Рене Декарт (1596-1650) — французский философ, математик и естествоиспытатель — стоит у истоков современной европейской философии и науки. Его вклад в психологию, хотя сам термин появится лишь спустя два века, является фундаментальным. Декарт совершил радикальный переворот в понимании человека, разделив его на две независимые субстанции — мыслящую и протяжённую. Эта дуалистическая парадигма на столетия определила главные проблемы и направления психологической мысли. И знать ключевые положения философии Декарта в рамках истории психологии обязательно. Поэтому сегодняшний тестовый вопрос по истории психологии будет таким:
Интеллектуальный контекст: От схоластики к механике
Декарт жил в эпоху, когда наука начала отказываться от аристотелевско-схоластических представлений о «одушевлённой» природе. Вселенная, вслед за Галилеем, стала пониматься как гигантский механизм, подчиняющийся законам механики. Декарт распространил этот механистический принцип на всё мироздание, включая тело человека и животных.
Ключевые принципы психологии Декарта
1. Психофизический дуализм
Это центральный и самый известный принцип его системы.
· Мыслящая субстанция (res cogitans) — это душа (ум, сознание). Её атрибут — мышление. Она нематериальна, не имеет протяжённости, неделима и бессмертна. К мыслящей субстанции Декарт относил всё, что мы осознаём: сомнения, волю, чувства, представления.
· Протяжённая субстанция (res extensa) — это тело. Его атрибут — протяжённость в пространстве. Тело является сложным механизмом, полностью подчинённым законам физики.
Проблема взаимодействия: Если душа и тело — две абсолютно разные субстанции, как они влияют друг на друга? Как нематериальная душа может заставить материальную руку подняться? Декарт локализовал точку их взаимодействия в шишковидной железе (epiphysis cerebri) мозга, посчитав её единственным непарным органом. Через эту железу душа «внимает» впечатлениям, идущим от тела, и «направляет» жизненные «животные духи» (тончайшие материальные частицы крови) по нервам-трубкам, вызывая движение.
2. Тело как автомат (Машина тела)
Декарт первым последовательно описал тело человека и животных как сложный механизм.
· Животные — это просто автоматы, лишённые души и, следовательно, сознания. Их поведение — чисто рефлекторная реакция на внешние стимулы.
· Тело человека — тоже автомат, но соединённый с душой. Все физиологические процессы (пищеварение, кровообращение, рост) и многие поведенческие акты (например, отдергивание руки от огня) осуществляются автоматически, без участия сознания.
3. Концепция рефлекса
Хотя сам термин «рефлекс» появился позже, Декарт впервые предложил его принципиальную схему — рефлекторную дугу.
· Стимул: Внешний объект (например, огонь) воздействует на органы чувств.
· Проведение: По нервам-«верёвкам» это воздействие в виде механического натяжения передаётся в мозг, заставляя его «поры» открываться.
· Реакция: Это высвобождает «животные духи», которые по другим нервам устремляются к мышцам, заставляя их надуваться и производить движение (отдергивание руки).
Эта модель стала краеугольным камнем будущей объективной физиологии и бихевиоризма, позволив изучать поведение, не апеллируя к сознанию.
4. Интроспекция как главный метод познания души
Если тело познаётся через внешнее наблюдение и эксперимент, то душа познаваема только изнутри, через самонаблюдение. Метод радикального сомнения привёл Декарта к его знаменитому тезису: «Cogito, ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»). Акты мышления и сомнения — это первое, что мы с достоверностью осознаём в себе, и они доказывают существование мыслящей субстанции. Таким образом, интроспекция (анализ собственных мыслей, чувств и состояний) была объявлена единственно достоверным путём познания психического. Другими словами, Декарт вводит принцип интроспекции, само самоотражения сознания в себе самом.
5. Учение о страстях души
В своей последней работе «Страсти души» (1649) Декарт систематизировал представления о эмоциональной жизни.
· Страсти души — это «восприятия, или чувства, или душевные движения, которые относятся исключительно к душе и вызываются, поддерживаются и подкрепляются каким-либо движением "животных духов"».
· Он выделил шесть первичных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль, из которых происходят все остальные.
· Роль души, обладающей свободой воли, заключается в том, чтобы управлять страстями, направляя их в нужное русло с помощью разума.
Критика и историческое значение
Критика:
1. Проблема взаимодействия души и тела так и не была удовлетворительно решена и стала мишенью для критики последующих философов (например, окказионалистов и Спинозы).
2. Механицизм не мог объяснить целостность и целесообразность поведения живых организмов.
3. Концепция «животных-автоматов» игнорировала сложность их поведения и зачатки психики.
Историческое значение:
1. Выделение сознания как самостоятельного объекта исследования. Психология обрела свой предмет — содержание и структуру сознания.
2. Формулировка психофизической проблемы, которая до сих пор является одной из центральных в когнитивной науке и философии сознания.
3. Заложение основ рефлексологии и объективного изучения поведения.
4. Легитимация интроспективного метода, который стал главным инструментом в психологии сознания В. Вундта и его последователей.
Заключение
Психология Рене Декарта — это психология радикального размежевания. Разделив душу и тело, он создал концептуальные рамки, внутри которых развивалась вся последующая психология. Проблема соотношения психического и физического, споры о методах изучения (интроспекция vs. объективное наблюдение), вопрос о природе сознания и бессознательных механизмов поведения — всё это так или иначе восходит к декартовскому дуализму. Несмотря на всю свою спорность, его система стала тем фундаментом, от которого отталкивались или на который опирались все дальнейшие теории вплоть до нашего времени.