Найти в Дзене
SHTADLER MEDIA

Интервью: Сергей Шишкин

Важнейшей частью музыкальной индустрии является радио. Включив любимую радиостанцию в машине, дома, на отдыхе мы гарантированно услышим свои любимые песни, ради которых и выбрали ту или иную волну. Безусловно, радиостанции на сегодняшний день сохраняют роль одного из важнейших инструмента продвижения артистов и их творчества. Сегодня в гостях редакции «SHTADLER MEDIA» одно из главных лиц барнаульской станции «Heart FM», радиоведущий, музыкальный редактор – Сергей Шишкин. Вместе мы вспомнили первый радиоэфир Сергея, поговорили про тонкости работы музыкального редактора, любимую музыку, актуальность радио и многое другое. Сергей, ваша карьера на радио берёт своё начало с 90-х годов. Именно 28 августа 1992 состоялся ваш дебют на радио. Вы помните тот момент? Конечно же, я помню свой первый выход в радиоэфир, потому что всё первое всегда запоминается. Это как первая любовь. Я с детства бредил работой на радио. Хотя, казалось бы, я рос в советские времена. Это были 80-е годы прошлого столет

Важнейшей частью музыкальной индустрии является радио. Включив любимую радиостанцию в машине, дома, на отдыхе мы гарантированно услышим свои любимые песни, ради которых и выбрали ту или иную волну.

Безусловно, радиостанции на сегодняшний день сохраняют роль одного из важнейших инструмента продвижения артистов и их творчества.

Сегодня в гостях редакции «SHTADLER MEDIA» одно из главных лиц барнаульской станции «Heart FM», радиоведущий, музыкальный редактор – Сергей Шишкин.

Вместе мы вспомнили первый радиоэфир Сергея, поговорили про тонкости работы музыкального редактора, любимую музыку, актуальность радио и многое другое.

Сергей, ваша карьера на радио берёт своё начало с 90-х годов. Именно 28 августа 1992 состоялся ваш дебют на радио. Вы помните тот момент?

Конечно же, я помню свой первый выход в радиоэфир, потому что всё первое всегда запоминается. Это как первая любовь. Я с детства бредил работой на радио. Хотя, казалось бы, я рос в советские времена. Это были 80-е годы прошлого столетия, и тогда вообще не было коммерческих станций, крутивших музыку.

В Советском Союзе была станция «Маяк» на которой играла музыка, но тогда меня это не прельщало. Мне хотелось работать на радиостанции, которая крутила бы западную музыку, а такого просто не могло быть в СССР. Эта мечта теплилась у меня очень долгие годы.

Казалось бы, этой мечте не суждено сбыться, но тут случился развал Советского Союза, и в 1991 году стали открываться всеразличные коммерческие радиостанции в разных городах нашей необъятной Родины. В 1992 году я пришёл из армии. Работы тогда не было. Как-то сидели мы с друзьями, разговаривали и они сказали, что в Барнауле есть радиостанция «Радио-Край», которую тогда все слушали. Я захотел устроиться туда на работу, но вдруг узнал, что там работает мой друг Паша. Я понял, что там, где работает мой друг, я работать не могу, так как мы не можем составлять конкуренцию ни в коем разе. Тогда в городе была ещё станция «Радио-Канал-3» и я решил, что как раз туда я и пойду работать, потому что там я смогу конкурировать со своими товарищами с других радиостанций. Потому что в конкуренции всегда возникает истина.

Я позвонил на радио, сказал, что хочу делать радиопередачи и у меня даже есть какие-то идеи. Меня пригласили. Однако, когда я пришёл, то радио было закрыто в это самое время, потому что, оказывается, отключили свет. Такое практиковалось в 90-е годы, и поэтому мне пришлось уйти домой. Я подумал, что не судьба, наверное, мне работать на радио. Однако мои друзья настойчиво мне советовали всё-таки ещё раз попытаться устроиться на радио. Они видели во мне такого «движёвого» человека, разбирающегося в музыке. Я снова пришёл на ту радиостанцию и принёс свой сценарий. Даже помню, как называлась моя первая передача - «Рок-обойма».

