Когда игра советует «пойти потрогать траву»
Франшиза немецкой Blue Byte, а ныне Ubisoft Mainz обходила меня стороной. Anno 117: Pax Romana стала для меня первой игрой серии — и теперь хочется попробовать остальные части. Этот экономически-градостроительный симулятор пробудил чувства, которые я испытывал в Crusader Kings 3 и старых играх Сида Мейера. Еще один ход — и точно спать. Прошло 25 часов, а игра предлагала выйти и проветриться.
Покуда Колизей неколебим
В Anno 117 игрок — наместник Рима и пытается превратить островную провинцию в процветающий город. В сюжетном режиме разворачивается драма с интригами и предательствами, но есть и обычная для жанра «песочница». На начальных этапах строим простые дома, возводим лесопилки и добываем ресурсы вроде древесины. Когда число жителей подрастет, игра углубляется.
Крестьянам нужно кушать, одеваться и как-то развлекаться. Для удовлетворения каждой потребности необходимо выстроить полноценную цепочку производства. Например, чтобы сшить рубашку, потребуется пастбища для овец и поля льна. И в дальнейшем системы только усложняются.
Чем больше построек, тем сильнее зависимость от количества и качества населения. Провинции требуются образованные люди, и крестьяне со временем повышают социальный статус. У нового вида подданных появляются новые потребности. Им уже недостаточно каши и лохмотьев — плебеи хотят мыла и сандалий.
Уже с первых этапов необходимо продумывать расположение кварталов и сообщение производственных районов с жилыми, а также следить за показателями благосостояния вроде пожароопасности, радости населения и его здоровья. Если жители голодают — вспыхнет бунт.
Как-то я построил много домов, но не позаботился о новых лавках кашеваров — и крестьяне устроили погромы из-за каши. Забывать про пожарные станции, медицинские постройки и корпусы городской стражи не стоит.
В Anno 117 отличное обучение и понятный интерфейс, но не лучшая навигация в цепочках производств. Например, у меня достаточно кузниц для создания мечей, но кликнуть по отдельной иконке железа, чтобы построить рудники я не могу. Приходится открывать всю цепочку производства клинков, чтобы найти нужное здание.
Великий Рим стоит неколебимо
И вот мы достигли некоторых успехов. Наняли легионеров, построили несколько кораблей, но не можем обеспечить население оливковым маслом. Оливы нет на нашем острове, но на соседнем управляют своими городами другие наместники. С ними можно как торговать — так и воевать.
Соседи решают проблемы с нехваткой товаров, заключают оборонительные союзы, покупают излишки ресурсов и выдают задания. Если, конечно, наместники хорошо друг к другу относятся. На репутацию влияет сила армии, здоровье населения и даже крепость веры.
По теме:
Да, в Anno 117 необходимо выбрать бога-покровителя из римского пантеона: от Нептуна до Марса. Каждый дает различные бонусы в зависимости от числа последователей. И если сосед поклоняется Меркурию, а ваши подданные предпочитают Минерву, то подружиться будет трудно.
Но все-таки провинция способна обеспечить себя самостоятельно — можно присвоить богатый ресурсами незаселенный остров. В одной из партий жителям не хватало лаванды. Исследовав море, я нашел место для новой провинции, которая наладила поставки необходимых материалов в административный центр.
Но рухни Колизей — и рухнет Рим
Так получилось, что мои провинции не отличались пожароустойчивостью и довольством населения. Но соседи все равно меня любили и уважали — наверно, за мощнейший флот, сильную армию и развитую науку. Я построил так много образовательных учреждений, что очень быстро открыл все древо исследований.
Параллельно я наладил отношения с императором, который непосредственно на игровой карте не присутствует, но незримо властвует над всеми провинциями. Можно стать фаворитом властителя, и он вознаградит деньгами, ресурсами и особыми привилегиями. Например, можно указывать соседям, ибо мы теперь — проводник воли самого императора.
С появлением дворянского сословия открывается путешествие к другому континенту, туманному Альбиону. Там добываются ресурсы, которых нет в родной Лации. Я стал первооткрывателем, и соседи умоляли меня пустить их корабли в Альбион. Можно отказаться и заселить все острова в одиночку. А можно создать союз дружественных провинций.
Если мы принимаем неприятные императору решения, то властитель Рима объявит нас мятежником. Начнется война, в которой очень тяжело победить. Но если хорошо подготовиться, собрать союзников и позаботиться об укреплениях, флоте и армии, то даже великий цезарь трижды подумает, вступать ли в конфликт. Для таких неуправляемых, но сильных наместников даже есть должность — проконсул. Бонусы от этой роли разительно отличаются от фаворита императора.
И рухнет мир, когда не станет Рима
Меня очень порадовали боевые действия в Pax Romana. Сражения понятные, но не однотипные. Можно нажать правой кнопкой мыши по вражескому флоту и смотреть, как корабли стреляют друг в друга. Но никто не мешает совершать тактические маневры. То же касается и наземных схваток.
Anno 117 приятно впечатлила не только игровыми механиками — в стратегии все сделано с любовью. Саундтрек Pax Romana — потрясающая оркестровая музыка, которая погружает в этот мир с головой и различается в зависимости от региона. В Альбионе заметно влияние кельтских мотивов, а в Лации звучит все величие древнего Рима. Саундтрек Pax Romana — один из лучших в 2025 году.
Стратегия очень красивая и детально проработанная. Улицы заполнены жителями: рядом с храмом шествие в честь Нептуна, в таверне звонят кружки и звучат песни, а шахтеры добывают железо и отвозят его на ближайший склад. Во всех зданиях кипит работа и жизнь. Но за такую красоту приходится платить — я наблюдал и красивые закаты, но и серьезные просадки частоты кадров, хотя мое железо отнюдь не слабое.
Не буду утверждать, что эта стратегия займет вас на тысячу часов — в Pax Romana на данный момент нет такого количества контента. Но благодаря этой игре я уже влюбился в серию Anno. Игру создали люди, искренне любящие свое детище, а это в современной индустрии встречается не так уже часто.
Оценка: 8,5/10