Последние изменения в налоговом законодательстве.
А) Общие тенденции в экономике (почему лучше их знать);
Вопрос первый, который мы хотим рассмотреть, это общие тенденции в экономике. Этот вопрос важен для понимания, в первую очередь, поскольку он является причиной изменений в налоговом законодательстве. Как вы знаете, налоговые поступления в бюджет составляют значительную часть, которую конкретно мы увидим тогда, когда утвердится бюджет. А сейчас мы с вами должны предполагать, что это где-то на уровне 54%. И для того, чтобы эта часть пополнялась, налоговый орган обязан формировать доходную часть поступлений от налогов. Это его основная задача. По бюджету необходимо сказать следующее. Бюджет утверждается и постоянно видоизменяется в сторону увеличения расходов на СВО, а также на расширение инфраструктуры для российских граждан. Поэтому понимание того, к чему идет бюджет Российской Федерации в области экономики, очень сильно влияет на налогообложение. Если посмотреть статистику последнего времени, то налоговый орган рапортует, что начиная где-то с 2020 года, они ежегодно перевыполняют бюджет на 150-180%. Это говорит о том, что налоговый орган сосредоточен на своей основной функции - взыскании денежных средств в бюджет.
В проекте бюджета РФ на 2026г. в активной фазе заложены следующие существенные расходы:
1) СВО – оборонно-промышленный комплекс.
2) Строительство на новых территориях.
3) Инфраструктурное развитие РФ в целом и новых территорий в частности.
4) Финансирование гос.долга РФ.
Исходя из этих основополагающих направлений МинФином и ФНС были сформированы/откорректированы основные документы в области налоговой и бюджетной политики на 2026 и 2027г.
МИНФИН.
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 и 2027-2028г. – утверждены МинФином
Стимулирование экономической и инвестиционной активности:
1. Общие стимулирующие меры по развитию экономики:
- внедрен с 1 января 2025 года новый инструмент развития инвестиционной активности – федеральный инвестиционный налоговый вычет (позволяет налогоплательщику, осуществившему расходы на создание и реконструкцию основных средств или нематериальных активов, уменьшить сумму налога на прибыль на 50% при определенных условиях);
- увеличены с 1,5 до 2 повышающие коэффициенты для расходов на НИОКР и исключительные права на ПО и базы данных;
- установлена возможность применения ускоренной амортизации, увеличение при расчете налога на прибыль повышающего коэффициента (с 1,5 до 2) для первоначальной стоимости российского высокотехнологичного оборудования (по перечню, утвержденному Правительством РФ);
- снижена фискальная нагрузка на малый и средний бизнес:
▪ увеличены пороги УСН по доходам до 450 млн руб. и основным средствам до 200 млн руб. с одновременным введением обязанности по уплате НДС для налогоплательщиков с доходами более 60 млн руб.;
▪ снижена нагрузка на труд для субъектов МСП в обрабатывающих секторах (с 15% до 7,6% снижены тарифы страховых взносов по выплатам в пользу физлиц свыше 1,5 МРОТ);
▪ субъектам РФ предоставлено с 1 января 2025 года право вводить на своей территории АУСН;
- установлен с 1 января 2024 года проектный вычет: позволяет налогоплательщику, осуществившему расходы на создание (приобретение) и модернизацию (реконструкцию) основных средств, уменьшить сумму налога на прибыль на 25% при условии заключения соглашения о реализации инвестиционного проекта с регионом. При этом субъектам РФ предоставляется компенсация выпадающих доходов от применения проектного инвестиционного вычета в форме бюджетных кредитов.
2. Меры в сфере международного налогообложения:
- применение соглашения с Правительством Республики Абхазия, Правительством Султаната Оман об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы;
- ратификация соглашения с Правительством Малайзии, Правительством ОАЭ об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от налогообложения.
Цели налоговой политики на 2026-2027г.:
Ключевые цели налоговой политики в плановом периоде сохраняются неизменными и будут направлены на:
(1) повышение справедливости налогообложения,
(2) усиление стимулирующей функции налоговой системы, а также
(3) улучшение качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
В этой связи со следующего года предлагается пакет мер, направленный на содействие формированию справедливой конкурентной среды и «обелению» экономики:
• снижение порога доходов для налогоплательщиков, применяющих УСН, при превышении которого возникает обязанность по уплате НДС с 60 млн рублей до 20 млн рублей в 2026г., 15 млн. рублей в 2027г. и 10 млн. рублей в 2028г. (аналогично предлагается снизить порог по доходам для применения патентной системы налогообложения) – борьба со схемами «дробления» бизнеса для уклонения от уплаты налогов;
Большую часть добросовестного малого бизнеса это не коснется – доля плательщиков НДС на режиме УСН увеличится с 4% до 15%;
• введение обязанности для организаций с выплат руководителям исчислять страховые взносы исходя из величины МРОТ в случае осуществления им выплат ниже данной величины – борьба с «фирмами-однодневками»;
• введение системы подтверждения ожидания товаров (СПОТ) при поставке товаров из ЕАЭС, в т.ч. с авансовой уплатой косвенных налогов (с 1 апреля 2025), которая позволит пресечь уклонение от налогообложения и применение незаконных схем импорта – борьба с «серым» импортом.