Раньше радиостанции работали не круглые сутки, а скажем так, с 10 утра до 18 часов вечера, как любые предприятия. И был обязательно перерыв на обед с 14 до 15, т.е. когда станция отключалась и люди уходили есть в столовую или там куда-то ещё. После обеда все возвращались, снова включали радио, и всё начинало работать. А я не понимал: ну как так, вот вы ушли, и радио больше ничего не вещает. Я выступил с предложением вести свою рок-передачу с 18:00 до 19:00, когда все будут уходить домой. И эту идею поддержали.

Помню свой первый эфир. Я остался один в студии возле микрофона и пульта. Никого не было рядом со мной. Я вообще не знал, что делать в случае, если что-то пойдёт не так. Я покрылся потом, честно говоря, но как-то отвёл ту передачу. У меня была часовая рок-н-ролльная программа. Я целый час разговаривал с людьми, ставил какую-то музыку. У меня было очень сильное волнение, но всё прошло, как мне казалось, нормально.

После рабочего дня я шёл домой по улице, смотрел на людей, которые идут навстречу мне и думал: «Боже мой, знали бы вы, что я сейчас сделал – я провёл свой первый радиоэфир!».

С того дня прошло 33 года и всё это время вы являетесь частью барнаульской радиоиндустрии. Вашим профилем можно называть именно музыкальное радио. Чем вам близко данное направление?

Я с детства мечтал прикоснуться к музыке, то есть общаться с какими-то известными музыкальными деятелями.

Сегодня музыкальное радио – это моя жизнь. Как бы это не звучало, я гораздо большее время провожу на радио, нежели с семьёй. Моя жена воспринимает это абсолютно нормально и поэтому уже никак не ревнует к работе.

-2

Сегодня вы одно из главных лиц радиостанции «Heart FM». Вашей важнейшей ролью на данном радио является должность музыкального редактора. В чём заключается ваша работа?

Моя работа заключается в том, что я формирую музыкальную составляющую радиоэфира. Сразу скажу, что времена, когда диджей был лицом радиостанции, уже давно прошли. Потому что это раньше диджей своим настроением формировал стиль музыки. Если у него было настроение грустное, то шла лирическая музыка, а если настроение весёлое, то он делился радостной музыкой с людьми. В настоящее время такой вольности на радиостанциях нет, потому что сейчас все компьютеризировано. Поэтому, если вы думаете, что на радио диджей ставит музыку, которая нравится именно ему, то это далеко не так. Он ставит музыку, которая нравится музыкальному редактору, то есть мне.

На нашей радиостанции в данный момент я являюсь музыкальным редактором. То есть я формирую «музыкальное лицо» нашей радиостанции. В чём заключается моя работа? Во-первых, не компьютер делает всё за человека, а человек тоже через компьютер реализует свой творческий потенциал. То есть, на все песни, которые поступают к нам в музыкальную базу, я завожу карточки, образующие базу нашей фонотеки. Все песни делятся на категории. В рамках категорий песен формируют рабочие виртуальные стопки, которые ротируются в соответствии с созданной мною часовой сеткой, ну и т.д.

То есть, по большому счёту, если вам говорят, что радио ретранслирует музыкальный вкус определённого человека, то так оно и есть. Этот человек - музыкальный редактор.

И хорошо, если повезло с музыкальным редактором радиостанции - тогда станции выходят в лидеры. Тогда вокруг радио возникает очень большое комьюнити людей, которым нравится та или иная музыкальная составляющая.

Вопрос, которым периодически задаются слушатели любых станций – как попадают песни в эфир? На какие критерии вы обращаете внимание при отборе материала?

