Найти в Дзене
Альпина нон-фикшн

«Пчелы — ангелы, осы — демоны»: средневековый словарь животных

В серии «Страдающее Средневековье» вышла книга Олега Воскобойникова «Тысячелетнее царство». На основе нескольких глав подготовили словарь животных, в которых мастера древности видели религиозные символы. Средневековое сознание мы окрестили бы «ненаучным»: люди нуждались в поучении, а не в изучении. Природа перестала быть предметом исследования, какой ее видели античные авторы, и стала служанкой Божества. А в животных искали отсылки к религиозным мотивам: «все они — добрые, сильные, слабые, злые или коварные — отдали свои природные качества на службу божественному промыслу», — пишет Олег Воскобойников. Одно из названий дьявола, воплощение его животной сущности. Капитолийская «мир вскормившая волчица» — один из главных символов могучего государства. «Лишен желчи и, следовательно, злобы. Поэтому голубица, преисполненная любви, даже гнездо защищает без гнева (в отличие, скажем, от вороны или утки). Опять же — как Спаситель, проповедовавший возлюбить своих врагов, как Отец, отдавший Сына дл
Оглавление

В серии «Страдающее Средневековье» вышла книга Олега Воскобойникова «Тысячелетнее царство». На основе нескольких глав подготовили словарь животных, в которых мастера древности видели религиозные символы.

Средневековое сознание мы окрестили бы «ненаучным»: люди нуждались в поучении, а не в изучении. Природа перестала быть предметом исследования, какой ее видели античные авторы, и стала служанкой Божества. А в животных искали отсылки к религиозным мотивам: «все они — добрые, сильные, слабые, злые или коварные — отдали свои природные качества на службу божественному промыслу», — пишет Олег Воскобойников.

Бегемот

Одно из названий дьявола, воплощение его животной сущности.

Волчица

Капитолийская «мир вскормившая волчица» — один из главных символов могучего государства.

Капитолийская волчица, после реставрации. VIII–IX вв.? Рим, Капитолийские музеи. Фото О. С. Воскобойникова
Капитолийская волчица, после реставрации. VIII–IX вв.? Рим, Капитолийские музеи. Фото О. С. Воскобойникова

Голубь

«Лишен желчи и, следовательно, злобы. Поэтому голубица, преисполненная любви, даже гнездо защищает без гнева (в отличие, скажем, от вороны или утки). Опять же — как Спаситель, проповедовавший возлюбить своих врагов, как Отец, отдавший Сына для спасения заблудшего, словно овцы, человечества. Безобидность голубя, как и его белизна, наверное, поспособствовала и тому, что именно он стал символизировать третье лицо Троицы — Духа Святого», — пишет Олег Воскобойников.

Дракон

см. Змея

Журавль

Как и пчела, казался богоподобным животным, см. Пчела.

Змея

Олег Воскобойников пишет: «Змея символизирует мировое зло, поскольку змий (то есть дракон) обманул в раю Адама и Еву и в наказание стал ползать на брюхе, то есть пресмыкаться.

«Моление земле». Сборник позднеантичных медицинских текстов. Вена, Национальная библиотека. Ms. 93. Л. 33r. Фото О. С. Воскобойникова
«Моление земле». Сборник позднеантичных медицинских текстов. Вена, Национальная библиотека. Ms. 93. Л. 33r. Фото О. С. Воскобойникова

Нам остается гадать, какого пола был змий, лишили ли его/ее крыльев, лап или того и другого или просто согнали с дерева». Но вместе с тем змея символизирует землю, мудрость и врачевание.

Ласточка

Враг пчел, виделась демоническим созданием: «ведь и демон часто прячется под симпатичной маской», см. Пчела.

Лев

Считалось, что львы рождаются мертвыми и «воскресают» через три дня — как Христос.

Левиафан

Воплощение дьявола.

Лиса

Еретики и схизматики, которые с помощью ложного учения уничтожают подрастающие виноградники Христа: «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвете» (Песн. 2:15).

Лягушка

Традиционный приспешник лукавого, враг пчел, виделась демоническим созданием, см. Пчела.

Медведь

Бронзовый медведь, сидевший перед аахенским дворцом, подчеркивал величие города: в нем видели аналог Капитолийской волчицы.

Так называемый Аахенский медведь. Собор в Аахене. IX в. Бронза. Фото О. С. Воскобойникова
Так называемый Аахенский медведь. Собор в Аахене. IX в. Бронза. Фото О. С. Воскобойникова

Овца

Человек, ищущий правильный путь. Также см. Ягненок.

Сано Ди Пьетро, «Сцены из жизни Святого Иеронима», 1444 г.
Сано Ди Пьетро, «Сцены из жизни Святого Иеронима», 1444 г.

Орел

Символизировал возвышенную жизнь. Анонимный средневековый автор высказался о птице: «Прямо из колыбели взлетают они к небу, не желая прозябать в земной юдоли, жительство их — в облаках, а покой, как они похваляются, — на лоне божественной премудрости».

Пеликан

Животное-отшельник, служило образом Христа. Царь Давид в скорби восклицает: «Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле».

Оса

Оса, родственница пчелы, жалит, не принося никакой пользы: пчелы — ангелы, осы — демоны.

Пчелы

Энциклопедией «Всеобщее благо о пчелах» зачитывалась вся средневековая Европа, потому что пчела была метафорой человека, а улей — общества. «Для одних улей был символической моделью мироздания в целом, для других — общества людей, государства, для третьих, прежде всего монахов, — идеальным монастырем», — пишет Олег Воскобойников. В роли зоологического зерцала выступала и стая журавлей.

Саранча

Символ разрушения и наказания, а также орудия Божьего суда.

Феникс

«Феникс стал тоже символом Христа: умирающего и воскресающего, здесь и сейчас идущего на Голгофу, “на костер”, и одновременно сущего “прежде век”, “свидетеля столетий круженья”, смертью поправшего смерть, рождающегося в пепле», — пишет Олег Воскобойников.

Щука

«На рыцарских турнирах дама иногда вручала своему рыцарю щуку. В этом крупном речном хищнике на первый взгляд мало героического, эротического или лирического. Но ее старофранцузское название lus созвучно старофранцузскому los: “награда”, “хвала”», — пишет Олег Воскобойников.

Ягненок

Агнец божий — символ жертвы Христа.

Жертвоприношение Митры. Капитель клуатра собора в Монреале (Сицилия). Последняя четверть XII в. Фото О. С. Воскобойникова
Жертвоприношение Митры. Капитель клуатра собора в Монреале (Сицилия). Последняя четверть XII в. Фото О. С. Воскобойникова