Найти в Дзене
Я там была

Выходные в Адыгее. Гуамское ущелье.

Посещение Гуамского ущелья часто входит в экскурсионную программу путешествия по Адыгее, но географически находится на территории Краснодарского края.

Идём к станции "Гуамка".

-2

Стоимость проезда и расписание, листайте

Во вторник и с 20.30 до 07.00 ежедневно (когда паровоз не ходит) дорога открыта для пеших прогулок. Мы выезжали в 09.30, обратное отправление у нас было в 11.00, но можно взять билеты на более поздний рейс или вообще в одну сторону, чтобы погулять подольше или вообще закончить прогулку в Мезмае. Билеты покупаются в кассе или онлайн, висят табло, на которых отражается количество свободных мест

-4

Сейчас прогулка на паровозике- аттракцион для туристов, а раньше эта дорога являлась частью Апшеронской железной дороги, которая была крупнейшей узкоколейкой на территории России и бывшего СССР. Дорога строилась в 1920-1930 годах силами заключённых для транспортировки древесины, а также использовалась как пассажирская. Протяжённость её составляла 59 км, которая с течением времени постепенно уменьшалась. Причин было множество- лесозаготовки сократились, кое-где проложили асфальтированные дороги, не хватало средств на содержание, периодически происходили природные катаклизмы- наводнения, оползни, снегопады. Сейчас паровозик с туристами проходит только 1,7 км, от станции "Гуамка" до станции "Урочище Монахово". Время в пути около 20 минут, в течение которых аудиогид будет рассказывать об ущелье, его истории и достопримечательностях. Вот на таком паровозике мы путешествовали, листайте

При посадке желательно занять место у окошка со стороны реки- народа набивается много, и рассмотреть все красоты Гуамского ущелья будет проблематично, тем более сфотографировать- в некоторых вагонах злые тёти-проводники строго следят за порядком и постоянно делают замечания тем, кто встаёт с места , пытается выглянуть в окно или высунуть руку с телефоном- безопасность прежде всего! Вагончик внутри

Дорога идёт вдоль реки Курджипс, в переводе с грузинского- "вода", из-за этого её иногда называют Грузинской. Сотни тысяч лет назад река пробила себе дорогу через горные хребты, образовав живописное извилистое ущелье с водопадами, порогами, бурлящими воронками среди отвесных скал, листайте

Поезд ползёт медленно, с одной стороны- отвесный берег, с другой- нависает скала, листайте

Есть несколько версий о происхождении названия Гуамское. В одном из переводов звучит как "затхлый воздух, или зловоние", в другом- "запах омелы". Омелу- растение-паразит, которой в этих краях предостаточно- нюхала, вроде она без запаха. Зловония в ущелье тоже не наблюдала- пахнет свежестью! Но есть ещё одна версия названия- по имени храброго воина Гуама, под предводительством которого в XVIII веке адыги одержали победу над турецкими завоевателями- они заманили их в это ущелье, начался камнепад, вход и выход завалило, турки оказались замурованными в ущелье, и ещё часть их погибло, упав в реку Курджипс...

Прибываем на станцию

-9

И вся толпа устремляется гулять в ущелье- надеюсь, что в будние дни народа здесь всё-таки поменьше. Но всё равно интересно идти по шпалам и думать: а что там, за очередным поворотом? листайте

Всё пройти за час, разумеется, не успели, но хочу отметить несколько интересных мест.

Водопад Желаний- надо подойти, прикоснуться и загадать желание! Воду не пробовали, не знаю, можно пить её или нет, листайте

Мост через Сухую Балку

-12

Во время Великой Отечественной войны здесь шли ожесточённые бои. Немцы рвались в Сочи, чтобы препятствовать их проникновению на Красную поляну через горы, партизанский отряд под командованием В.Стаканова дважды взрывал этот мост! Об этом свидетельствует мемориальная табличка

-13

"Ошибка инженера". Во время строительства узкоколейки один из инженеров ошибся в расчётах, и дорога направлялась прямо в реку! В этом месте стоит большой камень, как "памятник ошибке"

-14

Но дорогу надо было достроить,поэтому пришлось быстро исправлять ошибку, пробивая проход прямо через скалы

-15

Чуть подальше стоит обелиск, посвящённый подвигу М.А.Дедовой

-16

М.А.Дедова работала путевой обходчицей. В 1979 году сошёл сель, Мария в тот момент как раз обходила свой участок. Поняв, что катастрофы не избежать, она успела добежать до железнодорожной будки, позвонить на станцию и предупредить о сходе селя. Тем самым она спасла жизнь 178 пассажирам, состав с которыми должен был вот-вот тронуться в ущелье... К сожалению, самой ей выбраться не удалось.

Из толпы туристов, выгрузившихся на станции, сюда мало кто дошёл. Опять подумала о том, как было бы здорово пройти всё ущелье в тишине, небольшой компанией, никуда не торопясь, открывая всё новые и новые повороты! Ещё несколько фото

Но- пора возвращаться, чтобы догнать основную группу, которая не пошла так далеко, и успеть на обратный поезд!

-18

Интересно, как тут зимой, когда снег? Действующие пути, видимо, очищают, а дальше, наверное, только туристы протаптывают дорогу...

Ещё про Адыгею в подборке

Адыгея | Я там была | Дзен