Юрий ZZ поделился: "Или кто служил в Службе военных сообщений… За всю мою службу в Службе военных сообщений, офицеров всегда не хватало.
(часть 1 - https://dzen.ru/a/aJL6e-oIKHVwM46y)
Наверное, единственный момент, когда наша комендатура Бекасово была бы полностью укомплектована офицерским составом, это когда я пришел по выпуску. Уже через несколько месяцев, одного из офицеров забрали на повышение в Управление.
Так до моего увольнения из Армии штат комендатуры никогда не был укомплектован на 100%.
Хотя вроде как комендатур военных сообщений по всей стране было не так много, но были еще и Управления ВОСО на каждой ж.-д. дороге, были еще и комендатуры, и Управления в Группах войск, кроме того, некоторые офицеры по выпуску распределялись в РВСН.
Поэтому ежегодный выпуск факультета ВОСО в 120- 130 человек всех потребностей Советской Армии не перекрывал. Немного проще стало, когда в 1985 году в Училище был открыт еще один факультет РВСН, который готовил офицеров-восовцев под свои задачи.
Но дефицит офицеров все равно сохранялся постоянно. Часть потребности перекрывали «пиджаки», кто пошел в армию после окончания профильных ж.-д. институтов. Так в моей комендатуре из 8 офицеров, двое были «пиджаками».
Что интересно, «пиджаки» все были грамотными и толковыми офицерами, в отличии от офицеров, выпускников ВУ. Были офицеры, закончившие наше Училище, но по другим специальностям для желдорвойск.
Служили у нас и офицеры и из других родов войск, как они попадали в нашу Службу, не знаю, но такие офицеры были. Встречал выпускника Ярославского финансового училища, был даже капитан Андрюха К., который закончил МВОКУ, по выпуску попал в ГСВГ, где служил на халявной должности командира роты почетного караула в Дрездене, а по окончанию срока как-то попал в одну из наших комендатур…
Но чаще всего, переводили в ж.-д. комендатуры наших «летчиков» и «моряков». Немного поясню. Наш 6-й факультет ЛВУ ЖДВ и ВОСО им. Фрунзе готовил офицеров по специальности воинские перевозки, а воинские перевозки — это не только железная дорога, но еще и воздушные и речные-морские перевозки.
Даже эмблема ВОСО, введенная еще до войны, изображает эти три вида транспорта якорь – водные перевозки, винт – авиационные, а молоточки – перевозки по ж.-д.
Поэтому на каждый новый курс набирали несколько взводов для ж.д., один взвод для авиации и один взвод для морских-речных военных перевозок. Эти два взвода всегда считались 7 и 8 взводами на курсе.
При этом летчики носили летную форму, голубые петлицы, погоны и околыши фуражек, а моряки морскую форму для военных училищ. При этом моряки получали форму не у нас в училище, а в военно-морском училище им. Фрунзе.
На бесках у них была надпись ВВМУ им. Фрунзе. Таким сходством в униформе наши «моряки» иногда пользовались в увольнительных, мороча головы патрулям и девушкам. Особенно интересно наш курс смотрелся во время передвижения по городу, когда сначала шли курсанты с эмблемами ж.-д., потом курсанты-летчики и замыкающие курсанты в морской форме.
Иногда это даже взывало вопросы у любопытных граждан или курсантов других училищ. Поэтому по выпуску иногда складывалась интересная ситуация.
Заявок на офицеров ж.д. со всей страны приходило больше, чем выпуск мог закрыть, а вот на моряков-летчиков, с учетом что таких комендатур было совсем немного, заявок на распределение наоборот меньше.
Так что бывало, что курсант «летчик» или «моряк», мог в итоге попасть служить в ж.-д. комендатуру…
Такие перемещения даже предусмотрели в учебном процессе, мы ж.-д.шники проходили краткий курс особенностей воинских перевозок воздушным-морским транспортом, а моряки-летчики курс перевозок ж.-д.
Так попав служить по другой специальности, кое-какие базовые знания у такого офицера уже были. И в моей головной комендатуре, а точнее в комендатуре Белорусского вокзала, служил старлей, выпускник морского взвода.
Как и положено всем «мормонам» имел особое почтение к военной форме, поэтому на службу ходил в морской форме, категорически отказавшись переодеваться в «армейку». Да собственно не помню, что бы кого-то из командиров это сильно волновало.
А в 1989 году к нам в комендатуру ЗК Бекасово прислали еще одного морского старшего лейтенанта Леху Д., у которого армейская судьба вообще было очень причудлива.
С большим трудом и настойчивостью поступив в 8-й морской взвод, по выпуску вместо какого-нибудь козырного места, типа морской комендатуры Сочи, Леху угораздило попасть на Флот (уж не помню какой) в состав команды сопровождения спец-вагонов по перевозке флотского ЯО.
Такое с нашими выпускниками иногда бывало, пока не открыли отдельный факультет для РВСН, где в основном готовили офицеров на БЖРК и командиров подъездных путей для «точек».
В общем, помотавшись по Союзу в не самом приятном соседстве и получив старлея Леха всеми правдами и неправдами добился перевода в комендатуру и снова, пролетев мимо моря, попал на ж.-д.
Как-то раз, приехав на очередное дежурство и сойдя с электрички, я с удивлением увидел, что вместе со мной вышел и старший лейтенант моряк. Чего моряку было делать на полустанке у сортировочной ж.-д. станции, где вокруг из водоемов только небольшое озерцо, болото и пожарный пруд было совершенно непонятно.
Так что решив, что моряк, никто иной, как отставший начкар выездного караула, догнал его и предложил довести до комендатуры. И был удивлен, когда узнал, что Леха, это теперь наш новый помощник коменданта.
Наш комендант, в отличии от меня удивляется не стал, ведомо знал заранее и сходу прикрепил его стажером ко мне, типа ты его привел, вот теперь и учи. Спорить было бесполезно, поэтому повел Леху знакомить с нашим небольшим хозяйством и приемом- сдачей смены.
В службу он втянулся быстро, но еще долго продолжал ходить в морской форме. Так как-то проверяя ночью очередной эшелон, Леха ввел в ступор начальника эшелона, который решил, что состав почему-то пригнали в порт, тем более, что за окнами вагона ничего было не разглядеть.
Кстати, бывало в нашей службе и по-другому. Мне даже довелось солдатским взводом покомандовать, прямо как выпускнику МВОКУ и все благодаря очередным стараниям нашего генерала. Но это уже другая история…"
P.S. Спешу сообщить, что продолжение Кантемирова можно почитать здесь: https://dzen.ru/a/aQmVYseD1Tf71MEJ