В целях повышения эффективности налоговой системы, ее донастройки на основе принципов справедливости предусматриваются следующие меры:
• модификация налогообложения букмекерских контор: введение налога на игорный бизнес в размере 5% принятых ставок и введение налога на прибыль по общей ставке 25% – переход к налогообложению реального экономического результата деятельности букмекеров и соответствие мировой практике;
• ускоренная индексация акцизов на «вредное» потребление – источник финансирования отдельных мероприятий в сфере здравоохранения и сельского хозяйства;
• повышение эффективности льгот по уплате страховых взносов за счет их отраслевой приоритезации и повышения финансовой отдачи от таких льгот – повышение эффективности рынка труда, а также укрепление доходной базы систем пенсионного, социального и медицинского страхования:
- исключение фронтального применения льгот по страховым взносам для всех субъектов МСП независимо от вида осуществляемой деятельности – сохранение пониженного тарифа страховых взносов для приоритетных отраслей;
- повышение льготного тарифа страховых взносов для IT организаций в пределах взносооблагаемой базы с 7,6% до 15% (при сохранении текущей льготной ставки сверх предельной взносооблагаемой базы).
ФНС.
Принят и утвержден ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Федеральной налоговой службы на 2025 год и плановый период 2026-2030 годов.
Цель данного плана деятельности – определить основные направления ФНС в области налогового администрирования и достигаемые положительные эффекты:
1. Организация и проведение налогового контроля налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов на основе риск-ориентированного подхода с применением современных аналитических инструментов:
- анализ прошлых периодов на предмет исполнения бюджета налогового ведомства;
- формирование отчетности за отчетные периоды;
- прогноз налоговых поступлений;
- снижение налоговой нагрузки на налогоплательщика путем автоматизации процессов;
- внедрение в АИС «Налог-3» алгоритмов выявления рисков неуплаты налогов налогоплательщиками нефтяной отрасли.
2. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля:
- доработка программного обеспечения национальной системы прослеживаемости товаров;
- доработка программного обеспечения ИАС КБ, в том числе в части алгоритмов выявления рисков и запуск в эксплуатацию;
- повышение эффективности взыскания задолженности физических лиц (соглашения ФНС России и Правительства субъектов РФ об информационном взаимодействии между налоговыми органами и судебными органами, письма ФНС России об организации электронного документооборота).
- снижение совокупной задолженности, увеличение поступлений в бюджет (статистическая отчетность).
3. Развитие концепции повышения эффективности процедур банкротства
- обеспечение надлежащего учета задолженности должников по денежным обязательствам перед Российской Федерацией; улучшение информационного взаимодействия и координации действий Минфина России и ФНС России по обеспечению возврата задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (письма ФНС России в Минфин России).
4. Мониторинг результатов досудебного урегулирования споров:
- повышение эффективности проводимых мероприятий налогового контроля, мер управления долгом, снижение конфликтности с заявителями (приказ ФНС России о вводе в промышленную эксплуатацию).
- модернизация архитектуры интернет-сервиса ФНС России «Узнать о жалобе» с целью реализации возможности для пользователей получать информацию о поступлении и ходе рассмотрения жалоб, поданных в территориальные налоговые органы, в том числе при использовании упрощенного порядка рассмотрения жалоб (внесение изменений в приказ ФНС России от 09.04.2019 № ММВ-7-9/184@);
- прикладное использование института об упрощенном порядке рассмотрения жалоб на территории России (письма ФНС России).
5. Методологическое обеспечение работы налоговых органов по вопросам исчисления налогов, сборов и страховых взносов:
- совершенствование администрирования транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц;
- изменение форм налоговых деклараций (расчетов) с включением данных по обособленным подразделениям в налоговые декларации (расчеты) головных организаций. Совершенствование форм налогового контроля налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения (приказы ФНС России, письма ФНС России).
6. Осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере валютных правоотношений (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации) и ведение административного производства по делам об административных правонарушениях:
- оптимизация и повышение эффективности деятельности налоговых органов при осуществлении валютного контроля 2) проекты изменений в налоговое и сопутствующее законодательство;
7. Развитие международного сотрудничества:
- гармонизация принципов налогового администрирования (межправительственные/ межведомственные соглашения);
- совершенствование взаимодействия с государствами - участниками СНГ в части, относящейся к компетенции налоговых органов (распоряжение ФНС России, Протокол заседания КСРНС);
- разработка модели и проведение расчетов для оценки влияния глобального минимального налога (т.н. «GloBE Rules») на российских участников МГК, с точки зрения наличия рисков дополнительного налогообложения в иностранных государствах (территориях) прибыли таких компаний (письма ФНС России);
- разработка и согласование проектов рамочной конвенции ООН по международному сотрудничеству в налоговой сфере, а также двух ранних протоколов к Рамочной конвенции на площадках ООН (письма ФНС России).
8. Совершенствование системы управления рисками, направленной на профилактику нарушений и повышение эффективности в деятельности налоговых органов, посредством проведения риск-ориентированных мероприятий внутреннего аудита с оценкой надежности систем внутреннего контроля:
- повышение эффективности деятельности налоговых органов, выявление резервов и обеспечение дополнительных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации (приказы ФНС России, акты и заключения аудиторских мероприятий, докладные записки руководству ФНС России).
9. Обеспечение государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учета организаций и физических лиц, а также разрешительно-лицензионной деятельности:
10. Организация и проведение мероприятий по реализации федеральными государственными образовательными бюджетными учреждениями, подведомственными ФНС России, дополнительных профессиональных программ в рамках исполнения государственных заданий на оказание государственных услуг.
11. Проработка вопроса создания автоматизированной системы определения у физических лиц статуса резидента Российской Федерации.
- реализация в АИС «Налог-3» автоматизированной системы определения (расчета) у физических лиц статуса резидента РФ и ввод её в промышленную эксплуатацию (приказ ФНС России).
12. Создание условий для повышения уровня исполнения обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов.
А также ряд других организационных и внутриведомственных направлений.
Б) непосредственно последние изменения.
Известные изменения: Законопроект № 1026190-8
Кратко напомним то, что вы и так уже слышали:
С 2026 года в Налоговый кодекс России вносятся масштабные поправки. Они коснутся всех направлений: от администрирования и работы с единым налоговым счетом до изменения ставок НДС, акцизов и страховых взносов. Эти изменения вносятся на основании Проекта федерального закона N 1026190-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Дата внесения Проекта в Государственную Думу – 29 сентября 2025г. Проект принят в первом и втором чтении. Плановая дата рассмотрения Проекта в третьем чтении – 20 ноября 2025г.
Данный Проект по сути является вторым по величине поправок изменением в Налоговый Кодекс РФ за последние два года. Первый проект был принят в прошлом 2024 году и содержал существенные новшества относительно дробления бизнеса, введения туристического налога и ряда иных изменений.
Новый проект более характерен:
- повышением собираемости налогов и оптимизацией данной процедуры,
- а также совершенствованием налогового администрирования.
Проект затрагивает как бизнес, так и граждан: семьи с детьми, участников СВО, ИТ-компании, благотворительные и религиозные организации.
Международное налогообложение
Россия внедряет правила ОЭСР по минимальному налогообложению прибыли международных компаний. Это позволит снизить риск ухода налогов в офшоры.
Также установлено, что обмен информацией о налогоплательщиках будет осуществляться централизованно – через Евразийский банк развития.
Изменение действующих положений законодательства
НДС: ставка повысится с 20% до 22%, порог дохода для льготных ставок снижается с 60 до 20 млн руб.
Акцизы:
- индексация ставок на 2026–2027 гг.,
- установление значений на 2028 г.,
- отмена авансовых платежей по алкоголю.
НДФЛ:
- льготы не применяются к лицам, признанным иноагентами;
- освобождаются компенсации за утрату имущества;
- льготы для многодетных семей (включая совершеннолетних недееспособных);
- уточнены правила по дарению и командировочным.
Важным представляет тот факт, что налоговый орган уделил особое внимание вопросам правопреемства налоговых обязательств при наследовании как у физических лиц, так и в правопреемстве у компаний.
Налог на прибыль:
- установлено ограничение по переносу убытков до 2030 г.,
- вводятся новые правила по амортизации и безнадежным долгам.
