Найти в Дзене
Есть чем заняться

Феномен электронного голоса (ЭГФ) Что это?

Феномен электронного голоса (ЭГФ), или «электронный голосовой феномен» (англ. electronic voice phenomenon), — появление на аудиозаписях шумов, напоминающих человеческий голос. Сторонники теории ЭГФ интерпретируют эти звуки как голоса духов, которые были либо непреднамеренно записаны, либо намеренно запрошены и записаны. Как работает: сторонники теории ЭГФ утверждают, что если записать «белый» шум — особый вид звуков, спектр которых равномерно распределён по всему диапазону частот, — то при воспроизведении можно распознать голоса умерших людей. Например, на записи, помимо голосов птиц, может быть слышен голос покойной матери или голос неизвестного человека, рассказывающего о повадках и особенностях птиц. Впервые предположение о существовании ЭГФ было предложено и исследовано шведским кинопродюсером Фридрихом Юргенсоном в 1959 году. Юргенсон записывал на магнитофонную ленту голоса птиц, но когда прослушал записи, то помимо голосов птиц обнаружил на ленте запись постороннего мужского го
Оглавление

Феномен электронного голоса (ЭГФ), или «электронный голосовой феномен» (англ. electronic voice phenomenon), — появление на аудиозаписях шумов, напоминающих человеческий голос. Сторонники теории ЭГФ интерпретируют эти звуки как голоса духов, которые были либо непреднамеренно записаны, либо намеренно запрошены и записаны.

Как работает: сторонники теории ЭГФ утверждают, что если записать «белый» шум — особый вид звуков, спектр которых равномерно распределён по всему диапазону частот, — то при воспроизведении можно распознать голоса умерших людей. Например, на записи, помимо голосов птиц, может быть слышен голос покойной матери или голос неизвестного человека, рассказывающего о повадках и особенностях птиц.

История

Впервые предположение о существовании ЭГФ было предложено и исследовано шведским кинопродюсером Фридрихом Юргенсоном в 1959 году. Юргенсон записывал на магнитофонную ленту голоса птиц, но когда прослушал записи, то помимо голосов птиц обнаружил на ленте запись постороннего мужского голоса на норвежском языке. Сначала Юргенсон подумал, что магнитофон случайно записал передачу одной из норвежских радиостанций, но навёл справки и выяснил, что в тот день ни одна из норвежских радиостанций не передавала в эфире программ подобного содержания.

С самого начала Юргенсон использовал микрофон, закрепленный на магнитофоне, и позволил устройству свободно двигаться. Он говорил громко, оставаясь в комнате, и делал паузы, чтобы дать возможность голосам звучать. Голоса были на смешанном языке: Юргенсон проводил мероприятия на шведском, немецком, русском, английском, итальянском и других языках. Он называл этот язык «полиглотом». По совету одного из записанных голосов, он продолжил фиксировать радиосигналы. Экспериментируя с настройками, он нашел оптимальное положение между 1445 и 1500 кГц. С тех пор частоту 1485,0 кГц называют «частотой Юргенсона».

В последние годы Юргенсон активно участвовал в различных проектах, включая телевизионный документальный фильм о Помпеях и четыре документальных фильма о древнем городе Салерно, а также о массовом беспричинном убийстве птиц в Италии и знаменитом феномене появления крови в Неаполе. В период с 1980 по 1986 годы Юргенсон работал над фильмом, который является обзором его жизни и профессиональной деятельности, особенно его исследований. Этот фильм можно рассматривать как своего рода наследие, отражающее его вклад в науку и культуру.

Научные объяснения

Учёные рассматривают ЭГФ как форму слуховой парейдолии — интерпретации случайных звуков как голосов на своём родном языке. Также существуют другие объяснения:

Апофения— восприятие закономерностей в случайной информации.

  • Артефакты при записи — например, помехи, которые могут накладываться друг на друга, порождая помехи, или эффекты, применяемые в экспериментах (шумоподавление, усиление или реверсирование).
  • Мистификации — некоторые записи «электронного голоса» могут быть созданы мошенниками или шутниками.

Опровержения

Наука не признаёт существование ЭГФ. Например:

  • Разные люди «слышат» на записях разное — при анализе самого сигнала никаких голосов там не обнаружено.
  • Есть сомнения в том, что с помощью ЭГФ можно связаться с миром мёртвых — если допустить, что мёртвые реально могут так общаться с живыми, то происходит это, скорее всего, в единичных случаях, когда нужно передать какую-то очень важную информацию или предостеречь о чём-то.