем все советские комедии наизусть. Реплики и поступки героев уже давно разошлись на мемы. Это касается комедий Леонида Гайдая в первую очередь. Однако не все знают про продолжение одной из самых известных комедий режиссёра, которое оказалось спрятано в другом фильме. Кажется, советский мэтр мог бы посоперничать с Голливудом на поле неожиданных концовок. Конечно, речь идёт об истории Шурика и Нины из «Кавказской пленницы». Парадоксально, но история Кавказской пленницы» могла закончиться, не успев начаться. Советские цензоры фильм принимали с такой тоской на лицах, будто перед ними был не хит на десятилетия, а проект выпускника киноучилища. Этим серьёзным людям не нравилось всё: от песни про султана до слишком выразительных брюк-галифе Саахова, которые, по мнению особо впечатлённых партработников, напоминали кое-кого из советского прошлого. Но вмешался его величество случай. Леонид Ильич Брежнев попросил показать ему что-нибудь новое. Генсек посмотрел комедию,
Оглавление

Иногда кажется, что мы знаем все советские комедии наизусть. Реплики и поступки героев уже давно разошлись на мемы. Это касается комедий Леонида Гайдая в первую очередь. Однако не все знают про продолжение одной из самых известных комедий режиссёра, которое оказалось спрятано в другом фильме. Кажется, советский мэтр мог бы посоперничать с Голливудом на поле неожиданных концовок. Конечно, речь идёт об истории Шурика и Нины из «Кавказской пленницы».

Как Брежнев стал спасителем кинематографа

Фото: techinsider.ru
Фото: techinsider.ru

Парадоксально, но история Кавказской пленницы» могла закончиться, не успев начаться. Советские цензоры фильм принимали с такой тоской на лицах, будто перед ними был не хит на десятилетия, а проект выпускника киноучилища.

Этим серьёзным людям не нравилось всё: от песни про султана до слишком выразительных брюк-галифе Саахова, которые, по мнению особо впечатлённых партработников, напоминали кое-кого из советского прошлого. Но вмешался его величество случай. Леонид Ильич Брежнев попросил показать ему что-нибудь новое. Генсек посмотрел комедию, расцвёл от удовольствия, и внезапно лента, ещё вчера едва не забракованная, получила зелёный свет.

Райкомхоз всё испортил

Фото: topwar.ru
Фото: topwar.ru

Леонид Гайдай всерьёз планировал продолжить историю Нины и Шурика. Сценарий уже был написан и одобрен, подбиралась съёмочная группа, но... По задумке режиссёра, героев ожидала борьба за кресло руководителя райкомхоза, то есть драма в новых декорациях, но с фирменным гайдаевским юмором.

Однако сатирическому высказыванию о советской бюрократии помешала ссора. Евгений Моргунов, игравший Бывалого, так преисполнился своим звёздным статусом, что начал игнорировать режиссёрские просьбы. Мэтр такого не прощал. В ответ персонажа Моргунова просто вычеркнули из сценария. А дальше начались обиды, жалобы и обвинения в адрес проекта из-за антисоветской пропаганды. Чиновники напряглись, посовещались и встали у Гайдая на пути. Так потенциальный хит растворился в киноархивах.

Неожиданный камбэк в другом фильме

Кадр из фильма «Не ждали, не гадали!»
Кадр из фильма «Не ждали, не гадали!»

Но в жизни бывает всё. Поэтому продолжение всё-таки нашло выход на большой экран. Правда, совсем не там, где его ждали. В финале комедии «Не ждали, не гадали!» 1982 года среди суматохи вокруг непрошеного осла в квартире, которого невозможно выгнать, внезапно появляются… Шурик и Нина. Соседи героев ленты уже супруги, которые из-за бытовых невзгод ссорятся так шумно, что соседям давно пора бесплатно раздавать беруши.

Двое детей, профессор-лауреат премии, «жена, которая приходит домой как в гостиницу» — всё это выглядит так по-житейски, что зрители мгновение забыли, что это и есть самые герои, что когда-то катались по горам
Кавказа. Как только пороге появляется осёл, звёздная пара, забыв о взаимных претензиях, искренне смеётся. Отсылка в финале картины Виктора Титова очевидна всем поклонникам советского кинематографа.

Кадр из фильма «Не ждали, не гадали!»
Кадр из фильма «Не ждали, не гадали!»

Так что несмотря на то, что официального сиквела так и не появилось в прокате, Леонид Гайдай через автора сценария «Не ждали, не гадали!» Романа Фурмана, который принимал участие в создании его ленты «Опасно для жизни!», оставил зрителям послание. Шурик и Нина всё-таки рядом друг с другом, они постарели, но продолжают любить, ссориться и всё равно в итог находят повод, чтобы улыбаться вместе.

Больше о советских актёрах вы можете узнать из следующих книг:

Похожие материалы:

-6