В серии «Страдающее Средневековье» вышла книга Олега Воскобойникова «Тысячелетнее царство». На основе нескольких глав подготовили словарь животных, в которых мастера древности видели религиозные символы.
Средневековое сознание мы окрестили бы «ненаучным»: люди нуждались в поучении, а не в изучении. Природа перестала быть предметом исследования, какой ее видели античные авторы, и стала служанкой Божества. А в животных искали отсылки к религиозным мотивам: «все они — добрые, сильные, слабые, злые или коварные — отдали свои природные качества на службу божественному промыслу», — пишет Олег Воскобойников.
Бегемот
Одно из названий дьявола, воплощение его животной сущности.
Волчица
Капитолийская «мир вскормившая волчица» — один из главных символов могучего государства.
Голубь
«Лишен желчи и, следовательно, злобы. Поэтому голубица, преисполненная любви, даже гнездо защищает без гнева (в отличие, скажем, от вороны или утки). Опять же — как Спаситель, проповедовавший возлюбить своих врагов, как Отец, отдавший Сына для спасения заблудшего, словно овцы, человечества. Безобидность голубя, как и его белизна, наверное, поспособствовала и тому, что именно он стал символизировать третье лицо Троицы — Духа Святого», — пишет Олег Воскобойников.
Дракон
см. Змея
Журавль
Как и пчела, казался богоподобным животным, см. Пчела.
Змея
Олег Воскобойников пишет: «Змея символизирует мировое зло, поскольку змий (то есть дракон) обманул в раю Адама и Еву и в наказание стал ползать на брюхе, то есть пресмыкаться.
Нам остается гадать, какого пола был змий, лишили ли его/ее крыльев, лап или того и другого или просто согнали с дерева». Но вместе с тем змея символизирует землю, мудрость и врачевание.
Ласточка
Враг пчел, виделась демоническим созданием: «ведь и демон часто прячется под симпатичной маской», см. Пчела.
Лев
Считалось, что львы рождаются мертвыми и «воскресают» через три дня — как Христос.
Левиафан
Воплощение дьявола.
Лиса
Еретики и схизматики, которые с помощью ложного учения уничтожают подрастающие виноградники Христа: «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвете» (Песн. 2:15).
Лягушка
Традиционный приспешник лукавого, враг пчел, виделась демоническим созданием, см. Пчела.
Медведь
Бронзовый медведь, сидевший перед аахенским дворцом, подчеркивал величие города: в нем видели аналог Капитолийской волчицы.
Овца
Человек, ищущий правильный путь. Также см. Ягненок.
Орел
Символизировал возвышенную жизнь. Анонимный средневековый автор высказался о птице: «Прямо из колыбели взлетают они к небу, не желая прозябать в земной юдоли, жительство их — в облаках, а покой, как они похваляются, — на лоне божественной премудрости».
Пеликан
Животное-отшельник, служило образом Христа. Царь Давид в скорби восклицает: «Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле».
Оса
Оса, родственница пчелы, жалит, не принося никакой пользы: пчелы — ангелы, осы — демоны.
Пчелы
Энциклопедией «Всеобщее благо о пчелах» зачитывалась вся средневековая Европа, потому что пчела была метафорой человека, а улей — общества. «Для одних улей был символической моделью мироздания в целом, для других — общества людей, государства, для третьих, прежде всего монахов, — идеальным монастырем», — пишет Олег Воскобойников. В роли зоологического зерцала выступала и стая журавлей.
Саранча
Символ разрушения и наказания, а также орудия Божьего суда.
Феникс
«Феникс стал тоже символом Христа: умирающего и воскресающего, здесь и сейчас идущего на Голгофу, “на костер”, и одновременно сущего “прежде век”, “свидетеля столетий круженья”, смертью поправшего смерть, рождающегося в пепле», — пишет Олег Воскобойников.
Щука
«На рыцарских турнирах дама иногда вручала своему рыцарю щуку. В этом крупном речном хищнике на первый взгляд мало героического, эротического или лирического. Но ее старофранцузское название lus созвучно старофранцузскому los: “награда”, “хвала”», — пишет Олег Воскобойников.
Ягненок
Агнец божий — символ жертвы Христа.