Найти в Дзене

Как «Лебединое озеро» покорило Китай: Невероятная история русского балета в Поднебесной

В 1958 году гастроли Большого театра в Пекине вызвали настоящую культурную революцию. Китайские зрители, никогда прежде не видевшие классического балета, замирали при первых звуках музыки Чайковского. С тех пор прошло больше полувека, но русский балет продолжает очаровывать Китай. Систематическое развитие балета в Китае началось благодаря целенаправленной работе советских специалистов. В 1954 году в Пекине открылось первое хореографическое училище, где преподавали Ольга Ильина и другие советские педагоги. Они заложили фундамент всей системы балетного образования Китая. Ильина, будучи ученицей знаменитой Агриппины Вагановой, разработала первые в Китае шестилетние учебные программы по балету, заложив основу профессионального балетного образования в стране. Всего через четыре года после начала этой работы, в 1958 году, китайские артисты самостоятельно исполнили полную версию балета «Лебединое озеро». Это стало настоящим прорывом и доказало эффективность переданной советской методики. В 1
Оглавление

В 1958 году гастроли Большого театра в Пекине вызвали настоящую культурную революцию. Китайские зрители, никогда прежде не видевшие классического балета, замирали при первых звуках музыки Чайковского. С тех пор прошло больше полувека, но русский балет продолжает очаровывать Китай.

Систематическое развитие балета в Китае началось благодаря целенаправленной работе советских специалистов.

📚 Русские корни китайского балета

В 1954 году в Пекине открылось первое хореографическое училище, где преподавали Ольга Ильина и другие советские педагоги. Они заложили фундамент всей системы балетного образования Китая. Ильина, будучи ученицей знаменитой Агриппины Вагановой, разработала первые в Китае шестилетние учебные программы по балету, заложив основу профессионального балетного образования в стране.

Всего через четыре года после начала этой работы, в 1958 году, китайские артисты самостоятельно исполнили полную версию балета «Лебединое озеро». Это стало настоящим прорывом и доказало эффективность переданной советской методики.

🌟 Петр Гусев: основатель китайского национального балета

В 1957 году в Пекин направили одного из лучших советских хореографов – Петра Гусева, выпускника Петроградского балетного училища и бывшего солиста Большого театра. Он стал художественным руководителем Пекинской хореографической школы и фактически создателем китайского национального балета.

  • "Чудо, которого до сих пор в мире ещё не было": Известный китайский хореограф Сяо Сухуа, бывший ученик школы, вспоминал: *«В 58-ом году поставили "Лебединое озеро", где я танцевал шута... Это было чудом, которого до сих пор в мире ещё не было, потому что... мы только ещё 4 года учились классике, и он поставил большой полнометражный балет "Лебединое озеро". До сих пор никто в мире не ставит этот балет после 4-летнего обучения. Этим они заложили нам прочный фундамент»*.
  • Преодоление культурных барьеров: Сам Гусев с юмором вспоминал о трудностях: показывая поддержку, ему приходилось брать танцовщицу за талию, и она тряслась от страха, что ее обвинят в безнравственности. Несмотря на это, о русском хореографе в Китае остались самые теплые воспоминания.

💫 А что сегодня?

Сегодня в Китае работают десятки российских преподавателей. Например, Фердинанд Фогельман уже 23 года преподает в Гуанчжоу. "Моя задача — научить китайских студентов не только технике, но и артистизму, эмоциональной выразительности", — говорит он.

А китайские балерины — Аньнань, Ван Цимин, Чжан Цзюань — стали международными звездами, блестяще исполняющими русский репертуар. Они учились у российских педагогов и продолжают традиции, заложенные мастерами Большого и Мариинского театров.

Интересный факт: многие китайские зрители считают "Лебединое озеро" практически национальным достоянием, настолько глубоко русский балет вошел в культурный код страны.

Почему китайцы влюбились именно в русский балет?

Секрет успеха русского балета в Китае кроется в удивительном совпадении эстетических предпочтений:

  • Техническое совершенство: Российская балетная школа, в частности, методика Вагановой, предлагает выверенную до мелочей систему тренировок, позволяющую достичь безупречной формы и чистоты линий. Эта стройность и гармония глубоко созвучны эстетическим идеалам китайской культуры, ценящей отточенное мастерство и идеальную форму.
  • Эмоциональная глубина: Русский балет всегда славился не только виртуозной техникой, но и своей «душой», драматизмом и психологической глубиной. Эта эмоциональная насыщенность, заключенная в сдержанные и благородные формы, находит живой отклик у китайской аудитории, интригуя и завораживая ее.
  • Сценическая традиция: Богатейший репертуар классических балетов-сказок — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» — повествует универсальные истории о любви, добре и зле, которые близки и понятны китайскому зрителю, выросшему в культуре, богатой волшебными повествованиями.
-2

Балет стал тем уникальным языком, который не требует перевода между нашими культурами. Этот диалог, начатый более полувека назад советскими педагогами и артистами, продолжается и сегодня, обогащая обе стороны и доказывая, что искусство способно строить самые прочные мосты дружбы.

Возможно, именно в танце наши культуры понимают друг друга лучше всего.

P.S. Больше полезного о Китае — в моем Telegram-канале. Живое общение, реальные кейсы и ваш личный гид по миру закупок. Подписывайтесь, будет интересно!