Подборка книг ко дню рождения Майи Плисецкой.
Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье консула. В детстве родители Майи были репрессированы, и девочку воспитывали дядя и тетя Мессереры, которые танцевали в балетной труппе Большого театра. Суламифь Мессерер стала по сути второй матерью Майи.
В 1943 году Плисецкая окончила Московское хореографическое училище. А прославивший ее на весь мир танец «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса, станцевала еще студенткой.
После училища Майю приняли в кордебалет Большого театра. Вскоре талантливая девушка стала ведущей балериной театра. Свою первую партию она исполнила в 1945 году – это была фея Осени в «Золушке» Прокофьева. Спустя два года выступила в роли Одетты и Одилии в «Лебедином озере» Чайковского.
Среди других наиболее известных партий балерины: Аврора в «Спящей красавице», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Мехмэнэ-Бану «Легенде о любви» Меликова.
В 1959 году Плисецкой было присвоено звание Народной артистки СССР. Она стала прима-балериной Большого театра. Плисецкая танцевала не только классику. В 1967 году кубинский балетмейстер Альберто Алонсо специально для нее ставит «Кармен-сюиту». Роль Кармен в исполнении Плисецкой – одна из наиболее известных в истории мирового балета.
В начале 1970-х годов Плисецкая успешно дебютировала в качестве хореографа. После ее постановки балета Щедрина «Чайка», Плисецкую приглашают художественным руководителем балета Римской оперы (1983-1984). В последующие годы она поставила еще несколько успешных балетов на различных мировых сценах.
С конца 1980-х годов балерина работала в основном в Испании. В 1990 году ушла из Большого театра и спустя пять лет организовала и возглавила труппу «Имперский Русский Балет». Также она много снималась в кино и на телевидении.
Плисецкая оставила сцену в возрасте 65 лет, затем длительное время участвовала в концертах, потом вела мастер-классы. С 1994 года являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя».
Выдающаяся балерина, хореограф, Народная артистка СССР, обладательница множества наград и премий различных государств - Майя Михайловна была доктором Сорбонны и почетным профессором Московского государственного университета.
Майя Михайловна Плисецкая умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене (Германия), от тяжелого сердечного приступа.
#КнижнаяПодборка
Майя Плисецкая. Танец, устремленный в будущее / Елена Ерофеева-Литвинская
"В 80-е годы прошлого века мне посчастливилось близко общаться с Майей Михайловной Плисецкой. Эта книга - дань памяти. Уважения и поклонения великой балерине и выдающейся личности. Какой она навсегда осталась в моем сердце". - Пишет автор Елена Ерофеева-Литвинская.
Елена Ерофеева-Литвинская — поэт, искусствовед, публицист. Родилась в Москве в семье деятелей науки. Окончила с отличием театроведческий факультет ГИТИС им. Луначарского. Автор 12 книг и нескольких тысяч публикаций в прессе. Вошла как персоналия в энциклопедию «Русский балет». Лауреат телевизионного конкурса «Романс XXI века» на канале Культура. Награждена премией и медалью им. А. П. Чехова «за верное служение отечественной литературе».
Книга объединила редкие свидетельства о жизни и творчестве великой балерины Майи Плисецкой в изложении талантливого писателя и заслуженного театрального деятеля Елены Ерофеевой-Литвинской. Богато оформленное издание серии «Звезды века» с портретной обложкой и высоким качеством полиграфии позволит поклонникам прикоснуться к «феномену» Плисецкой – королевы русского балета.
В альбом вошли редкие, неопубликованные ранее фотографии Владимира Пчёлкина. Якова Халипа. Елены Фетисовой и Алексея Бражникова.
Многие вошедшие в книгу фотографии прежде никогда не публиковались.
Я, Майя Плисецкая...
Так назвала свою книгу всемирно известная балерина М. Плисецкая описывает свою жизнь, неразрывно связанную с балетом, подробно и со знанием дела пишет о главной сцене России-Большом театре, о том, почему его всемирная слава стала клониться к закату. Она пишет талантливо и весьма откровенно. Плисецкая проявила себя оригинально мыслящим автором, который высказывает суждения, зачастую весьма отличающиеся от общепринятых. Первый и единственный в своем роде литературный труд станет открытием как для знатоков и любителей балета, так и для самой широкой читательской публики.
Майя Плисецкая: История о том, как маленькая мечтательница стала великой балериной / Анна Герасименко
Майя Плисецкая – выдающаяся русская балерина и балетмейстер, звезда мировой сцены. Талант Майи проявлялся с детства. Благодаря искренней любви к танцам и трудолюбию она стала примой-балериной и покорила весь мир.
Серия «Вдохновляющие истории» – яркие, красивые книги, которые помогут вашему малышу как можно раньше найти своё призвание.