Спецрежимы:
- снижены лимиты доходов для УСН и патента с 60 до 20 миллионов рублей в 2026г. (в 2027г. – 15 млн. рублей и в 2028г. – 10 млн. рублей), однако для второго чтения Правительство РФ внесло коррективы: постепенное снижение порога:
А) 2026г. – 20млн.
Б) 2027г. – 15 млн.
В) 2028г. – 10млн.
Кроме того, вторая отличная новость — власти решили не ограничивать применение патентной системы для розничной торговли и грузоперевозок.
- для единообразного подхода облагать доходы физлиц в виде процентов по банковским вкладам только НДФЛ, исключив такие доходы из налоговой базы ИП на специальных налоговых режимах, таких как ЕСХН, УСН или АУСН
- уточнены правила для адвокатов и ИП.
Выводы
Поправки 2026 года несут двойной эффект:
1) Рост нагрузки:
- повышение НДС и рост акцизов,
- снижение порога для льготных режимов;
- значительную сложность восприятия: регулирование становится сложнее, разные положения вводятся в разные временные периоды.
2) Поддержка и послабления:
- льготы для многодетных семей и участников СВО,
- облегчение документооборота, переход к продвинутым цифровым сервисам.
Менее заметные изменения в Законопроекте № 1026190-8, которые возможно прошли для Вас незамеченными:
- в статью 11 введено понятие имущество, под которым понимается "Имущество - виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением имущественных прав. При этом для целей настоящего Кодекса признаются имуществом безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровая валюта (в том числе цифровая валюта, используемая в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам (контрактам) в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, установленного в соответствии со статьей I1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Для целей предусмотренного настоящим Кодексом ареста и запрета на отчуждение (передачу в залог) под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.";
- пункт 6 статьи 100 дополнить абзацами следующего содержания: "Письменные возражения с приложением копий документов, подтверждающих обоснованность возражений, могут быть представлены лично, по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика, либо через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг.
- в статье 101: а) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания: "Рассмотрение материалов налоговой проверки возможно с использованием видеоконференц-связи в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";
- пункт 3 статьи 114 изложить в следующей редакции: "3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению в порядке и в пределах, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, но не менее чем в два раза и не более чем в десять раз по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса";
А теперь обратим ваше внимание на то изменение, которое прошло почти совсем незаметно для своего статуса:
1) Федеральный закон от 23 июля 2025 г. N 254-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" (документ вступает в силу с 01 января 2026г.)
Проект Приказа ФНС «Об утверждении Методики…». (пока не принят). https://regulation.gov.ru/projects/159270/
Первым изменением, на которое следует обратить внимание, является изменение, внесенное в Закон «О налоговых органах РФ», ст. 6.3, в котором говорится, что теперь налоговый орган вправе проводить анализ сведения финансово-хозяйственной деятельности организации и предоставлять результаты этого анализа как самому налогоплательщику, так и третьим лицам в случаях, предусмотренных законом. На данный момент таких случаев пока не предусмотрено, но, вероятно, в ближайшее время они появятся, поэтому попробуем более предметно изучить данный документ. Здесь следует сказать, что на данный момент формируется приказ ФНС об утверждении методики проведения анализа, где формируется 55 критериев, по которым анализируется компания.
Все это проходит в два этапа:
1 этап (оценка формальных критериев),
2 этап (оценка финансовых критериев).
По результатам оценки выдается справка о соответствии/несоответствии с указанием всех критериев и количества баллов.
Если предприниматель или организация не согласны с оценкой, они могут подать заявление о корректировке и приложить подтверждающие документы. ФНС рассмотрит обращение в течение 5 рабочих дней и либо внесет изменения, либо откажет с обоснованием.
На данный момент уже ряд ведомств дали распоряжение о применении у себя данной методики (ФАС, Минстрой).
Выводы, которые мы можем сделать из указанных тенденций.
📊 Для бизнеса главные вызовы — рост налоговой нагрузки и новые правила по НДС и акцизам. Но вместе с тем появляются и возможности: более гибкие отсрочки, электронные гарантии, ясность в международных расчетах.
В целом 2026 год станет переходным: налоговая система станет строже и более отцифрованной, но в то же время — более адаптивной для отдельных категорий граждан и организаций.
И конечно есть еще изюминка на торте: текущий подход налогового ведомства к дроблению бизнеса основывается на статье 54.1 НК РФ. А с чего мы с вами взяли, что налоговый орган в подходе к дроблению бизнеса ограничится только специальными налоговыми режимами.
#налог #налоговыеспоры #УСН #НДС #ФНС #изменениявналоговомзаконодательстве #суд #налоговаяпроверка #
Статья выпущена 19.11.2025г.