Автор статьи: Галина Сивцева
Классическая венская симфония имеет 4 части:
1 часть- аллегро,быстрая часть. Появление музыкальной темы
2 часть-как правило,медленная, развитие темы;
3 часть-менуэт, скерцо,танец, рондо, шутка, внимание к отдельным деталям и микротемам;
4 часть- финальная, повторение темы на новом уровне и завершение, финальный аккорд, основная мысль симфонии.
А.А. Блок неоднократно подчёркивал, что писать он может только тогда, когда слышит музыку, звуки времени. В поэме «Двенадцать» он привёл их в гармонию, дал им форму. Его поэма- это своеобразная симфония-кантата с оркестром и многоголосным хором. Блок писал, что во время написания поэмы слышал «шум слитый»( вероятно, шум от крушения старого мира), когда « революционный циклон производит бурю во всех морях-природы, жизни и искуссства...»
В начале поэмы, т. е. в 1-ой части симфонии мы слышим шум ветра, он свищет, гуляет во всём белом свете. Образ ветра традиционный в русском фольклоре и в блоковской поэзии. Вспомним сказочный ветер из «Сказки о мёртвоё царевне» Пушкина, именно ветер указал путь королевичу Елисею к невесте,ветер вездесущ. У Блока Россия ассоциируется с ветром:
Твои мне песни ветровые
Как слёзы первые любви.
(Стихотворение «Россия»)
Гудит снежная вьюга,ветер задирает подолы, сбивает с ног прохожих. В музыку ветра вплетаются голоса прохожих: охи-вздохи, проклятия, плач, молитва Богородице:
-Ох, Матушка -Заступница!
-Предатели!
-Погибла Россия!
-Уж мы плакали,плакали…
Музыка быстрая, порывистая, буря, ураган. Ветер дует в спины обывателей, а вот красноармейцам он дует навстречу, они не боятся его, как не вспомнить известное:
Будет буря- мы поспорим
И помужествуем с ней.
В первой части звучит музыка города и фольклорная музыка. Мы слышим солдатские частушки:
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить-
В красной гвардии служить-
Буйну голову сложить…
Звуки выстрелов:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Тра-та-та!
Заканчивается первая часть маршем- рефреном:
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Во 2-ой медленной части появляется любовная тема. Любовный треугольник: Катька, Петруха, Ванька. Звучит и плясовая музыка:
Эх,эх, попляши!
Больно ножки хороши!
И блатная, воровская песня:
У тебя на шее,Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью,Катя,
Та царапина свежа!
Несмотря на асоциальное поведение Катьки, автор относится к ней с симпатией.
Его циклы «Кармен», «Фаина» о женщинах роковых, свободолюбивых, лишённых обывательских предрассудков, их ревнивые кавалеры убивают возлюбленных, но подчинить их себе они не в силах. Катька- это тоже часть той свободной жизни,неуправляемой стихии. И погибает она от пули ревнивого Петрухи, хотя его пуля предназначалась сопернику.
Музыка здесь напоминает музыкальные темы оперы Безе «Кармен», страстная,тягучая.
Но в конце 2-ой части вновь появляется марш-рефрен:
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Третья часть начинается со страданий Петрухи, сначала звучит жестокий романс:
-Ох, товарищи родные,
Эту девку я любил…
Ночки чёрные, хмельные
С этой девкой проводил…
Его страдания сменяет воровская блатная припевка:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба-
Гуляет нынче голытьба!
Затем появляется плач- причет:
- Ох ты, горе-горькое,
Скука скучная,
Смертная!
Его сменяет городской романс:
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина..
Разные музыкальные жанры смешались в третьей части.
Во многом 3-я часть- это действительно шутка, пародия, танец.
И третья часть заканчивается маршем:
-Шаг держи революцьонный!
Близок враг неугомонный!
Даже есть припев из революционной песни «Варшавянка»:
Вперёд, вперёд,
Рабочий народ!
И, наконец, 4-я часть- финал. Вновь появляется тема ветра, вьюги, звучат революционные марши и фольклорные припевы. Вьюга разыгралась вовсю, слышны долгие выстрелов:
Трах-тах-тах!- и только эхо
Откликается в домах…
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах…
Трах-тах-тах!
Трах-тах- тах!
Смех ветра,пальба- стихия не унимается. И вдруг среди этой какофонии « нежная надвьюжная поступь, невидимый за вьюгой с кровавым флагом Иисус Христос. Мне кажется, что в финале музыка становится светлой:
В белом венчике из роз-
Впереди- Иисус Христос!
Да, Блок рифмует: пёс- Христос. Можно по-разному трактовать эту антитезу: старый мир- новый мир, Дьявол ( известно, что пёс- верный спутник Мефистофеля, нечистой силы)- Бог. Старушка просила защиты у Богородицы( Матушка-Заступница), и вот явился её Сын, предвестник меняющегося мира, новой веры. Как относиться к этой вере? Изменения стремительно движущейся музыки в какое- то нежное, светлое начало даёт надежду на спасение от хаоса. И в финале уже нет революционного марша в конце.
В январе 1918 года вряд ли автор поэмы мог объективно анализировать происходящие события: мы и спустя 108 лет спорим и высказываем разные точки зрения на это историческое событие. Блок с помощью музыки попытался передать свои ощущения, часто интуитивные, но, наверное, самые верные: не может бесконечно длиться хаос, человечеству нужна надежда, спасение
Спасибо большое Галине за участие в марафоне! И снова у нас блестящий дебют. Прошу вас, друзья, поддержать автора, она впервые пишет здесь на безусловно сложную тему, рассматривая поэму Блока с точки зрения музыки.
Напоминаю. Читаем любые произведения Тургенева и Блока с 19 октября по 28 ноября 2025 года. Правила прежние: