Найти в Дзене
Теодор Доре

РЕНЕССАНС XXI ВЕКА (РЕНЕССАНС-21)

Ренессанс-21 это новое культурное движение, ставящее в центр человека-творца, соединяющее искусство, науку, философию и технологии и возвращающее культуре XXI века глубину, красоту и смысл.

Ренессанс-21 – это движение, рождающееся как ответ на усталость от постмодернистской иронии и распада смыслов, размытых в стремительном течении современной жизни. Это поворот к новой серьезности, к глубине и подлинному авторству – к желанию вернуть целостность после десятилетий культурного ускорения, хаоса, упадка уровня образования и утраты общих критериев и ориентиров. В эпоху, когда технологии способны штамповать произведения, не опираясь на вдохновение, когда медийный мир поощряет только блестящий фасад, а институты переживают свой кризис, – Ренессанс-21 вновь утверждает человека-творца не как фигуру прошлого, а как того, кто сознательно и мужественно строит новые смыслы. Это движение сплавляет метамодернистскую искренность с художественной сложностью, этической чуткостью и почтением к красоте, становясь противоядием одновременно и против культурного цинизма, и против слепой веры в технологический прогресс. Движение Ренессанса-21 прокладывает путь к новому синтезу искусства, науки и философии, где взаимодействие человека и ИИ знаменует начало еще неизведанной культурной эпохи. Ренессанс-21 отвергает любые формы «культурного отбора» по признаку расы, пола или идентичности. Единственным критерием ценности является само произведение – его эстетическая сила, глубина смысла, честность и его способность расширять человеческий опыт.

Ренессанс-21 стремится к новому синтезу искусств, наук и гуманитарного знания, сохраняя объединяющий дух исторического Возрождения и одновременно отвечая на вызовы XXI века. Ренессанс-21 призывает к созданию подлинно новых произведений вместо бесконечной пересборки канонов, к технологиям с человеческим сердцем, к красоте, не скатывающейся в сентиментальность и пошлость, и к глубине, лишенной высокомерия. Ренессанс-21 принимает сложность, мастерство и осмысленность, напоминая, что культура должна возвышать, освещать и расширять человеческий опыт. Это движение в сторону гармонии, истины и преображения – в расколотом мире оно предлагает художникам, мыслителям и обществу путь к культурному возрождению.

-2

Манифест Ренессанса-21

21 заповедь

1. Ренессанс-21, беря начало в метамодерне, идет дальше, он дает шанс отыскать смыслы заново – уже после потери всех смыслов. Современный мир может казаться абсурдным, но в нем все равно есть место любви и юмору – двум главным орудиям в борьбе с абсурдом. Ренессанс-21 выбирает смысл, как революционный акт в мире навязанной бессмысленности.

2. Ренессанс-21 призван завершить постмодерн, завершить «конец времени авторов», «конец времени композиторов» и положить начало эпохе нового авторства. В мире, где невозможно новаторство, где каждый с помощью ИИ за секунду может создать арт-объект, индивидуальность автора, его личная история, талант и творческие навыки выступают на первое место. Ренессанс-21 – это отказ оставаться безликим.

3. Ренессанс-21 – это художник своего времени, но не его раб. Творчество в XXI веке –это не соревнование с ИИ – ИИ по желанию автора становится новым помощником – или не становится. Автор использует технологии, а не они используют его. Ренессанс-21 – это этика плюс прогресс. Технологии с человеческим лицом. Искусственный интеллект не как инструмент власти, а как партнер в развитии смыслов. Ренессанс-21 чувствует наступление эры Глобального коллективного интеллекта, которая полностью изменит этот мир. Ренессанс-21 выступает за то, чтобы каждый человек в эту эру обрел большую ценность, получил больше ресурсов для реализации своего творческого потенциала и больше свободы, в том числе экономической – для увеличения общего благополучия человечества.

4. Ренессанс-21 не боится отсутствия внимания или безызвестности, так как он - это дух времени, дух века. Массы управляются СМИ, фокус внимания масс часто узок и ограничен, он обращен на то, что подсвечивают СМИ в данный момент. Ренессанс-21 –это больше, чем организация, это величина большая, чем любое СМИ. Это воздух, которым дышит мир – он незрим, но вездесущ.

5. Ренессанс-21, являясь общемировым культурным течением, не отдает предпочтений, не дает льгот ни одному гендеру, ни одной расе, ни одной национальности, ни одному меньшинству, ни одному большинству – только качество творения является главным объектом его внимания. Для Ренессанса-21 первичен смысл, а не форма.

6. Ренессанс-21 проявляет яркий интерес к народному искусству, так как в нем скрыта сила, способная изменить этот мир.

7. Ренессанс-21 считает все великие произведения прошлого – великими музейными экспонатами. Он говорит «Нет!» несменяемому репертуару всех академических залов мира. Эти произведения уже не выражают новое время. Новые книги и фильмы выходят каждую неделю, академической музыке также нужна свежая кровь. Для нового времени–новые работы.

8. Ренессанс-21 – ученик природы, а не догмы. Художник Ренессанса-21 наблюдает мир, а не повторяет чужие формулы. Он познает природу и вдохновляется ею. Природа –отражение божественной гармонии.

9. Ренессанс-21 – это не возрождение прошлого, а создание будущего с открытыми глазами. Это не возвращение к золотому веку. Это прыжок в неопределенность, полет через континенты в зоне турбулентности, но полет, наполненный любовью, уязвимостью и осознаваемой наивностью.

10. Цветы Ренессанса-21 – для людей современности, плоды – для Вечности. Эти плоды должны быть достойны Вечности.

11. Ренессанс-21 не боится красоты. Он боится бессмысленности. Смысловая наполненность произведения – главная цель художника Ренессанса-21.

12. Ренессанс-21 строит форму, преобразуя хаос. Он не прячет пустоту за шумом. Он архитектор звука. Не декоратор пустоты. Сложность Ренессанса-21 проявляется не в дисгармонии, а в точности. Структура в музыке – это уважение к слушающему. Музыка должна быть осмысленной, живой, плотной, должна держать слушателя. Изобразительное искусство и скульптура должны быть осмысленными, не абстрактыми, они должны работать с реальностью, выражая ее, но не копируя.

Театр и кино – не должны зеркалить исключительно повестку СМИ, не должны идти на поводу у «новой этики», не должны постоянно обращаться к существующему и штамповать ремейки – впереди лежит нехоженое поле новых смыслов, задача режиссера найти и выразить их.

Литература Ренессанса-21 говорит о человеке. Она не стремится к созданию «актуального романа», попадающему в повестку и поверхностную жадность общественных настроений. Она отражает современность через поиск внутреннего «я» и глубину сюжетов.

Язык Ренессанса-21 не потакает примитивизму соцсетей. Учитывая подвижность и изменчивость языка, эта литература, тем не менее, не отказывает ему в сложности и художественной красоте.

Произведения Ренессанса-21 интерпретируют современность через осмысленность текста и пытаются вернуть Слову его красоту. Ренессанс-21 возвращается к чувству, красоте, часто через многослойные структуры, через синтез различных видов искусства.

13. Ренессанс-21 все также, как и в эпоху Возрождения, находит Божественное в человеческой красоте и разуме. Человек, а не робот, достоин быть в центре изображения. Человек, а не политическая партия, не организация – достоин быть в центре изображения. Человек становится центром творчества, центром мысли, центром смыслов. Ренессанс-21 является резонатором сложного человека. Человек- это конструкция созданная высшими силами, искусство должно резонировать с человеком, оно не должно упрощаться, не должно подстраиваться, а должно быть зеркалом сложной структуры человеческой души. Ренессанс-21 – новый путь к пониманию мира и человека. Новые формы сообщества: не просто «левые/правые силы», а со-мыслительные формы, основанные на открытости через доверие и эмпатию. В центре Ренессанса-21 стоит человек как сложная структура. Человека нельзя примитизировать, подстраивать под левую или правую идеологические конструкции, под «новую этику», под средний либо низкий уровень образования. Ренессанс-21 призывает человека вновь вернуться к его сложности, стать субъектом, а не объектом манипуляций.

14. Ренессанс-21 служит гармонии как высшему идеалу. Поэтому музыка должна быть благозвучной, одухотворенной и мелодичной. Современное изобразительное искусство, театр и кино – это средства духовного и эстетического возвышения, они должны облагораживать и просвещать.

