Всем привет, на связи Анкико:) Для игроманов на ПК из середины-конца нулевых эти слова должны быть знакомы. А некоторые и вовсе оставили у себя негативные воспоминания об этом сервисе. Речь сейчас пойдёт о ныне забытом онлайн-сервисе Games for Windows Live (GFWL).
Предисловие
Компания Microsoft известна не только своим созданием операционной системы Windows, но ещё и игровыми консолями Xbox. Спустя год после выпуска самой первой консоли Xbox, в 2002 году, корпорация Microsoft начала рекламировать всем и вся свой онлайн-сервис, который получил название Xbox Live. Благодаря ему игроки могли покупать игры, дополнения, получать обновления, и самое главное, играть по сети. Но это удовольствие стоило не дёшево: игра по сети входила в платную подписку, которую нужно оплачивать ежемесячно/ежегодно. Такая система действует и по ныне, и к сожалению японцы из Sony тоже взяли её на вооружение при выпуске PlayStation 4 в 2014 году.
Но возвращаемся к ПК. Перед Microsoft стоит непаханое поле, где можно развернуться вдоль и поперёк. И провернуть такую же идею, какая была реализована в приставках Xbox: сделать свой онлайн-сервис. Да не простой, а который также рассчитан на объединение пользователей как ПК, так и Xbox 360 (уже к тому времени вышла консоль нового поколения). И на бумаге всё это выглядело великолепно. Серьёзно. Ещё в те времена думали, а как можно поиграть людям, если у одного только ПК, а у другого консоль?
Но в реализации этой идеи всё вышло немного иначе. Сам сервис стал доступен в мае 2007 года, одновременно с выходом игры Shadowrun, - игра, вдохновлённая Counter Strike. Она одна из немногих игр, где реально используется кроссплатформенность, на одном сервере могут находится игроки на ПК и консоли. Хотя сервис должен был запуститься с переизданием консольного эксклюзива Halo 2, но что-то пошло не так и релиз задержался на несколько недель.
С этого момента Microsoft пытался насадить свой сервис на многие игры, заключая с их издателями сделку. Таким образом, этот сервис работал в таких играх как: Fallout 3, FlatOut Ultimate Carnage, Kane and Lynch Dead Man, Gran Theft Auto IV, Hour of Victory, Lost Planet 2 и другие.
Проблемы с этим сервисом
И вот казалось бы, Microsoft предоставил игроманам на ПК сервис такой же, как и на Xbox, где можно играть друг с другом, покупать и скачивать из магазина игры в том числе и за баллы, где ещё в некоторых моментах можно получить одну игру на две платформы (если они у вас есть), и где ещё кое-как работала кроссплатформенность... Но что могло пойти не так? И почему геймеры были недовольны самим сервисом?
Плати за мультиплеер
Начнём с того, что Microsoft хотела построить такую же экосистему, как и на консоли Xbox. В том числе привить пользователей на ПК платить за мультиплеер. Игроки на ПК отказались платить за мультиплеер. Возможно повлиял демарш игроков, а может конкуренты подсуетились, но всего спустя год с небольшим Microsoft заявила, что мультиплеер для игроков на ПК стал бесплатным.
Сохранения? Какие сохранения? Ничего не видел. Играй сначала, значит!
Продолжим тему техническими проблемами. По сути GFWL - одна сплошная ошибка. Сервис чуть ли не требовал постоянного онлайна, даже если ты играл в одиночную игру. Вот так работает система DRM, которая таким образом проверяет, лицензионная ли у тебя игра. А также на онлайне подвязаны и сохранения, и вообще возможность сохраняться. Если вылетаешь по каким-то причинам из сервиса, то и сохранения для определённой игры становятся недоступными. Лично видел много жалоб от пользователей на форумах в сторону таких игр как Resident Evil 5 и GTA IV, которые говорили о поломанных сохранениях.
