Найти в Дзене
БиблиоЮлия

Читаем Блока: Музыка времени

Автор статьи: Галина Сивцева Классическая венская симфония имеет 4 части: 1 часть- аллегро,быстрая часть. Появление музыкальной темы 2 часть-как правило,медленная, развитие темы; 3 часть-менуэт, скерцо,танец, рондо, шутка, внимание к отдельным деталям и микротемам; 4 часть- финальная, повторение темы на новом уровне и завершение, финальный аккорд, основная мысль симфонии. А.А. Блок неоднократно подчёркивал, что писать он может только тогда, когда слышит музыку, звуки времени. В поэме «Двенадцать» он привёл их в гармонию, дал им форму. Его поэма- это своеобразная симфония-кантата с оркестром и многоголосным хором. Блок писал, что во время написания поэмы слышал «шум слитый»( вероятно, шум от крушения старого мира), когда « революционный циклон производит бурю во всех морях-природы, жизни и искуссства...» В начале поэмы, т. е. в 1-ой части симфонии мы слышим шум ветра, он свищет, гуляет во всём белом свете. Образ ветра традиционный в русском фольклоре и в блоковской поэзии. Вспомним сказ

Автор статьи: Галина Сивцева

Классическая венская симфония имеет 4 части:

1 часть- аллегро,быстрая часть. Появление музыкальной темы

2 часть-как правило,медленная, развитие темы;

3 часть-менуэт, скерцо,танец, рондо, шутка, внимание к отдельным деталям и микротемам;

4 часть- финальная, повторение темы на новом уровне и завершение, финальный аккорд, основная мысль симфонии.

А.А. Блок неоднократно подчёркивал, что писать он может только тогда, когда слышит музыку, звуки времени. В поэме «Двенадцать» он привёл их в гармонию, дал им форму. Его поэма- это своеобразная симфония-кантата с оркестром и многоголосным хором. Блок писал, что во время написания поэмы слышал «шум слитый»( вероятно, шум от крушения старого мира), когда « революционный циклон производит бурю во всех морях-природы, жизни и искуссства...»

В начале поэмы, т. е. в 1-ой части симфонии мы слышим шум ветра, он свищет, гуляет во всём белом свете. Образ ветра традиционный в русском фольклоре и в блоковской поэзии. Вспомним сказочный ветер из «Сказки о мёртвоё царевне» Пушкина, именно ветер указал путь королевичу Елисею к невесте,ветер вездесущ. У Блока Россия ассоциируется с ветром:

Твои мне песни ветровые

Как слёзы первые любви.

(Стихотворение «Россия»)

Гудит снежная вьюга,ветер задирает подолы, сбивает с ног прохожих. В музыку ветра вплетаются голоса прохожих: охи-вздохи, проклятия, плач, молитва Богородице:

-Ох, Матушка -Заступница!

-Предатели!

-Погибла Россия!

-Уж мы плакали,плакали…

Музыка быстрая, порывистая, буря, ураган. Ветер дует в спины обывателей, а вот красноармейцам он дует навстречу, они не боятся его, как не вспомнить известное:

Будет буря- мы поспорим

И помужествуем с ней.

В первой части звучит музыка города и фольклорная музыка. Мы слышим солдатские частушки:

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить-

В красной гвардии служить-

Буйну голову сложить…

Звуки выстрелов:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

Заканчивается первая часть маршем- рефреном:

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Иллюстрация Юрия Анненкова
Иллюстрация Юрия Анненкова

Во 2-ой медленной части появляется любовная тема. Любовный треугольник: Катька, Петруха, Ванька. Звучит и плясовая музыка:

Эх,эх, попляши!

Больно ножки хороши!

И блатная, воровская песня:

У тебя на шее,Катя,

Шрам не зажил от ножа.

У тебя под грудью,Катя,

Та царапина свежа!

Несмотря на асоциальное поведение Катьки, автор относится к ней с симпатией.

Его циклы «Кармен», «Фаина» о женщинах роковых, свободолюбивых, лишённых обывательских предрассудков, их ревнивые кавалеры убивают возлюбленных, но подчинить их себе они не в силах. Катька- это тоже часть той свободной жизни,неуправляемой стихии. И погибает она от пули ревнивого Петрухи, хотя его пуля предназначалась сопернику.

Музыка здесь напоминает музыкальные темы оперы Безе «Кармен», страстная,тягучая.

Но в конце 2-ой части вновь появляется марш-рефрен:

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

-3

Третья часть начинается со страданий Петрухи, сначала звучит жестокий романс:

-Ох, товарищи родные,

Эту девку я любил…

Ночки чёрные, хмельные

С этой девкой проводил…

Его страдания сменяет воровская блатная припевка:

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба-

Гуляет нынче голытьба!

Затем появляется плач- причет:

- Ох ты, горе-горькое,

Скука скучная,

Смертная!

Его сменяет городской романс:

Не слышно шуму городского,

Над невской башней тишина..

Разные музыкальные жанры смешались в третьей части.

Во многом 3-я часть- это действительно шутка, пародия, танец.

И третья часть заканчивается маршем:

-Шаг держи революцьонный!

Близок враг неугомонный!

Даже есть припев из революционной песни «Варшавянка»:

Вперёд, вперёд,

Рабочий народ!

-4

И, наконец, 4-я часть- финал. Вновь появляется тема ветра, вьюги, звучат революционные марши и фольклорные припевы. Вьюга разыгралась вовсю, слышны долгие выстрелов:

Трах-тах-тах!- и только эхо

Откликается в домах…

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах…

Трах-тах-тах!

Трах-тах- тах!

Смех ветра,пальба- стихия не унимается. И вдруг среди этой какофонии « нежная надвьюжная поступь, невидимый за вьюгой с кровавым флагом Иисус Христос. Мне кажется, что в финале музыка становится светлой:

В белом венчике из роз-

Впереди- Иисус Христос!

Да, Блок рифмует: пёс- Христос. Можно по-разному трактовать эту антитезу: старый мир- новый мир, Дьявол ( известно, что пёс- верный спутник Мефистофеля, нечистой силы)- Бог. Старушка просила защиты у Богородицы( Матушка-Заступница), и вот явился её Сын, предвестник меняющегося мира, новой веры. Как относиться к этой вере? Изменения стремительно движущейся музыки в какое- то нежное, светлое начало даёт надежду на спасение от хаоса. И в финале уже нет революционного марша в конце.

В январе 1918 года вряд ли автор поэмы мог объективно анализировать происходящие события: мы и спустя 108 лет спорим и высказываем разные точки зрения на это историческое событие. Блок с помощью музыки попытался передать свои ощущения, часто интуитивные, но, наверное, самые верные: не может бесконечно длиться хаос, человечеству нужна надежда, спасение

-5

Спасибо большое Галине за участие в марафоне! И снова у нас блестящий дебют. Прошу вас, друзья, поддержать автора, она впервые пишет здесь на безусловно сложную тему, рассматривая поэму Блока с точки зрения музыки.

Напоминаю. Читаем любые произведения Тургенева и Блока с 19 октября по 28 ноября 2025 года. Правила прежние: