Те, на кого мы надеялись, — остались за бортом. Но наши полки, как вы верно заметили, пустыми не бывают.
Друзья, приветствую! Год назад я писала о том, какие парфюмерно-косметические гиганты ушли с российского рынка, и чем приходится «довольствоваться». Статья попала в нерв, и вы активно обсуждали ее в комментариях. Спустя полтора года пришло время честного ответа на главный вопрос: а кто же вернулся?
Спойлер: те, на кого мы надеялись, — остались за бортом. Но наши полки, как вы уже заметили, пустыми не бывают. Давайте разберемся, каким волшебным образом наш любимый парфюм все же доезжает до прилавков, и кто на этом самом деле зарабатывает.
L'Oréal: красивые слова против суровой реальности
Помните мой прошлый упрек в адрес директора L'Oréal Николя Иеронимуса? Его цель — «предложить каждому человеку во всем мире лучшее из красоты» — так и осталась красивой декларацией на сайте.
В 2025 году ничего не изменилось. Официального возвращения L'Oréal Groupe в Россию не произошло. Вы по-прежнему не найдете в «Рив Гош» или «Золотом Яблоке» прямых поставок Lancôme, Yves Saint Laurent, Giorgio Armani или Mugler. Всё, что вы видите, результат работы схем параллельного импорта или немногочисленные остатки, которые распродают сети.
Любопытный факт: осенью 2024 года L'Oréal все же нашла лазейку. Компания возобновила поставки, но не парфюмерии для вас и меня, а профессиональной продукции для волос (L'Oréal Professionnel, Kérastase) для салонов красоты.
Идут они через Турцию. Это не возвращение, а скорее «прощупывание почвы» в формате B2B.
Источник: RBC: "L'Oréal возобновила поставки в Россию продукции для волос"
Estée Lauder: американская мечта капитулировала
В прошлой статье я искренне удивлялась: «Американцы умеют отлично считать деньги», имея в виду, что Estée Lauder осталась на нашем рынке. Что ж, приходится признать ошибку. Я поторопилась с выводами.
Летом 2023 года американский гигант совершил то, что не удалось многим — ушел тихо и без лишнего шума.
Компания продала свою российскую дочернюю компанию вместе с активами (остатками товара, оборудованием) местному управляющему. Фактически, она избавилась от юридического лица, которое вело ее деятельность в России.
Так что брендов Tom Ford, Jo Malone, Kilian и Le Labo официально в России больше нет. Тот парфюм, что мы покупаем, — все тот же серый импорт.
Источник: Forbes: "Estée Lauder окончательно ушла с российского рынка"
LVMH: иллюзия роскоши
А вот здесь — самый болезненный разворот. В апреле2024 г я восхищалась изворотливостью Бернара Арно, который, по моим данным, гнал товар через Литву и Польшу. Время все расставило по местам и оказалось все иначе, чем выглядело на поверхности.
В декабре 2023 года LVMH провела образцово-показательный уход. Компания продала все свои российские бутики — от Dior и Guerlain до Louis Vuitton — структуре «Столичный торговый центр».
Да, бутики работают. Да, в них продаются те же сумки и духи. Но LVMH больше не получает с этого прибыли. Казалось бы, а нам до этого что, не получают прибыль- их проблемы, и можно злорадно потереть ручки.. Но не все так просто. Все закупки ведутся новыми владельцами через третьи страны.
Источник: Reuters: "LVMH completes exit from Russia with sale to local retailer"
Вывод прост: никто из гигантов не вернулся. Ни L'Oréal, ни Estée Lauder, ни LVMH. Наши магазины превратились в виртуозных «импортеров-одиночек».
Кто на самом деле в пролете? Считаем убытки гигантов и кошельки покупателей
Давайте говорить как есть: когда бизнес уходит с рынка с оборотом в миллиарды долларов, он не просто «громко хлопает дверью». Он теряет целое состояние. И вот парадокс — вслед за компаниями в финансовую яму стали спускаться и мы, покупатели.
Что потеряли компании: прощай, российский «золотой миллиард»
L'Oréal Groupe до 2022 года имела годовой оборот в России около 1 миллиарда долларов. Это миллиард, который компания добровольно вычеркнула из своего дохода.
Источник: [Forbes: "L'Oréal окончательно ушла из России"](https://www.forbes.ru/investicii/488199-l-oreal-okoncatelno-ushla-iz-rossii)
LVMH потеряла не просто доход, а ключевой рынок сбыта для товаров люксового сегмента. Российские покупатели традиционно были одними из самых активных потребителей роскоши в Европе.
Что потеряли мы, покупатели: иллюзия выбора и цена втридорога
А вот здесь потери считаем уже мы с вами.
1. Ценник x3.
Возьмем среднестатистическую туалетную воду за 100 евро. Раньше ее можно было купить в России за 10-12 тысяч рублей. Теперь к этой стоимости добавляется накрутка посредников в третьих странах, логистика, таможенные платежи и риски ритейлера.
Итог: тот же флакон вы покупаете уже за 25-35 тысяч рублей. Ваши деньги теперь идут не бренду, а длинной цепочке международных логистов, перекупщиков и дистрибьюторов из третьих стран, каждый из которых закладывает в цену свою маржу, расходы и плату за возросшие риски и сложности доставки.
2. Качество и безопасность «вслепую».
*Условия хранения — лотерея. Парфюм — живой продукт, чуткий к температуре и свету. Флакон, который месяцами трясся в душном контейнере, мог перегреться на складе в третьей стране или "устать" от постоянной вибрации. А в зимнее время еще хуже- резкие перепады температуры.
Безусловно, это не приведет к окончательной порче, но может "сломать" шлейф, сделать звучание плоским или спиртовым. Парфюм, возможно, "отдохнет" и вернет свои свойства, но как скоро это будет ?( не меньше месяца отстаивания, если не больше), будет ли он пахнуть так, как задумал парфюмер? Вы покупаете "кота в мешке"..
* Подделки. Риск нарваться на фальсификат в условиях параллельного импорта вырос в разы, увы..
* Отсутствие сервиса. Сломался распылитель? Столкнулись с явной проблемой качества? Раньше вы могли обратиться с чеком в официальный бутик или к дистрибьютору компании для решения вопроса. Теперь этот канал полностью закрыт.
Вы остаетесь один на один с ритейлером, который купил парфюм за границей и не имеет прямых отношений с производителем. Обменять или вернуть товар, даже с дефектом, стало в разы сложнее, а часто — просто невозможно
Итог: В этой истории нет победителей. Бренды потеряли миллиарды доходов. Мы, покупатели, потеряли доступ к качественному товару по адекватной цене и уверенность в том, за что платим.
Получается, что политическая решительность Запада и финансовая «солидарность» компаний в итоге ударили по карманам обеих сторон. И пока этот пасьянс не сойдется, мы так и будем переплачивать за призраков любимых брендов.