Найти в Дзене

В России было две беды, а становится три. АО «Почта России» и люди

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Второй год подряд Почта России завершает период с положительными операционными показателями. Согласно отчетности по МСФО, показатель EBITDA за 2024 год достиг 5,2 млрд рублей Чистый долг компании на конец 2024 года уменьшился на 4,6 миллиарда рублей, пишет newizv.ru.

Сегодня Почта России на меня производит двоякое впечатление. Если взять цифровую составляющую, то все классно. Сайт Почты России позволяет зарегистрироваться и по кьюар - коду производить все действия без паспорта. В приложении можно зарегистрировать письмо, посылку, сделать оплату, можно все распечатать, наклеить на конверт, заказать курьера и все, отправил. Это в теории здорово. А если у Вас нет дома принтера, то придется идти на почту, чтобы там распечатали, наклеили и отправили. Вот тут и возникает проблема. Например, два дня назад я за 10 минут оформил четыре посылки в приложении, а затем 6 часов пытался отдать их в отделение почты. Рядом с нашим домом есть отделение Почты России, но оно то работает, то не работает. Начнем с того, что график работы почты сократился на 3 часа. Если раньше почта работала с 8 часов, то теперь с 11 , заканчивала работу два года назад в 20 часов, то сейчас в 19. Полтора года тому назад всем объяснили, что изменение режима работы связано с тем, что рядом военкомат и военный госпиталь, много корреспонденции. Правда вот незадача, представители военкомата ходили сдавать корреспонденцию так же, как и все, после 11 часов. В общем "отмазка". За последние два года персонал отделения поменялся уже три раза. Так вот. Два дня тому назад наше почтовое отделение не открылось для работы с населением. Я прошел в отдел доставки писем и спросил причину закрытого отделения. Ответ меня поразил: "Сами не знаем, там никто не пришел". После этого я решил позвонить на горячую линию Почты России, ведь сегодня городских телефонов в почтовых отделениях нет, а номера телефонов областного головного офиса Почты России днем с огнем не отыщешь. На горячей линии меня приветствовал, по имени отчеству, робот, который предложил мне сообщить о моих отправлениях, которые сейчас в пути. Потом я задал интересующий меня вопрос о неработающем отделении почты, назвав его индекс. В течении 10 минут искусственный интеллект объяснял мне, где находится данное отделение и какой у него график работы. Лишь на 11 минуте, после того как я в пятнадцатый раз ответил, что я не услышал ответа на интересующий меня вопрос робот сообщил что переключает меня на оператора. Наконец-то, подумал я. Но не тут-то было. Оператор представился, выслушал и сообщил, что не может ответить на мой вопрос, при этом предложил зафиксировать жалобу на работу почтового отделения. Я согласился, а вот тут вишенка на торте – связь оборвалась. Как-то так. Мне пришлось идти в отделение в километре от нашего, но и там не получилось отправить, не работала система, не было интернета. Вот здесь меня все это возмутило, и я попросил связаться руководителя этого отделения со своим начальством и сообщить, что два отделения не работают. Какое же мое было удивление, когда из головного офиса Почты России по Нижегородской области услышал ответ. «А что вы хотите, начальник вашего отделения сломала руку, а другой сотрудник в отгуле, вот и не работает», - ответил ответственный сотрудник Почты России. Вот такое отношение. Сотрудники почтовых отделений жалуются на нехватку кадров и низкую зарплату. Если в районных центрах и рабочих поселках области зарплаты сотрудников почты хоть как-то близки к средним зарплатам, то в областном центре они очень низкие.

Руководство Почты России никак не может дифференцированно подойти к каждому отделению, сделать ранжир, приоритеты. Ну зачем нужны в Нижнем Новгороде в почтовом отделении продажи консервов, кондитерских изделий и т.д., если рядом куча магазинов «Пятерочка», «Магнит» ., кто там все это будет покупать. А вот если в отдаленном селе работает почта и там вместо магазина передвижная торговая точка, которая появляется раз в неделю, вот там и торгуйте. Нет, все под одну гребенку. А это, между прочим, финансовые вложения на закупку товаров, загрузка сотрудников почты и т.д.

При отчетах почты России есть еще и такая «фишка». При подсчете отделений почты, которые работают, считают и почтовые отделения, работающие три часа в неделю. Эти отделения могут работать эти три часа в определенный день, а могут работать по плавающему графику, т.е. когда получится. А будут знать о работе такого отделения жители или не будут – это проблема жителей, а не Почты России.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Предлагаю выдержки из отчета АО «Почта России» за 2024 год:

"Особенно динамично развивают новые бизнес -направления, а именно электронная коммерция, доходы от сервисов цифровой почты возросли на 34 % или на 3,7 миллиардов рублей, по сравнению с предыдущим годом. Общая выручка компании увеличилась на 1,6 процента и составила 225, 6 миллиарда рублей. Компания продолжает совершенствовать свою операционную систему. Доля корреспонденции, отправленной посредством цифровой почты и оплаченной электронными марками, достигла 46%. Свыше 40 млн посылок было вручено адресатам с использованием новой системы цифровой аутентификации — QR-кода. Число пользователей личного кабинета в онлайн-сервисах почты увеличилось на 37%, достигнув 34,2 млн уникальных пользователей. Производительность труда в компании увеличилась на 35 процентов. Главная особенность почты — обширная сеть, охватывающая всю страну. Компания поддерживает функционирование 38 тыс. филиалов. Значительная их часть, свыше 25 тыс., располагается в сельской местности и на труднодоступных территориях. Это позволяет обеспечить всем гражданам, вне зависимости от места проживания, возможность пользоваться почтовыми, банковскими, социальными услугами, а также приобретать товары онлайн". Конец цитаты.

Я специально привел выдержки из отчета руководства компании «Почта России». А теперь прочитайте как обсуждали работу АО "Почты России" в Нижегородском Законодательном собрании. Комитет по государственной власти и местному самоуправлению Законодательного собрания Нижегородской области обсудил работу АО «Почта России» в октябре 2025 года. Из-за имеющихся проблем в деятельности оператора прозвучало предложение о его реформировании из акционерного общества обратно в государственное предприятие. «Либо надо создавать смежную структуру на уровне региона – государственное учреждение связи, которое возьмет на себя функции Почты России, чтобы не зря тратить бюджетные деньги. Там будут работать государственные и муниципальные служащие. Если говорить о полномочиях субъекта РФ, это вполне допустимо. Тогда будет понятно, куда мы деваем деньги. Пусть почта существует отдельно. Кто выживет – тот выживет», - цитирует «Коммерсант -Приволжье» депутата Дмитрия Беднякова.

Это мне кажется уже крик от безысходности ситуации с почтовыми услугами в области. Сейчас 10 процентов от всех почтовых отделений не работают. Всего в регионе их 956, 41 уже закрыли из-за нехватки сотрудников и помещений. К этой статистики так же можно дать комментарий. Цифры то верные, но вот вопрос – сколько отделений почты работают 3 часа в неделю. А таких почтовых отделений так же хватает. Как сообщил министр цифрового развития и связи области Алексей Синелобов, эта проблема может усугубиться, список полностью закрытых отделений пополнится. «Работникам почты сильно недоплачивают», - резюмировал министр.

Почта России предлагает выход – открывать в регионе модульные филиалы. Однако, по данным правительства Нижегородской области, запланированных 36 модулей будет недостаточно, чтобы покрыть существующий дефицит. Да и как можно туда отдать корреспонденцию или посылку, если нет полностью оформленного извещения на предмете, о чем я писал ранее. Особенно это актуально для сельской местности и удаленных районов, там ведь в каждом доме есть принтер.

Если руководство Почты России думает, что 99 процентов населения будут пользоваться всем именно в электронном виде, то они сильно ошибаются. Что делать пенсионерам в отдаленных населенных пунктах. Сегодня руководство почтовой службы не думает не только о своих сотрудниках на местах, но и о своих клиентах, жителей России. Электронная почта — это круто, но это не все. Действительно, доставка стала лучше, претензий нет, но все остальное, на «земле», становится только хуже.

В Нижегородской области год назад поменяли руководителя Нижегородского отделения «Почта России», но проблемы только усугубляются. Наверное, вопрос в системе работы АО «Почта России», а не в отдельных руководителях. О людях надо думать, искусственный интеллект — это не панацея, а помощь людям.

Дороги в России становятся лучше, не везде, но во многих местах, со второй проблемой сложнее, а вот третью бы не хотелось иметь.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Дзен перестал монетизировать статьи о политике. Если Вам понравилась статья, поддержите канал.

Если интересны рассказы о путешествиях, рассуждения и анализ развития сельского хозяйства, политики, общества, истории, подписывайтесь на мой канал «Впечатления путешественника».

Не забываем ставить лайки.