Найти в Дзене

Половина преподавателей ходят на обучение, которое им почти ничего не дает: Евгения Опфер награждена медалью РАО за исследование о качестве

Преподаватели российских вузов активно записываются на курсы и семинары, но нередко выбирают программы, которые мало помогают в повседневной работе. Только 56% уверенно используют цифровые инструменты в обучении, а своей подготовкой в области исследований довольны 47%. Исследование основано на данных всероссийского исследования «Профессиональные стратегии преподавателей высшей школы в современной России». В опросе участвовали 2700 преподавателей из 22 университетов. Большинство из них признаются, что накапливают часы обучения, но не видят, чтобы это помогало решать практические задачи. Евгения Опфер поясняет, что подобная ситуация часто возникает там, где у университета нет простой и понятной системы, которая помогает преподавателю увидеть свои дефициты и выбрать действительно нужное обучение. 
В исследовании выделены закономерности и принципы профессионально-личностного развития преподавателей вузов, которые, по мнению автора, могут решить проблему достройки профессиональных компетен

Преподаватели российских вузов активно записываются на курсы и семинары, но нередко выбирают программы, которые мало помогают в повседневной работе. Только 56% уверенно используют цифровые инструменты в обучении, а своей подготовкой в области исследований довольны 47%.

© из личного архива
© из личного архива

Исследование основано на данных всероссийского исследования «Профессиональные стратегии преподавателей высшей школы в современной России». В опросе участвовали 2700 преподавателей из 22 университетов. Большинство из них признаются, что накапливают часы обучения, но не видят, чтобы это помогало решать практические задачи. Евгения Опфер поясняет, что подобная ситуация часто возникает там, где у университета нет простой и понятной системы, которая помогает преподавателю увидеть свои дефициты и выбрать действительно нужное обучение. 

В исследовании выделены закономерности и принципы профессионально-личностного развития преподавателей вузов, которые, по мнению автора, могут решить проблему достройки профессиональных компетенций. 

Эксперты выделили три распространенные стратегии. Одни идут на любые курсы, лишь бы закрыть обязательные показатели. Другие участвуют в мероприятиях ради общения и новых контактов. И только самая маленькая группа действует осмысленно — выбирает программы, которые подходят под их задачи, и именно у этих преподавателей заметен результат. 

Выводы исследования использовали в восьми российских вузах: в каждом оценили компетенции преподавателей и сопоставили результаты с тем, что важно самому университету. После этого для составили план стажировки — так, чтобы учесть и приоритеты вуза, и реальные потребности человека. Всего в проекте участвовали больше 300 преподавателей. 

За эту работу Российская академия образования наградила Евгению Опфер медалью «Молодым ученым за успехи в науке». В 2025 году такую награду в области педагогики и психологии получили семь исследователей.