Посещение Гуамского ущелья часто входит в экскурсионную программу путешествия по Адыгее, но географически находится на территории Краснодарского края.
Идём к станции "Гуамка".
Стоимость проезда и расписание, листайте
Во вторник и с 20.30 до 07.00 ежедневно (когда паровоз не ходит) дорога открыта для пеших прогулок. Мы выезжали в 09.30, обратное отправление у нас было в 11.00, но можно взять билеты на более поздний рейс или вообще в одну сторону, чтобы погулять подольше или вообще закончить прогулку в Мезмае. Билеты покупаются в кассе или онлайн, висят табло, на которых отражается количество свободных мест
Сейчас прогулка на паровозике- аттракцион для туристов, а раньше эта дорога являлась частью Апшеронской железной дороги, которая была крупнейшей узкоколейкой на территории России и бывшего СССР. Дорога строилась в 1920-1930 годах силами заключённых для транспортировки древесины, а также использовалась как пассажирская. Протяжённость её составляла 59 км, которая с течением времени постепенно уменьшалась. Причин было множество- лесозаготовки сократились, кое-где проложили асфальтированные дороги, не хватало средств на содержание, периодически происходили природные катаклизмы- наводнения, оползни, снегопады. Сейчас паровозик с туристами проходит только 1,7 км, от станции "Гуамка" до станции "Урочище Монахово". Время в пути около 20 минут, в течение которых аудиогид будет рассказывать об ущелье, его истории и достопримечательностях. Вот на таком паровозике мы путешествовали, листайте
При посадке желательно занять место у окошка со стороны реки- народа набивается много, и рассмотреть все красоты Гуамского ущелья будет проблематично, тем более сфотографировать- в некоторых вагонах злые тёти-проводники строго следят за порядком и постоянно делают замечания тем, кто встаёт с места , пытается выглянуть в окно или высунуть руку с телефоном- безопасность прежде всего! Вагончик внутри
Дорога идёт вдоль реки Курджипс, в переводе с грузинского- "вода", из-за этого её иногда называют Грузинской. Сотни тысяч лет назад река пробила себе дорогу через горные хребты, образовав живописное извилистое ущелье с водопадами, порогами, бурлящими воронками среди отвесных скал, листайте
Поезд ползёт медленно, с одной стороны- отвесный берег, с другой- нависает скала, листайте
Есть несколько версий о происхождении названия Гуамское. В одном из переводов звучит как "затхлый воздух, или зловоние", в другом- "запах омелы". Омелу- растение-паразит, которой в этих краях предостаточно- нюхала, вроде она без запаха. Зловония в ущелье тоже не наблюдала- пахнет свежестью! Но есть ещё одна версия названия- по имени храброго воина Гуама, под предводительством которого в XVIII веке адыги одержали победу над турецкими завоевателями- они заманили их в это ущелье, начался камнепад, вход и выход завалило, турки оказались замурованными в ущелье, и ещё часть их погибло, упав в реку Курджипс...
Прибываем на станцию
И вся толпа устремляется гулять в ущелье- надеюсь, что в будние дни народа здесь всё-таки поменьше. Но всё равно интересно идти по шпалам и думать: а что там, за очередным поворотом? листайте
Всё пройти за час, разумеется, не успели, но хочу отметить несколько интересных мест.
Водопад Желаний- надо подойти, прикоснуться и загадать желание! Воду не пробовали, не знаю, можно пить её или нет, листайте
Мост через Сухую Балку
Во время Великой Отечественной войны здесь шли ожесточённые бои. Немцы рвались в Сочи, чтобы препятствовать их проникновению на Красную поляну через горы, партизанский отряд под командованием В.Стаканова дважды взрывал этот мост! Об этом свидетельствует мемориальная табличка
"Ошибка инженера". Во время строительства узкоколейки один из инженеров ошибся в расчётах, и дорога направлялась прямо в реку! В этом месте стоит большой камень, как "памятник ошибке"
Но дорогу надо было достроить,поэтому пришлось быстро исправлять ошибку, пробивая проход прямо через скалы
Чуть подальше стоит обелиск, посвящённый подвигу М.А.Дедовой
М.А.Дедова работала путевой обходчицей. В 1979 году сошёл сель, Мария в тот момент как раз обходила свой участок. Поняв, что катастрофы не избежать, она успела добежать до железнодорожной будки, позвонить на станцию и предупредить о сходе селя. Тем самым она спасла жизнь 178 пассажирам, состав с которыми должен был вот-вот тронуться в ущелье... К сожалению, самой ей выбраться не удалось.
Из толпы туристов, выгрузившихся на станции, сюда мало кто дошёл. Опять подумала о том, как было бы здорово пройти всё ущелье в тишине, небольшой компанией, никуда не торопясь, открывая всё новые и новые повороты! Ещё несколько фото
Но- пора возвращаться, чтобы догнать основную группу, которая не пошла так далеко, и успеть на обратный поезд!
Интересно, как тут зимой, когда снег? Действующие пути, видимо, очищают, а дальше, наверное, только туристы протаптывают дорогу...
Ещё про Адыгею в подборке