Найти в Дзене

Москва и немного окрестностей. Гончарная слобода.

Гончарная слобода находилась у устья Яузы, на Таганском холме (ранее - Вшивая горка), который располагается на левом берегу реки. Гончары были переселены сюда в XVI веке с территории Кремля, чтобы они в трудовом энтузиазме его не спалили ненароком. Также во время войны России с Речью Посполитой сюда были переселены гончары и кафельщики с территории Белоруссии, и именно тогда гончарное производство здесь поднялась до уровня мануфактуры. Впервые гончарные мастерские были вскрыты и исследованы во время строительства высотного здания на Котельнической набережной. Когда было упразднено слободское устройство, территория Гончарной слободы стала застраиваться дворянскими усадьбами и домами купцов-старообрядцев, а название слободы осталось в местных топонимах: Гончарная набережная, Гончарная улица, Гончарные переулки и церковь Успения в Гончарах, которая и является следующим пунктом нашей сегодняшней программы. Первые упоминания о тогда еще деревянной Успенской церкви в Гончарной слободе отн

Часть 27

Гончарная слобода находилась у устья Яузы, на Таганском холме (ранее - Вшивая горка), который располагается на левом берегу реки.

Гончарная слобода. Цифры на знаке означают что остатки основанной в XVI веке слободы были утрачены в XX веке.
Гончарная слобода. Цифры на знаке означают что остатки основанной в XVI веке слободы были утрачены в XX веке.

Гончары были переселены сюда в XVI веке с территории Кремля, чтобы они в трудовом энтузиазме его не спалили ненароком.

Также во время войны России с Речью Посполитой сюда были переселены гончары и кафельщики с территории Белоруссии, и именно тогда гончарное производство здесь поднялась до уровня мануфактуры.

Впервые гончарные мастерские были вскрыты и исследованы во время строительства высотного здания на Котельнической набережной.

Высотка на Котельнической набережной. Вид из Зарядья. Фото из личного архтва.
Высотка на Котельнической набережной. Вид из Зарядья. Фото из личного архтва.

Когда было упразднено слободское устройство, территория Гончарной слободы стала застраиваться дворянскими усадьбами и домами купцов-старообрядцев, а название слободы осталось в местных топонимах: Гончарная набережная, Гончарная улица, Гончарные переулки и церковь Успения в Гончарах, которая и является следующим пунктом нашей сегодняшней программы.

Первые упоминания о тогда еще деревянной Успенской церкви в Гончарной слободе относятся к началу XVII века. Различные ремесленные слободы были расположены в этих местах очень компактно, и у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский храм 1632 года.

Никольский храм. Справа ограда Успенской церкви.
Никольский храм. Справа ограда Успенской церкви.
Никольский храм.
Никольский храм.

Каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы местные гончары возвели в 1654 году,

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах

но уже через 50 лет Успенский придел был перестроен, а на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Придел Тихона Амафунтского
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Придел Тихона Амафунтского

Еще через 50 лет была построена трёхъярусная колокольня.

Колокольня
Колокольня

В оформлении церкви принимал участие легендарный Степан Иванов (Полубес), прозванный так за свой «дьявольский талант», изразцовая мастерская которого была расположена неподалеку от храма.

На северном фасаде изразцы работы Полубеса образуют широкий фриз,

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах

в котором основной темой являются шестикрылые серафимы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах

и фруктово-цветочные орнаменты.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах

Южная сторона храма украшена гораздо скромнее – отдельными вставками.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах

На главе придела Тихона Амафунтского размещён один из излюбленных сюжетов мастера – четыре евангелиста.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах

Правда, с улицы можно увидеть лишь двоих (не спрашивайте, кого именно, хотя… подпись «Святой Матфей» вполне читается), а во внутренний дворик церкви посетители не допускаются.

Главной святыней церкви Успения в Гончарах является чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», которая получила свое название в память исцеления Пресвятой Богородицей отсеченной руки святого Иоанна Дамаскина.

Икона Божией Матери «Троеручица»
Икона Божией Матери «Троеручица»

В России эта икона почитается с давних времён, и в 1661 году её список был прислан из одного из Афонских монастырей в дар Патриарху Никону. С этого списка в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в Успенской церкви.

Интересный факт: В русских списках существует традиция выписывать третью руку, как бы принадлежащую Богоматери, хотя в оригинале, хранящемся в древнем афонском монастыре Хиландар, человеческая кисть составляет часть серебряного оклада иконы.

Это одна из самых загадочных и необычных богородичных икон. По легенде именно она защитила церковь в советский период от разрушения и поругания.

В настоящее время на наружной западной стене церкви помещён ещё один список с этой чудотворной иконы в изразцовом киоте.

Икона Божией Матери «Троеручица»
Икона Божией Матери «Троеручица»

Внутри церковь очень красиво и богато украшена.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах

Обращает на себя внимание иконостас в стиле XVII века со старинными иконами XVII – XVIII веков.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах

Выйдя из церкви, мы направились в сторону метро.

Таганка
Таганка

Но разве можно было пройти мимо знаменитого Театра на Таганке?

Театр на Таганке
Театр на Таганке

Тем более что мы еще раньше видели указатель в эту сторону, на котором было написано, что вот прямо здесь находится памятник В.С. Высоцкому.

Но памятника на обозримом пространстве не было.

Мы несколько раз прошли вдоль фасадов театра,

Театр на Таганке
Театр на Таганке

сверяясь с нещадно сбоящими Яндекс-картами… нет памятника. Хотя карты говорят, что есть. Мы даже к прохожему пристали с вопросом, но он, кажется, не сильно знал, кто такой Высоцкий. И только потом до нас дошло…

Скрин с Яндекс-карт
Скрин с Яндекс-карт

Мы зашли внутрь и задали вопрос о памятнике служительнице Мельпомены в окошке кассы. Да, памятник есть. Да, во внутреннем дворике. Нет, увидеть его нельзя. Никак. Почему есть туристический указатель? Пойдите спросите у Собянина. До свидания.

Ну и ладно.

Зато со стороны Малой сцены мы обнаружили улицу Высоцкого

Улица Высоцкого и Малая сцена Театра на Таганке
Улица Высоцкого и Малая сцена Театра на Таганке

и очень талантливо выполненный мурал.

Мурал
Мурал

Уставшие, но довольные, мы отправились в гостиницу.

Продолжение следует...