Наверняка ни для кого не секрет, что радиостанции делятся на разные форматы. Скажем, CHR-поп - это станции, где крутятся одни поп-хиты. CHR-ритмик - это радио, где играет только танцевальная музыка. Есть модерн-рок-поп, где играет современная поп-рок-музыка. Форматов довольно много. Если брать нашу станцию, то она идёт как CHR-топ-40. То есть это хиты, которые попадают в топ-40 каких-либо чартов. Мы берём за основу чарты Яндекс Музыки, VK Музыки, то есть то, что непосредственно слушают сами жители нашей необъятной страны. Так что, чтобы попасть в эфир, нужно просто залететь в чарты и Welcome, как говорится, добро пожаловать в наш радиоэфир!

Хотя у нас есть небольшое отклонение. Наверняка вы знаете, что мы стали использовать некий рычаг на продвижение начинающих музыкантов. В рамках утренней передачи «Барбудило Шоу» выходит рубрика «Худсовет», куда к нам присылают свои композиции различные музыканты со всей страны и даже из заграницы. Мы также ставим в эфир эти песни и устраиваем в социальных сетях голосование за попадание в эфир. Люди голосуют, и если песня нравится, то мы эту композицию берем к себе в радиоэфир.

-3

Бывает такое, что вы упускаете какой-то трек, не берёте его сразу в эфир, а потом эта песня становится крупным хитом?

Нет, здесь у меня есть определённый нюх, скажем так, на песни, которые могут стать хитами. Мы первые, кто заценили песню «Бобр» SLAWA SKRIPKA. Это было ещё где-то в начале лета прошлого года. А песня, как мы знаем, выстрелила уже ближе к Новому году.

Мы первые поставили группу «Бонд с кнопкой» и их песню «Кухни». Это была осень 2024 года, а песня завирусилась уже летом в этом году. Здесь просто нужна какая-то чуйка, понимание, что может быть интересно аудитории.

Музыкальный редактор должен всегда держать руку на пульсе и знать, что сейчас популярно у определенной категории людей. А так как мы берем за основу, конечно же, людей от 25−45 лет, то надо знать, что их интересует, какая музыка им нравится, и поэтому стараться как-то жить вместе с ними на одной музыкальной волне.

К счастью, сейчас появилась масса стриминговых платформ, где музыканты представляют свои композиции. Вообще, довольно-таки интересная статистика: буквально в прошлом году одна американская компания написала о том, что из всех музыкантов на земном шаре, которые выкладывают свои песни на стриминговых платформах, оказывается, до слушателя доходит лишь только 20% из той музыки, что выходит на стриминге. Поэтому мы должны давать шанс музыкантам проявить себя в радиоэфире.

Открываешь плейлист радиостанции. Видишь определённый порядок песен (к примеру, в начале часа Моя Мишель, за ней Ariana Grande, далее Дима Билан, ANNA ASTI, Ed Sheeran и тд.). Как выстраивается плейлист? По каким критериям определяется последовательность песен на радио?

Вот для этого и нужен музыкальный редактор, который занимается данной деятельностью. Опять-таки, все песни разбиваются по категориям: хиты, горячие хиты, остывшие хиты, золотые хиты и так далее. Плейлисты составляются в специальной программе, которую программирует музыкальный редактор. В программировании есть определённые правила. Например, в зависимости от настроения песен, программа, следуя моим инструкциям, выстраивает треки в миксе.

У каждой станции наверняка есть определенное количество песен, которые попадают к ней в ротацию за неделю. На какой-то радиостанции может быть 2 новинки в неделю, на какой-то станции 4, на какой-то может попасть 10 треков. Мы стараемся в среднем брать в неделю 4 новые песни, чтобы народ мог к ним как-то привыкнуть и оценить их.

Сначала песня попадает в категорию «новинки», где крутится в течение месяца. Потом песня переходит в категорию «хит», где она также ротируется около месяца. Далее трек уходит в категорию «остывшие хиты», где он ротируется на протяжении двух месяцев. Ну и затем песня уходит в так называемый «холодильник», так как она уже успела набить оскомину слушателю и в течении полугода в эфире её нет. Если композиция остаётся хитом, то она остаётся и у нас в эфире. Если композиция проходная, то она просто выбрасывается и больше её никто не слышит. Как-то так и формируется плейлист.