Не для старомодных
Сервис продвигался в то время только для пользователей Windows Vista, которая вышла на несколько месяцев раньше GFWL. Скажем так, на Висту Microsoft возлагали большие надежды и в теории она должна была стать лучше, чем XP. Но по иронии судьбы Висту встретили в штыки, прежде всего за плохую оптимизацию ОС. Не все обновлялись с XP на Vista и продолжили сидеть вплоть до выхода легендарной Семёрки. Таким образом игроки с Windows XP не могли воспользоваться сервисом, потому что GFWL тупо не устанавливался им на компьютер. Потом, конечно, ввели поддержку для XP.
Баним за модификации! Своих не видим!
Под раздачу попадали и те пользователи, которые в игру с поддержкой GFWL установили модификации. Система распознавала сторонние файлы как попытку взлома игры, что приводило к блокировке пользователя. Не любит у нас сервис моды. А вот если они бы продавались через GFWL, то глядишь было бы другое дело. Но даже и так могут возникнуть проблемы. Бывали случаи как минимум с Fallout 3, когда вроде бы купил все официально вышедшие DLC к игре в Steam, а GFWL их просто не видит, как будто их нет.
Заметили маленький лаг? Завершаем онлайн сессию
Ну и завершим работой онлайна в играх в принципе. Работал он весьма плохо. Если на сервисе наблюдалась проблема, то по одному знакомому месту идёт всё, что связано с GFWL. Бывали моменты, когда даже малый разрыв соединения моментально останавливал игровую онлайн сессию, выкидывая игрока в лобби или главное меню. А игроки Street Fighter IV на релизе прекрасно помнят, как они "замечательно" играли в сетевые матчи.
Есть ещё и подвязанные к GFWL игры, которые с ним и ушли. Как минимум можно вспомнить Fable 3, который сейчас официально на ПК нигде не купить (уже не говоря о дополнительном контенте, который был доступен только в GFWL), и по слухам, на релизе игры на ПК игроки сталкивались с проблемами запуска, что опять таки же хорошо говорит о работе сервиса даже спустя столько времени после начала его работы (работать начал в 2007, а игра вышла в 2011 на ПК).
А я забыл...
Ещё можно вспомнить такую проблему. GFWL постоянно забывал пароли к профилю, и если даже ты введёшь пароль правильно, то тебя система не пропустит. А при попытке сбросить пароль и написать абсолютно тот же самый, то система запретит это делать, мол "старый пароль не учитывается". Касается это как онлайн профиля, так и локального. Заходить приходилось по несколько раз, лишь после многочисленных попыток система позволяет зайти в профиль.
Можно не надо?
Спустя всего лишь несколько лет после запуска сервис получил дурную репутацию среди игроков. Возможно это даже понимали и сторонние издатели, поэтому с каждым годом выходило всё меньше новинок, которые работали с GFWL. Был случай в 2012 году, когда издатель Bandai решил выпустить Dark Souls на ПК, используя сервис GFWL. Игроки встретили новость крайне негативно, один из фанатов даже создал петицию, чтобы игра не использовала этот сервис. Но увы и ах, в первое время изменений не было никаких и игроки были вынуждены смириться с ним.
И ты, Брут?
Как ни странно, но среди потерявших веру в GFWL записались и само игровое подразделение Microsoft, когда они совсем неожиданно начали выпускать свои игры в Steam с 2012 года. И хотя Microsoft активно опровергала слухи о закрытии GFWL, многим уже стало очевидно, что сервис вскоре уйдёт на свалку истории. Эта версия активно подтверждалась тем, что будущие проекты Microsoft Studios, Iron Brigade, Mark of the Ninja и Deadlight были выпущены только в Steam, минуя GFWL чуть более, чем полностью. Ace Combat: Assault Horizon и Ms.Splosion Man стали единственными играми, выпущенные в GFWL в 2013 году.
Закрытие
В августе 2013 года закрылся магазин в GFWL и отменили местную валюту, а позже служба поддержки Age of Empires Online опубликовала пост, в котором сказала о прекращении работы самого сервиса с 1 июля 2014 года. И хотя Microsoft также выпустила опровержение закрытия сервиса, но смысла уже это не имело. С 2014 года GFWL работает в законсервированном режиме, и впоследствии о нём забыли окончательно спустя годы.