15. Ренессанс-21 ищет и создает красоту не потому, что так правильно или необходимо, а потому что Ему невыносимо жить без нее. Красота – это не приторность и не вульгарность, она – сестра Ренессанса-21. Ренессанс-21 – это возвращение формы, света и человека. Красота снова становится истиной.

16. Атональность умерла. Нет смысла раскапывать ее могилы. Архивы Шенберга сгорели. Тональность – не стиль. Это основа. Это выбор Ренессанса-21. Вернуть музыке ее красоту. Вернуть музыке красоту – значит вернуть ей смысл. Тональность – это вызов для современного автора Ренессанса-21, а не комфорт, это поле боя, где встречаются противники – множество вариантов развития музыкального сюжета произведения. Написать ренессансное произведение в тональности сейчас – это сильнейший вызов.

Автор Ренессанса-21 пишет для того, чтобы вести, а не удивлять. Музыка – это не экспериментальная зона и не опыты в лаборатории. Это язык, который нужно изучать композитору и слушателю, язык, на котором следует уметь говорить. Тональность – не стиль, а фундамент: как перспектива у Леонардо, как мрамор у Родена, как слово у Данте, как сцена у Станиславского.

Восстание масс и закрытость элиты создают опасный синтез, который душит развитие искусства, делает его похожим на неуправляемого уродца.

Ренессанс-21 не идет на поводу у навязанной реальности разрушения, не питается сгнившими плодами времен Второй Мировой войны, а взращивает новый урожай для всего человечества. Ренессанс-21 питается красотой, а не уродством этого мира. Он стремится возвыситься над повседневностью и абсурдом, чтобы создать выдающиеся работы.

17. Ренессанс-21 – практик. Его учителем выступает сама жизнь. Художник Ренессанса-21 отличается от всех других современников профессионализмом, вниманием к деталям, наблюдательностью и природным любопытством.

18. Ренессанс-21 не боится передовых технологий, но и не стыдится древности, не боится показаться старомодным, – все служит своему делу и цели. Он не подыгрывает конъюнктуре и не идет на поводу у моды. В то же время искусство Ренессанса-21 – это отражение современной реальности. Он стремится к правде через искусство. Ренессанс-21 не обязан быть новым. Он обязан быть настоящим.

19. Ренессанс-21 не упрощает смыслы, а углубляет их, как архитектор готического собора, который строит вверх и ввысь, вмещая небо в камень, соединяя земное и небесное. Он не наследует идеям новой простоты, минимализма и так называемой неоклассики XXI века, которая прикрывает пустоту лаконизмом и выдает банальность за концепт. Ренессанс-21 стоит в оппозиции к мейнстриму, где искусство превратилось в бренд, а жест – в хештег. Там, где современный поп-арт разыгрывает цитаты без веры (NFT и инсталляции-псевдосимволы), Ренессанс-21 возвращает подлинный смысл и глубину. Ренессанс-21 видит человека как сложную структуру – как фигуру в позднем Тициане, где свет и тень сражаются за душу. Ренессанс-21 видит человека субъектом, который в свою очередь стремится найти в искусстве выражение себя, своих исканий, своей сложности, своей уязвимости, своих противоречий и своих истин. В этом задача нового гуманизма, отраженного в Ренессансе-21: вернуть в искусство человека, а в человека – искусство. Подобно «Прометею» Скрябина, Ренессанс-21 поддерживает неугасающий огонь – прометееву искру человеческого духа – внутреннее пламя, которое дарит жизнь, питает творчество и освещает мир.

20. Ренессанс-21 – это открытие двери в запредельное в каждой творческой работе автора. Это движение в трансцендентное, непрерывное восхождение к сферам высшего понимания и духовного просветления. Автор Ренессанса-21 посвящает себя поиску собственного творческого языка с оглядкой на опыт и формы предыдущих эпох. Искусство – это голос высших сил в материальном мире, дверь в трансцендентное в каждой работе Автора должна быть всегда найдена и открыта.

21. Автор Ренессанса-21 пишет каждую свою работу как последнюю. Его призвание: работа для Вечности и служение искусству.

-3