-4

Какое соотношение актуальных треков и уже более старых хитов, а также русских и англоязычных песен в плейлисте на Heart FM?

Русские и иностранные треки идут через одну (русская, зарубежная, русская, зарубежная и тд.).

Что касается соотношения актуальных треков и уже более старых хитов, то, как я уже говорил, песни делятся по категориям: горячие хиты, новинки, остывшие хиты. Есть хиты из 20-х годов (песни 2020-2025 года), есть треки 10-х годов (2010-2020 год). Также есть песни категории «Gold» - это уже 00-е.

В один час эфира входит около 18 песен. За это время звучат две новинки (одна русская, другая зарубежная), потом две песни категории «горячие хиты», то есть то, что актуально сейчас (принцип такой же: русский и зарубежный трек). Также должны быть песни «остывшие», то есть треки, которые были популярными, скажем, около месяца назад, но они уже всем поднадоели, поэтому переходят в другую категорию (здесь уже получается 4 песни). В одном часе звучат также по две песни категорий 20-х и 10-х годов. Треки категории «Gold» идут на добивку часа, если возникает какое-то окошко в сетке, которое нужно закрыть.

Музыкальный час мы завершаем песнями начинающих музыкантов, т.е. мы таким образом даём возможность этим людям о себе как-то заявить.

Мы не за то, чтобы в «Новых именах» были только популярные ребята, которые поют только популярные песни. У нас бывают и рок-музыканты, представители электронной музыки и др. Если они интересны публике, публика за них голосует, то песни этих артистов звучат на Heart FM.

Вы, как простой слушатель, какую музыку предпочитаете слушать? Совпадает ли ваш музыкальный вкус с репертуаром радиостанции?

Я скажу сразу. Если вы думаете, что на радио работают люди, слушающие музыку, которая там играет, то нет. Любимые песни они слушают дома, а на радио идёт то, что нравится аудитории.

Я уже не занимаюсь музыкой с точки зрения «нравится-не нравится». Это моя работа, и поэтому, знаешь, это как в цеху, где производят мороженое. Ты там работаешь, занимаешься производством и всё. Когда ты ешь, то никакого удовольствия уже не получаешь. То же самое с музыкой. Мне нравится то, что появляется впервые. Это те музыканты, которые могут чем-то обратить на себя внимание и зацепить твой слух. Мне нравится, что в такие моменты ты являешься неким первооткрывателем. Что-то из мейнстрима вряд ли мне зайдёт, потому что это уже для меня пройденный путь и поэтому особой отдачи в моей душе не вызывает.

Я не могу долго засиживаться, скажем так, в одной стилистической колее. Начинал я, конечно же, с хард-рока, с группы «Led Zeppelin», которых жутко обожаю до сих пор. Но знаешь, у меня есть знакомый, который любит группу «The Rolling Stones». Он, наверное, слушает её уже лет 50. Я не понимаю, что там может столько лет нравиться, ведь, как по мне, команда выпускает одно и то же. Поэтому мне это особой такой радости не доставляет. Я пытаюсь найти какие-то новые музыкальные составляющие, чтобы это было интересно.

Буквально несколько недель тому назад к нам в худсовет прошла девушка FLORA. У неё очень красивый вокал, шикарная артистка, но это абсолютно не радийная тема. Хоть она и понравилась нашим слушателям, такие песни на сетевых радиостанциях вы вряд ли услышите, так как это абсолютный неформат.

Мне нравится команда «Boys», которая тоже у нас играет. Также вот буквально недавно мне понравился проект «Гонопольский», Ульяна Мамушкина тоже хорошая девушка. Но опять-таки будут ли они играть на крупных станциях, я не знаю. Хотя, с другой стороны, видишь, Бонд с кнопкой тоже вроде бы абсолютно не радийный формат. Однако они прошли, и сейчас их крутят не только на крупных радиостанциях, но и на танцполах, различных дискотеках.

