Недавно на странице ЛитерМорта тут, в Яндекс-Дзене, читательница спросила меня: как ей быть, совершенно простому человеку, даже не любящему Пушкина, но зато самому пишущему стишки? Не писать, что ли?
Как быть такому человеку, осознающему свою посредственность и далёкость от “высокого” и “гениального”, но всё равно желающему мыслить, чувствовать, изливать переживания в лирической форме и читать друзьям свои стишата? Неужели не читать?
✓ Диалог поэтов LiterMort в Ростове в декабре!
#открытыймикрофон #Ростов #филология #диалогпоэтов #рецензия #современнаяпоэзия #БугаёваНН #LiterMort
✓ ЛитерМорт в ВК: https://vk.com/litermort
Давным-давно, ещё в 2003, Данила Михайлович Давыдов, выдающийся современный литературовед, таким эпиграфом предварил свою статью о наивной словесности "Меж улицей безъязыкой и Кастальским ключом":
“Даже самые неловкие, уродливые и неопытные любовники занимаются любовью; и важна не пропасть, якобы разделяющая Леонардо и среднего человека, а уникальность, единичность человека, создающего произведение искусства”.
(Источник эпиграфа: Дж. Фаулз. Аристос. Размышления, не вошедшие в книгу Екклезиаста.)
Данный эпиграф служит прекрасным ответом на вопрос читательницы. Ей не нужно думать о гениях и мастерах слова, садясь за блокнот. Она пишет не затем, чтобы Данте и Пушкин приняли её в свои ряды и провели вдоль живописных портиков литературы. Она пишет для своей семьи, которая её любит (или не любит), для круга друзей, для саморазвития, а не для академии наук и учебника литературы. Не для вечности, а для себя.
Адресат зависит от масштабов таланта. Масштабы таланта и определят адресата.
Поэт, согласно общепризнанной метафоре, — свеча. Свечи бывают разных размеров, разной формы и наполнения. Меньшая свеча освещает узкий круг, а наибольшая вымахивает светом на стопятьдесят вёрст вокруг.
"Я поставлю уж такую свечу, какой ещё никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску."
(Н.В. Гоголь, "Ревизор")
Но, — резонно возразите вы, — большая может быть резкой и вонючей, а маленькая — уютной и тёплой. Почему бы не выбрать крошку?.. Да любить можно даже микроскопическую! Это будет любовью к миниатюре. Дело в другом: уровень света малой свечи будет средним или ниже, а большой — выше среднего. А иные не досветят нидокуда. И этот уровень света и определит в итоге круг/ адресата. Ведь мы говорим о поэтах.
А ведь свечение свечей — это уже процесс. Литературный. Коллективное свечение, континуальное и процессуальное, и представляет собой литературный процесс!
Всякая литература (в том числе и сублитература любого ранга), по определению, континуальна и процессуальна, — пишет Данила Михайлович Давыдов.
Под процессуальностью имеется в виду не только участие в литературном процессе, но и внутренняя поступательность литературы, её ясное и поддающееся описанию развитие. Например, из классицизма — в сентиментализм, далее — в романтизм... Литературе присущи периодизация и преемственность.
Тексты, лишённые континуальности и процессуальности, литературой не являются. Да, можно написать стишок и обнаружить, что написанное вами — ничуть не литература. Стихи есть, рифмы даже есть, 3 (а то и 5) восклицательных знаков после слова “любовь” и “война” тоже есть, а вот литературы — нет.
А что же есть? Словесность.
✓ Элит-литература и масс-литература
En mass вся людская письменность и устность, все тексты делятся на фольклор, окололитературную словесность и литературу. Литература уже классифицируется на “массовую” и “элитарную”. Все тексты характеризуются той или иной степенью формульности, то есть клишированности, или оригинальности.
Выдающийся литературовед Юрий Михайлович Лотман писал об этих 2-х видах литературы:
“Понятие массовой литературы подразумевает в качестве обязательной антитезы некоторую вершинную культуру. Говорить о массовой литературе применительно к текстам, не разделенным по признаку распространения, ценности, доступности, способу фиксации или хранения или каким-либо иным образом (например, применительно к фольклору), очевидно, не имеет смысла”.
Таким образом, формируется весьма интересная “шкала”, где снизу вверх выстраиваются тьмы и тьмы текстов. Мульоны, в общем-то, текстов.
Наверху — “вершинная письменная литература”, далее её соседка — “массовая письменная литература”. Масс-литература, по мнению Лотмана и Давыдова, тесно корреспондирует с фольклором, как бы кормится из него. У массовой литературы и фольклора общие ценности, общие культурные закрома (резервуар).
Ю.М. Лотман: “Массовая литература представляет собой фольклор письменности и письменность фольклора”.
Как "Анна Каренина" в постановке МСХТ из "элит" стала "масс"
Написанные персоной стишата имеют несколько путей, куда попасть:
✓ в фольклор, если их не записать, а просто читать друзьям, повторяя любимые клише масс-культуры (”люби себя, девочка моя!”; “живи осознанно!”; “корона не жмёт?”);
✓ в народную ("наивную") словесность, литературой не являющуюся, если высококлишированные стишата где-нибудь записать или опубликовать (”Я полюбила себя! Самая лучшая я!!!”; “Я — королева! Люблю тебя, мальчик мой, очень смело!!!”);
✓ в масс-литературу, если написать вполне небезграмотные стихи, которые будут на лексическом и идейном уровне соответствовать запросам и когнитивному уровню масс-сегмента и попахивать “квасным патриотизмом” (”Забросьте гаджеты, кота любите!”;
“Бабуся мудра, полюбила кота.
Ну, а ты, патриот, где твой русский кот?
Голубой, шерстяной,
близкий с русской доброй землёй...”)
✓ в вершинную письменную литературу, если поэт создаст лирику, характеризующуюся индивидуально-авторским стилем, авторским лиризмом и оригинальной идеей.
А самые лучшие из идей элит-литературы рано или поздно окажутся в масс-литературе, там переварятся и оттуда спустятся в массовую словесность. А потом уже и анекдотов неприличных насочиняют. А поэт, послушав глас народа, вдохновится и выдаст новую “флотилию изысканно собранных слов”, то есть лирику.
Круговорот слов и идей в природе, так как культура для нас — вторая природа. И чем народ и вершинная литература не единый организм? Элит-литература — вершина культуры. Вершина = голова. Интеллигенция и интеллектуальная элита — голова, которую в исторических бурях рубят первой. Аллегорию можно продолжать...
✅ Знак человека! Текст этой статьи написан без использования ИИ.
Уважаемые подписчики, алгоритм Яндекс Дзена таков, что даже если статья полезная, а лайков мало, то она не показывается и уходит в "серую зону". Благодарю всех, кто нажимает на "палец вверх", — это помогает LiterMort нести просвещение и дальше!
Канал LiterMort выступает против экстремизма в любых его проявлениях. Канал поддерживает Россию, её нравственные и правовые свободы и Конституцию РФ. LiterMort и его автор не поддерживают те субкультуры, которые признаны незаконными в РФ.
✅ Благодарю за прочтение!
Уважаемые подписчики, прошу вас сохранять вежливость в комментариях. Уважайте своих собеседников, автора публикации и обсуждаемых лиц.