С 27 ноября начинается состязание самых шустрых новинок — на экраны выходит аниме «Стометровка». Это экранизация одноименной манги 2019 года и одно из самых интересных аниме года. В том числе и с технической стороны — проект создавался несколько лет и с помощью сложных анимационных технологий. Кинокритик Елена Зархина рассказывает о «Стометровке», в которой состязательный спорт устраивает гонку двух мировоззрений
В центре сюжета «Стометровки» два школьника, Тогаси (в русском дубляже его озвучил Дмитрий Чеботарев) и Комия (в локализованной версии герой разговаривает голосом Александра «Sharon» Игнатенко). Ребята сближаются на почве обоюдного интереса к бегу. Только если Тогаси — профессиональный бегун с большими спортивными перспективами и намерением стать чемпионом, то Комия бегает ради личного удовольствия. Отношение к спорту отражает характеры героев: Тогаси — экстраверт, коммуникабелен и целеустремлен, Комия — флегматичный герой-одиночка, который бегает, по его собственным словам, потому что «во время бега мир вокруг размывается и так становится легче».
Внезапно Комия переезжает и друзья на несколько лет теряют связь, но встречаются спустя время снова — и сразу на беговой дорожке стадиона, где им предстоит продемонстрировать свои умения и технику. Комия по-прежнему лишен больших амбиций, но внутреннего запала хватает, чтобы не уступать профессиональным бегунам, относящихся к этому спорту с большей серьезностью. Тогаси же при всем его упорстве чувствует, что не может прыгнуть выше головы: технически он достиг личного максимума и о дальнейшем развитии, а также заветном чемпионстве, видимо, придется забыть.
«Стометровка» — экранизация одноименной манги от известного японского художника Уото. Ее адаптацией занимались несколько лет, а режиссуру доверили Кэндзи Иваисаве, прежде снявшему музыкальное аниме «Онгаку: Наш звук». Это была история про панк-группу, участники которой прежде не держали в руках музыкальных инструментов. Несмотря на жанровое различие, между обоими проектами постановщика есть ощутимое сходство — они об аматорах, мечтающих стать профессионалами. Хотя в «Стометровке» это стремление дробится, сталкиваясь с разными мировоззрениями, олицетворяемыми главными героями.
Тогаси не представляет жизнь без бега, с помощью которого, в том числе, годами идентифицирует себя: он спринтер. Хотя с годами эта установка пошатнулась: тренер предлагает уйти из профессионального спорта, потому что юный герой достиг максимума и уперся в потолок, рискуя угробить свое здоровье. Стать лучше и быстрее на треке у него вряд ли получится. В поисках успокоения и поддержки он обращается к старшим товарищам, подсказывающим, что бег — не смысл жизни. И если одолели сомнения, можно смело сойти с дистанции не опасаясь чужих насмешек и непонимания — действие, на которую Тогаси никак не может решиться.
«Стометровка сжимает твою жизнь в одно мгновение. Лишний сантиметр или грамм может тебя уничтожить. И все же нигде такой эйфории, как в этом коротком забеге не испытать», — наставляет Тогаси легкоатлет постарше — тот, кто уже неоднократно достигал финишной прямой первым и теперь готов немного сбросить скорость. (Кстати, одного из героев, Кайдо, в русском дубляже озвучил Дмитрий Тарасов — сооснователь Бегового сообщества и директор Московского Марафона. Так к созданию локализованной версии фильма подключились люди, для которых спорт — если не смысл жизни, то ее важная часть. И о беге они знают все).
Комия, напротив, относится к бегу и спорту как таковому максимально просто, без иллюзий. Он бегает просто потому что ему это нравится, одинаково спокойно переживая свои успехи и неудачи на треке. Во многом добежать так далеко в различных соревнованиях ему удается благодаря этому легкому отношению к жизни и своему делу — герою неинтересны чемпионство и победы. Он наслаждается самим процессом. Так, «Стометровка» выводит на общий трек персонажей, которые не просто проходят путь от дружбы до непримиримого соперничества, но и которые кардинально по-разному воспринимают жизнь, спорт и себя в нем.
В аниме и манге есть отдельный поджанр — «спокон», посвященный героям-спортсменам и их достижениям. Спокон делится на различные подвиды — в зависимости от вида спорта (напомним, что в Японии один из самых популярных видов спорта — это бейсбол, в котором японцы с легкостью обойдут американцев, изобретших его), но жанр объединен общей целью — подсветить победоносный дух любого соревнования. Прямая задача спокона — вдохновлять, потому что в финале таких сюжетов герои обязательно достигают поставленной цели. Говоря проще, спокон не терпит поражений.
«Стометровка» в этом смысле кажется проектом особенным, потому что отказывается воспевать обязательность победы в спорте. И вообще избегает традиционных спортивных речевок и мотивационных установок. Здесь более опытные спортсмены наставляют молодое поколение монологами о том, что важнее всего в жизни сама жизнь и если спорт приносит удовольствие, занимайся им. Но если ты утратил к нему интерес, не бойся отказаться от спортивной карьеры, чтобы найти себя в чем-то другом.
По-своему уникальна «Стометровка» и с технической точки зрения. Проект выполнен в сложной технике ротоскопии — анимации, при которой мультипликационно покадрово перерисовывается отснятый на пленку материал с настоящими актерами. Это позволяет достичь в кадре максимальной убедительности движений героев, их динамичности. Для этого в создании «Стометровки» участвовали реальные спортсмены, в том числе и Нобухару Асахара — легенда японской легкой атлетики, выступавший на четырех Олимпийских играх подряд. А на создание одной из самых лучших сцен фильма — забега под проливным дождем с надрывными закадровыми гитарными рифами и зашкаливающим напряжением — потребовался один год и около 10 тысяч эскизов. Таким образом «Стометровка» и от своих авторов потребовала олимпийской выдержи.
В итоге получился яркое и нетрадиционное аниме о спорте, по-философски разрешающее проиграть и смотрящее на бег с самурайским спокойствием. А у самурая, как известно, нет цели, только путь. Путь героев «Стометровки» не ограничивается длиной трека и протягивается далеко за его пределы — туда, где прекращается самоистязание и горечь от поражения, но начинается чистое удовольствие от «полета» — забега, в которым ты свободен здесь и сейчас.