Найти в Дзене
НПЦ ПромВодОчистка

Когда воздух убивает насос: как воздушная пробка может стоить «всех денег»

Мы продолжаем серию рассказов о том, как воздушные клапаны могут спасти ваши трубы, ваш бизнес и, в метафорическом смысле, вашу жизнь. Сегодня у нас история от заказчика, которая наглядно показывает, что даже в тщательно спроектированной системе одна, казалось бы, «второстепенная» деталь может привести к серьёзным и дорогостоящим последствиям. На объекте в напорной канализационной системе некорректно работал воздушный клапан. Итог — два вышедших из строя насоса и неделя простоя. В рамках запроса на замену воздушного клапана заказчик сообщил, что имеющийся комбинированный клапан не выпускает воздух при работе трубопровода под давлением. При первой проверке во время слива и при заполнении трубопровода клапан сработал как положено, однако спустя неделю после запуска насос вышел из строя из-за перегрузки. После замены насос был снова введён в эксплуатацию и через несколько дней снова остановился по перегреву. Подробная диагностика показала, что причина в воздушной пробке в зоне перегиба тр
Оглавление

Мы продолжаем серию рассказов о том, как воздушные клапаны могут спасти ваши трубы, ваш бизнес и, в метафорическом смысле, вашу жизнь.

Сегодня у нас история от заказчика, которая наглядно показывает, что даже в тщательно спроектированной системе одна, казалось бы, «второстепенная» деталь может привести к серьёзным и дорогостоящим последствиям.

На объекте в напорной канализационной системе некорректно работал воздушный клапан.

Итог — два вышедших из строя насоса и неделя простоя.

Что произошло?

В рамках запроса на замену воздушного клапана заказчик сообщил, что имеющийся комбинированный клапан не выпускает воздух при работе трубопровода под давлением.

При первой проверке во время слива и при заполнении трубопровода клапан сработал как положено, однако спустя неделю после запуска насос вышел из строя из-за перегрузки.

После замены насос был снова введён в эксплуатацию и через несколько дней снова остановился по перегреву.

Подробная диагностика показала, что причина в воздушной пробке в зоне перегиба трубопровода, которую неисправный клапан не выпускал при постоянной работе системы.

Хотя внешний контур работал стабильно, в системе накапливался воздух, который должен был удаляться как раз при помощи комбинированного воздушного клапана, который выпускал воздух при запуске, но автоматическая часть клапана, предназначенная для выпуска воздуха при рабочем давлении, оказалась неработоспособной.

Засорение клапана привело к залипанию механизма, и как следствие воздух перестал выходить. Это дало старт разрушительному процессу, который не сразу был замечен.

-2

Почему так случилось?

Чтобы понять, откуда взялась проблема – разберем процесс образования воздушных пробок (или повторим, если вы уже читали нашу статью про гидроудар).

1. Естественное выделение воздуха

В воде всегда присутствует растворённый воздух. При снижении давления или турбулентности он выделяется в виде мелких пузырьков.

2. Накопление в верхних точках

По мере работы системы пузырьки воздуха поднимаются и скапливаются в высотных точках трубопровода, особенно в зонах перегиба.

3. Образование воздушной пробки

Без воздушного клапана воздух никуда не уходит и образует пробку, уменьшая сечение трубы. Вода продолжает поступать, но насосу приходится «продавливать» тот же объём воды через меньшую площадь.

-3

4. Рост нагрузки на насос

Возрастает гидравлическое сопротивление. Насос работает в режиме повышенного давления и расхода энергии. При этом рабочая точка смещается, эффективность падает, а риск аварийно-высокого давления и перегрева возрастает.

5. Блокировка потока

Со временем пробка вырастает настолько, что перекрывает поток воды полностью. Насос работает «в холостую», перегревается и выходит из строя.

Важный момент:

При технической проверке клапан может сработать штатно, но неработоспособность автоматической части клапана, отвечающей за стравливание воздуха при давлении, нередко остаётся незамеченной.

-4

Что с этим делать?

После анализа ситуации заказчику был предложен специализированный канализационный воздушный клапан серии АКВ-СВ, предназначенный для тяжёлых условий эксплуатации в напорных канализационных сетях.

Особенности конструкции АКВ-СВ:

  • Разделение поплавковой и воздушной частей, исключающее контакт загрязнений с чувствительными элементами.
  • Широкий корпус, минимизирующий риск заклинивания и засоров.
  • Нержавеющее исполнение, обеспечивающее коррозионную устойчивость и длительный срок службы.

После замены на клапан АКВ-СВ проблема была полностью устранена. Система работает стабильно, перегрузок не фиксируется, насосы функционируют в расчётной рабочей точке.

Применение проверенных, промышленных воздушных клапанов, разработанных с учётом загрязнённой среды, — это не избыточное требование, а основа надёжности всей системы.

Компания НПЦ «ПромВодОчистка» разрабатывает и поставляет воздушные клапаны серии АКВ-СВ-КМ-НЖ, предназначенные для работы в системах водоотведения и сточных вод. Наши решения доказали свою надёжность в десятках реализованных проектов.

Проверенный клапан — это сохранённый насос, стабильный процесс и отсутствие аварий.

-5