И вроде бы должен быть счастливый конец, Happy End... Но не тут то было. GFWL ушёл в историю, но постоянно давал о себе напоминать. В выпущенных под маркой GFWL играх до сих пор была их система, которая при запуске требовала зайти в свой профиль. Т.к. GFWL уже после 2014 года никак не обновлялся и не поддерживался, то весьма затруднительно было пользователям на ОС Windows 10, вышедшая после прекращения поддержки GFWL. Сообщество игроманов помогало друг другу исправить ошибки и сделать свои костыли. Иногда получалось, а иногда нет. На протяжении многих лет GFWL был встроен во многих играх, а издатели не чесались их оттуда убирать.
К примеру, лишь в 2020 году Rockstar Games перевыпустила GTA IV в Steam, удалив оттуда GFWL. Правда, издателем был ещё выпилен и онлайн режим, но зато они добавили достижения в steam-версии. Спустя год GFWL был вырезан из Fallout 3, что в теории могло решить проблему с появлением DLC, но теперь встал вопрос о сторонних модификациях. В 2023 году Capcom удалила GFWL из игры Resident Evil 5, добавив туда локальный кооператив. А в 2025 году тоже самое сделала и с Lost Planet 2. Однако тут как в случае с GTA IV, издателем был вырезан и онлайн-режим. В 2024 году FlatOut UC тоже лишилась GFWL, и по аналогии с предыдущими играми и мультиплеера.
А чего они ждали?
По моему личному мнению, Microsoft сначала хотела распиарить свой сервис там, где это возможно. Продавить или оплатить рекламу, чтобы он был чуть ли не в каждой игре. Чтобы им пользовались также, как на Xbox, собрав при этом аудиторию своих продуктов. Ну и ещё стать монополистом в этой сфере. А уже потом думать, как чинить и оптимизировать работу серверов. Но с консолью у них это получилось, а вот с ПК нет.
И причина этому проста: у пользователей ПК куда больше свободы, нежели для консольщиков. Ведь это логично, что при закрытой архитектуре работает только твой магазин и твои правила. Пользователям просто некуда деваться, если они являются обладателями консоли Xbox. А вот у игроманов на ПК выбор был. Как нетрудно догадаться, близким конкурентом GFWL был Steam. Где всё работало если не идеально, то адекватно. Магазин, рекомендации, форум, центр сообщества, мастерская... Steam стал не просто магазином игр, а полноценной игровой соц.сетью, где у владельцев (как минимум у Габена Ньюэлла) всегда был прагматичный подход в первую очередь к клиентам. Нежели то, что было видно в сервисе GFWL. Большинство прекрасно понимали, что Steam объективно лучше. И игроки, и разработчики. А с учётом того, что GFWL никак не развивался и не улучшался, судьба для него была уже предрешена.
Но не смотря на горький опыт, Microsoft не оставил своих попыток сделать свой онлайн-сервис по объединению двух платформ. И это дало свои плоды. В будущем консольных хиты Microsoft будут выпускаться также и на ПК. Сам сервис Xbox Live стал работать с пользователями ОС Windows 10 и 11. Покупая игру в Microsoft Store, можно также получить версию как для консоли, так и для ПК. А также для пользователей ПК работает подписка Game Pass. Работает она по принципу подписки на условный КиноПоиск, за определённую сумму в месяц получаешь доступ к играм, которые можно устанавливать и играть. Кроссплатформенность реализована в виде программы Xbox Play Anywhere. Хоть не все игры она поддерживает, но оно хотя бы работает, в отличии от ситуации с GFWL.
Вот и получается, что Microsoft, используя иной подход, чуть не потеряла свою долю присутствия на рынке онлайн сервисов на ПК. Не смогла её полностью захватить из-за собственных ошибок, в то время как Steam не страдал наполеонскими планами, а просто делал свою работу, что собственно оценили игроки по всему миру. Старое поколение ещё помнит те времена, когда у них была головная боль, пытаясь поиграть в игру с этим сервисом, но новое поколение уже не помнит об этом. Возможно, это и к лучшему.
_________________________________________________________________
Подписывайтесь на мои другие каналы и сообщества:
* Канал на YouTube
* Канал на RuTube
* Канал на ВК Видео
* Канал в Telegram
* Игровой канал в Дзене
* Финансовая поддержка (на развитие канала)