Шел четвертый год войны. СССР, 1983. Режиссер Георгий Николаенко. Сценаристы Георгий Николаенко, Александр Беляев (по повести А. Беляева "Тайна глухого леса"). Актеры: Людмила Савельева, Николай Олялин, Александр Збруев, Николай Ерёменко, Александр Денисов, Вячеслав Баранов, Лев Дуров и др. 14,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Георгий Николаенко поставило 12 полнометражных игровых фильмов и сериалов, два из которых («Шел четвертый год войны…» и «Досье человека в «мерседесе») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Маститый кинокритик, фронтовик Ростислав Юренев (1912–2002) на страницах «Правды» писал об этом фильме строго: «Шел четвертый год войны» … рассказывает о приключениях группы наших разведчиков, переодетых в эсэсовскую форму, в оккупированных фашистами лесах. Задача, стоящая перед разведчиками, окутана тайной, которая для меня так и осталась не вполне понятной: каким образом оккупанты намеревались затопить огромную лесную территорию, как рассчитывали заманить туда наши части, что предпринимали традиционные формы разведки. Неясность этих обстоятельств превращает фильм в цепь самодовлеющих приключений, причем доверчивость солдат и офицеров противника часто кажется неестественной. Некоторые приключения показаны динамично, другие же напоминают нечто много раз виденное. Мало свежих индивидуальных черт и в характерах героев. Главная героиня, военная переводчица, затянутая в отлично пригнанный фашистский мундир, в тонких нейлоновых чулках, с искусно подгримированными ресницами больше похожа на популярную актрису, чем на подлинную фронтовичку. Приключенческий жанр пользуется успехом у зрителей. Вполне возможно и закономерно решать его средствами и военную тему. Нужно только больше заботиться о правде человеческих характеров и сюжетных ситуаций, стремиться не столь к внешним эффектам и испытанным приемам, сколь к жизненной достоверности и идейной глубине» (Юренев, 1984: 3).
Мнения зрителей XXI века об этом фильме противоречивы:
«Фильм великолепен! Сюжет захватывающий и оригинальный! … Людмила Савельева прекрасно передала психологическую составляющую своей роли. как она держится весь фильм и срывается наконец на немце, который отказывается говорить, – в её речи, этих пощёчинах ему прорывается глас всего советского народа! и когда она, понимая, что жить им осталось минуты, выходит в эфир, и девушка–радистка записав сообщение, начинает плакать, действительно начинаешь тупо реветь вслед за ней... Фильм потряс и запомнится навсегда. Не знаю, смогу ли посмотреть ещё раз, но это только вопрос силы эмоций, которые были вызваны последней сценой: будто умирала вместе с ними» (Нина).
«Очень "правильный" и предугадываемый сюжет. Очень "правильные" и стандартные характеры. Такое себе шаблонное советское кино о войне, но.... Песню из этого фильма практически помню наизусть с детства – очень трогает. И всегда реву, в последней сцене, когда парень–водитель пытается держать себя в руках, глядя на командира у которого нет слез, но не сдерживается и плачет навзрыд» (Наташа).
«Фильм действительно не шедевр, но пару примечательных моментов он имеет: 1) потрясающая песня, которая берет за душу; 2) сильная последняя сцена, где погибают главные герои и показана реакция героя Олянина на произошедшее. При это фильм смотрится очень хорошо на фоне сегодняшних поделок о Великой Отечественной войне» (С. Дементьев).
«Ничего выдающегося в этом фильме не вижу. … ну так, средненький и не весьма напрягательный фильм. Малозапоминающийся. Как номер отработали, сняв очередной про ВОВ. Напоминает "Мерседес уходит от погони" и по сюжету недалече и такой же – одноразовый» (Зашел…).
Киновед Александр Федоров
Охота на дракона. СССР–Никарагуа, 1987. Режиссер Латиф Файзиев. Сценарист Николай Иванов. Актеры: Алишер Пирмухамедов, Мирдза Мартинсоне, Альберт Филозов, Баходыр Юлдашев, Борис Зайденберг, Лембит Ульфсак и др. 15,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Латиф Файзиев (1929–1994) поставил 20 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Приключения Али–Бабы и 40 разбойников», «Легенда о любви», «Охота на дракона») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В политическом детективе «Охота на дракона» рассказывается история о том, как американцы хотят свергнуть правительство одной из латиноамериканских стран (прозрачный намек на Никарагуа) с помощью нового оружия, способного вызывать ураганы… Правда, в обычной жизни спецслужбы США и американские десантники как–то обходились более традиционными методами, но ведь кино на то и кино!
Кинокритик Мирон Черненко (1931–2004) на страницах «Спутника кинозрителя» написал о художественном уровне этого фильма с мягкой иронией (Черненко, 1987: 6–7).
А вот зрители «перестроечного» СССР посмотрели эту ленту с интересом, хотя, разумеется, этот интерес был бы вдвое больше, если бы успел выйти года на три–четыре раньше…
Киновед Александр Федоров
Исправленному верить. СССР, 1959. Режиссер Виктор Жилин. Сценарист Даниил Храбровицкий. Актеры: Владимир Гусев, Майя Менглет, Георгий Жжёнов, Григорий Михайлов, Борис Сабуров и др.
Режиссер Виктор Жилин (1923–2002) поставил семь полнометражных игровых фильмов, но в тысячу самых кассовых советских кинолент из них удалось войти лишь детективу «Исправленному верить».
Выйдя из тюрьмы, Андрей хочет жить честно, но это оказалось не так просто…
Сегодняшние зрители относятся к этой ленте, сочетающей элементы детектива и драмы, тепло:
«Очень люблю этот редкий незатертый фильм, напоминает чем–то "Верьте мне, люди" с Лавровым, тоже реабилитация и становление нормальной жизни. Вообще, немножко завидуешь героям этих фильмов: такая любовь, верность, искренность и преданность друг другу у них, что радость на душе при их просмотре» (Марина).
«Особый акцент ставится в этом фильме не на подготовку/совершение преступления, и его последующее искромётное раскрытие, а на показе характеров и внутреннего мира персонажей. Поэтому стилистически "Исправленному верить", по–моему, ближе к "Делу Румянцева", чем, например, к "Делу № 306" (Г. Воланов).
«Случайно попала на этот фильм на городском телеканале. Увидела, что 50-е, моё любимое время... Прекрасно, что черно-белый, как будто пленку своей жизни отмотала. Сюжет не увлек, любовалась актерами - Жженовым, Менглет, Сабуровым, атмосферой той жизни. Довольна» (Ирина).
«Мне тогда было 18. Я был влюблён, весь мир для меня был открыт и доброжелателен, а фильм "Исправленному верить" стал небольшой, но важной частичкой собственной жизни» (Владимир).
Киновед Александр Федоров