-5

Помимо редакторства, вы также являетесь ведущим целого ряда передач на Heart FM: еженедельный хит-парад, обзоры чартов прошлых лет, пятничный микс клубных хитов «PARTY на ХАТЕ», ну и конечно, утреннее «Барбудило-шоу». Сколько времени у вас уходит на работу над той или иной программой?

Я на работе провожу больше времени, чем с семьёй. Мой рабочий день начинается в 4:30 утра, когда я просыпаюсь. В 6 утра я уже на работе и уезжаю с неё где-то в районе 20:00-21:00 часов, потому что у нас до 19 вечера идет вечернее «Барбудило-шоу». То есть нужно будет всё проконтролировать, проследить, чтобы все песни вставали в нужное время, чтобы они нормально закрывали час без серьёзных провисаний.

Ну и опять же, если ты не будешь жить жизнью станции, то ничего хорошего из этого не выйдет. Ты должен всё отслеживать, так как если не ты, то кто же?

При такой большой загруженности, не случалось ли у вас выгорание? Тем более, учитывая, что в профессии вы более 30 лет.

Я не наблюдал в себе выгорания. Я же такая рабочая лошадка. Ведь я делаю тот продукт, который мне нравится. Как можно выгорать от того, что тебе нравится? Я живу всем этим.

О том, что радио теряет свою актуальность говорят уже много лет. Однако, люди слушают радио, и оно до сих пор имеет значительный вес в той же музыкальной индустрии. На ваш взгляд, в чем секрет такой неугасаемой востребованности радиостанций в эпоху стриминга?

Говорить об этом можно всё, что угодно. На самом деле, радио всегда будет актуально, пока у людей есть автомобили. У меня есть друзья, которые говорили, что они уже не слушают радио, а в машине у них всегда играет своя флешка с песнями. Однако потом, через полгода, я смотрю и эта флешка с их любимой музыкой уже находится в бардачке, потому что они слушают радио, ибо на радио есть разговоры ведущих, разнообразная музыка. В этом есть некое отвлечение от дороги. Когда ты слушаешь одну сплошную музыку, то постепенно это притупляется. На радиостанциях есть разговоры между песнями, различные программы, новости и тд.

Чтобы про радио не говорили, оно было и будет, пока у людей есть автомобили.

-6

Если бы вы однажды основали свою собственную радиостанцию, то какой бы она была?

Я бы, наверное, избавился от этого дурацкого слова «формат». По мне, так самый, наверное, нормальный был формат 90-х годов, когда непосредственно диджеи делились со слушателями своим настроением, когда они крутили свою любимую музыку, когда они приносили на эфир песни или пластинки, которые где-то достали, и хотели поделиться ими со слушателями.

Сегодня диджей - это просто говорящая голова, транслирующая музыкальные композиции, которые им подобрал компьютер, а в компьютер загрузил музыкальный редактор. Поэтому сегодня это всё обезличивается. Хотя в своё время мы тоже хотели, чтобы у нас как в Москве был формат, где песня «Макарена» играла по 20 раз на дню, а потом поняли, что это на самом деле тупиковая ветвь, потому что нет развития. И поэтому я с удовольствием слушаю станции англоязычные, где ещё есть жизнь, так как радио там существует уже давно, больше сотни лет. Там есть живые диджеи, а не какие-то записанные эфиры. Там есть живая речь со своими ошибками, определенным движем. Вот я бы сделал такую станцию, какие были в 90-х годах, с диджеями, которые непосредственно могли бы быть личностями, а не просто говорящими головами.

Назовите песню, которая максимально вас характеризует.

Это будет песня «Вечно молодой» группы «Смысловые галлюцинации».

-7

Фотограф: Светлана Писарева.

Интервьюер: Андрей Штадлер, эксклюзивно для проекта «SHTADLER MEDIA».