№33/2025. Нужно чётко понимать, какой результат ты хочешь получить. Метааналитическое очарование может привести к разочарованию.
Всем привет!
Давайте этот выпуск начнём сразу с опроса. Много ли в комьюнити druzhinin audio участников, которые строят свои аудиосистемы осознанно? То есть уже нашли «свой звук» и развивают тракт согласно заданной траектории?
Написали в комментариях? Ок, тогда продолжаем.
Накину: а кто вообще сказал, что «свой звук» — это константа? :) Я, например, несколько раз пересматривал представления о прекрасном, к тому же, весьма существенно. Один из таких «сломов» произошёл в 2019-2020-х гг., когда наступил период охлаждения к винтажной технике, которую до этого считал top-of-the-top.
Поиск нового референса занял ещё несколько лет. Чтобы найти заново «свой звук», я переслушал все доступные в ближнем и дальнем окружении системы, посетил выставки и студии звукозаписи. Слушал, прежде всего, акустические системы (АС) — как ключевой звукоопределяющий элемент.
Итогом стало приобретение в начале 2022 г. Vandersteen Model 2Ce Signature II [TTX]. Планка выросла, и под эти колонки стал пересобираться остальной тракт.
Запрос
Один из участников комьюнити druzhinin audio сейчас находится на таком же этапе «слома», как и я шесть лет назад. До последнего времени он отдавал предпочтение напольникам-«столбикам» и перебрал их уже немало (Neat Acoustics, Spendor, Dynaudio и пр.). С запросом «это всё не то пальто» и «хочется чего-то другого» он и обратился ко мне. Вернее, в сухом остатке этот запрос выглядел так. А дословно формулировка включала тезисы: «на форумах пишут, что винтажные JBL — просто чума» и «давай съездим послушаем у одного чувака в системе».
Я мог бы, конечно, сразу выдать базу (тем более, звуковые предпочтения у нас во многом схожи). Но тогда получится: моё слово против многоголосия форумных «винтажистов» — отнюдь не равный бой. Куда нагляднее всё это демонстрировать, как говорится, «наживую».
Итак, прослушивание проводилось в системе, инсталлированной в офисном пространстве. Фотографии сделаны с разрешения владельца, персональные данные участников не раскрываю.
Вечер в музее
Система, кстати, не просто винтажная, а музейная. Акустические системы: JBL Model L112 [TTX] — год выпуска ~1980-1982, США. Усилитель ламповый The Fisher X-101-B [TTX] — выпускался в течение всего трёх лет, с 1959 по 1961 гг., США (+понижающий трансформатор «Штиль»).
И только источник разбавляет эту олдскульную компанию: «малинка» с цифро-аналоговым преобразователем (ЦАПом) на борту PI2MEDIA 502DAC [TTX] — на платформе Volumio [site].
Ухх! Такой древности из 60-х я ещё не слышал. Впрочем, усилитель прошёл техобслуживание и замену ламп в конце 2010-х гг. и полностью функционален (даже регуляторы не «шуршат»). Тогда же были заменены и задубевшие подвесы на колонках. Кроссоверы при этом не трогали — и, наверное, зря (но об этом позже).
Никакой аудиофилии: «малинка» на импульсном блоке питания, межблочный RCA-кабель от позабытого мастера-хэндкрафтера, акустический — стандартная «лапша» начального уровня из сетевого магазина типа MediaMarkt (когда-то они работали и у нас тоже — подзабыли уже, наверное?).
Играет система тепло, атмосферно, по-меломански — и полностью устраивает её владельца. Слушается она, напомню, в офисе.
Прослушивание
Первое, что сказал мой спутник на середине самого первого тестового трека: «А где же низ?». И это было сразу попадание в яблочко.
Фазинверторные напольники из 1980-х — неважно японские ли они, американские ли, а то и вовсе советские S-90 — имеют проблемы в НЧ-регистре. Правильнее было бы даже сказать, что они его не имеют :) Нет, в паспорте вы прочтёте и про 40 Гц, и про 20 Гц — и это даже не будет ложью. Вопрос только, на каком уровне громкости воспроизводятся эти частоты.
В реальности же примерно на 55-50 Гц у таких колонок начинается резкий спад. И профилактика кроссовера здесь вряд ли поможет. Даже приснопамятные Sansui S-65 с отдрюченными потрохами на замерах показывали спад на 55 Гц (вангую, сейчас кто-то удивился слову «замеры», а ведь это тоже база: измеряемые параметры — замеряем, неизмеряемые — описываем).
Меня же у JBL больше беспокоили верхняя середина и ВЧ. Слитность «на верхах» как корова слизала: я упорно слышал работу ВЧ- и СЧ-драйверов обособленно, звук не хотел отвязываться от колонок. Всё это вкупе с жёсткостью, навязчивостью и крикливостью уже явно сигнализировали о проблемах с кроссоверами.
Но это если аудиофилить, а если просто слушать музыку — relax, take it easy. Особенно джаз или старый рок.
Второй сюрприз нас ожидал, когда мы попросили включить тонкомпенсацию на усилителе. Но оказалось, что она уже включена! Отключение оной окончательно повергло моего спутника в уныние.
Резюмируя
Можно, конечно, отпрофилактить кроссоверы, заменить акустические кабели или даже подключить современный усилитель. Колонки будут играть чуть лучше, добавится слитность, сгладится визгливость — но характер звука останется прежним. И спад НЧ на 55-50 Гц никуда не денется... Да и не в этом дело даже.
Просто всему своё время. И колонки из начала 1980-х не исключение. Это не хорошо и не плохо. Но нужно чётко понимать, какой результат ты хочешь получить. Если тяготеешь к актуальному звуку (ищешь глубокий низ, помышляешь о хайэндной прозрачности и голографической сцене, оперируешь понятиями «читаемость» и «разделение инструментов»), то винтажные АС — совсем не то направление, в котором стоит двигаться.
При этом можно понять и «винтажистов», даже ортодоксальных, которые уверены, что копать аппараты нужно только тогда, когда из усилителя начинает идти дым. Они нашли «свой звук», и с удовольствием делятся своими впечатлениями на форумах.
Вот только в этих отзывах они используют специфический понятийный аппарат. При отсутствии единых стандартов в аудио — легко оказаться сбитым с толку.
Расставить точки над «i» позволит самостоятельное прослушивание — ведь предпочтения каждого слушателя индивидуальны и субъективны. Хорошим подспорьем может стать привлечение внешнего консультанта с опытом и наслушанностью. Всё остальное — метааналитика и тлен. А от метааналитического очарования всего лишь шаг к разочарованию. В том числе, от напрасно потраченных денег.
«Я думал, будет чудо», — резюмировал мой визави. Но чудес не бывает.
ПС. Чтобы не прослыть «винтажененавистником», оставлю ссылку на соответствующие устройства в системе druzhinin audio.
***
Не пропустите отчёт о выездной сессии, в рамках которой проходила юстировка аудиосистемы участника нашего комьюнити:
Нужна помощь с подбором или настройкой аудио-компонентов? Требуется консультация или внешний аудит системы? Обращайтесь.
Медиапроекты druzhinin audio: сайт | Дзен | Telegram | рекорд-лейбл Lost Tapes