Книги этой серии:
– развивают любознательность,
– формируют творческое мышление,
– основаны на реальных событиях.
Жизнь в балете: семейные хроники Плисецких и Мессереров / Азарий Плисецкий
"Жизнь в балете" - мемуары, похожие на библейскую сагу о легендарной династии Плисецких-Мессерер; история артистического клана на фоне революций, войн, арестов и театральных премьер, написанная младшим из рода, Азарием Михайловичем Плисецким.
Жизнь переходит в память: художник о художниках / Борис Мессерер
Борис Мессерер (р. 1933) – живописец, график и сценограф, автор мемуарной книги «Промельк Беллы».
Легендарная балетная семья Мессереров и Плисецких, работа с лучшими театральными режиссерами, двадцать персональных выставок и, конечно, дружеское окружение – художника недаром называли королем богемы. Главной же своей жизненной удачей он всегда считал возможность заниматься чистой живописью.
В книге «Жизнь переходит в память» Борис Асафович пишет о великих учителях: А. Фонвизине, А. Тышлере, В. Эльконине; ближайших товарищах и коллегах: Л. Збарском, Ю. Красном, С. Бархине, В. Левентале, Э. Кочергине, С. Алимове и многих других. Говорит о своем видении их искусства и вспоминает теплые встречи. Из этой мозаики постепенно складывается портрет эпохи.
«Я рассказываю о тех прекрасных художниках, кто жил и творил на моих глазах, кто произвел на меня сильное впечатление и повлиял на мое становление. Так воспоминания о друзьях сложились в творческую автобиографию».
Прикосновение к идолам / Василий Катанян
Автор написал эту книгу не столько о себе, сколько о своем интимном знакомстве с великими современниками - Лилей Брик (она была его мачехой), Майей Плисецкой, Сергеем Параджановым и многими другими знаменитостями.
Майя Плисецкая / Подг. текста Дайняк А.А.
Майя Плисецкая - дочь актрисы немого кино, также избрала безмолвное искусство пластики-балета. Ее фантастический путь в жизни и в искусстве описан в этой книге.
Промельк Беллы: романтическая хроника / Б.А. Мессерер
Борис Мессерер - известный художник-живописец, график, сценограф. Обширные мемуары охватывают почти всю вторую половину ХХ века и начало века ХХI. Яркие портреты отца, выдающегося танцовщика и балетмейстера Асафа Мессерера, матери - актрисы немого кино, красавицы Анель Судакевич, сестры - великой балерины Майи Плисецкой. Быт послевоенной Москвы и андеграунд шестидесятых - семидесятых, мастерская на Поварской, где собиралась вся московская и западная элита и где родился знаменитый альманах "Метрополь". Дружба с Василием Аксеновым, Андреем Битовым, Евгением Поповым, Иосифом Бродским, Владимиром Высоцким, Львом Збарским, Тонино Гуэрра, Сергеем Параджановым, Отаром Иоселиани и Белла Ахмадулина, которая была супругой Бориса Мессерера в течение почти сорока лет. Ее облик, ее "промельк", ее поэзия. Романтическая хроника жизни с одной из самых удивительных женщин нашего времени. Книга иллюстрирована уникальными фотографиями из личного архива автора.
- Статьи в журнале "Родина"
«Как беззаконная комета в кругу расчисленном светил»/Николай Ефимович
В публикации рассказывается о выходе книги в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» к 100-летию великой балерины. Автор, много лет друживший с Майей Михайловной, предоставил журналу отрывок из своего произведения
«Башмачки Плисецкой: репортаж из музея-квартиры великой балерины»/Екатерина Зайцева
Три года назад состоялось открытие музея-квартиры Плисецкой в Москве по адресу: Тверская улица, 25/9.
"Родина. Журнал №11 / Ноябрь 2025"
Популярный исторический журнал "Родина" — это продолжение традиции научно-популярной исторической журналистики, заложенных создателями одноименного дореволюционного издания еще в 1879 году. Современная "Родина" выходит с января 1989 года и неизменно предоставляет читателю богатый просветительский материал. Полноцветный глянцевый журнал объемом 144-160 страниц, богато проиллюстрированный уникальными фотографиями и другими графическими материалами, адресован не только профессиональным историкам, но и любому читателю, которого не оставляют равнодушными вопросы отечественной и мировой истории. Наши авторы — известные историки, археологи, писатели, публицисты. А что касается круга освещаемых тем, то, кажется, нет такого "уголка" истории, о котором не поведал бы за минувшие годы журнал "Родина".
Заказать книги на сервисе поиска и бронирования книг #БиблиотекиМосквы
@ Подготовка статьи: Ирина Шатрова