Найти в Дзене
Тапаков Руслан

Как научиться понимать красоту ювелирного искусства?

Понятие красоты — не константа. Оно меняется от эпохи к эпохе, от культуры к культуре и даже от человека к человеку. Но что же заставляет нас замирать перед изящным кольцом или колье? Как научиться видеть в украшениях произведения искусства, а не только дорогостоящие аксессуары? В этой статье мы поговорим о том, как развить в себе художественный вкус и научиться понимать истинную красоту ювелирных изделий. Вы узнаете, как формировать собственное мнение о ювелирном искусстве — без оглядки на ценник и модные веяния. Автор статьи – Руслан Тапаков, художник-ювелир, популяризатор ювелирного искусства. Восприятие красоты глубоко субъективно: оно зависит от культурного контекста, модных течений и личного опыта человека. Для одного ценно изящество минимализма, для другого — пышность барочных форм. Одно и то же украшение может выглядеть и восприниматься по‑разному в зависимости от обстоятельств — на торжественном приеме или в повседневной обстановке. Поэтому эмоциональный отклик — самый главный
Оглавление

Понятие красоты — не константа. Оно меняется от эпохи к эпохе, от культуры к культуре и даже от человека к человеку. Но что же заставляет нас замирать перед изящным кольцом или колье? Как научиться видеть в украшениях произведения искусства, а не только дорогостоящие аксессуары?

В этой статье мы поговорим о том, как развить в себе художественный вкус и научиться понимать истинную красоту ювелирных изделий. Вы узнаете, как формировать собственное мнение о ювелирном искусстве — без оглядки на ценник и модные веяния. Автор статьи – Руслан Тапаков, художник-ювелир, популяризатор ювелирного искусства.

Общаемся с коллегами, делимся опытом и показываем наши новинки на выставке
Общаемся с коллегами, делимся опытом и показываем наши новинки на выставке

Восприятие красоты глубоко субъективно: оно зависит от культурного контекста, модных течений и личного опыта человека. Для одного ценно изящество минимализма, для другого — пышность барочных форм. Одно и то же украшение может выглядеть и восприниматься по‑разному в зависимости от обстоятельств — на торжественном приеме или в повседневной обстановке. Поэтому эмоциональный отклик — самый главный критерий. Если украшение вызывает восхищение, радость от созерцания, то оно уже вышло за рамки просто дорогостоящего аксессуара.

Главная сила ювелирного искусства – умение говорить с человеком без слов. Надо только услышать его голос.

Кольцо из золота с аквамарином и морганитом. Из коллекции Руслана Тапакова. Выполнено на заказ
Кольцо из золота с аквамарином и морганитом. Из коллекции Руслана Тапакова. Выполнено на заказ

Как формируется наш ювелирный вкус?

Формирование эстетического вкуса в любой сфере — процесс многослойный. Но как это сейчас происходит у нас? Кому-то достаточно пройтись взглядом по витринам современных ювелирных магазинов. Кто‑то восхищается антикварными украшениями, где каждое изделие — история мастерства и изобретательности с невероятными решениями и исполнением. А есть те, чей вкус формируется под влиянием глобальных брендов, кинообразов и маркетинговых ходов. За рубежом это очень частая практика — продвигать что‑то уникальное.

Сегодня мировое ювелирное сообщество активно использует такие инструменты влияния:

  • амбассадоры брендов — знаменитости, демонстрирующие украшения в повседневной жизни и на мероприятиях;
  • кино и сериалы — продуманные образы героев с дорогими украшениями становятся эталоном стиля. При этом считается, что на сцене театра лучше и выигрышнее смотрится бижутерия, а не ювелирные украшения;
  • социальные сети — визуальный контент формирует представления о «правильном» ювелирном стиле.

Яркий пример из кино — новая экранизация «Мастера и Маргариты» с Юлией Снигирь. В фильме тщательно проработаны образы с украшениями от зарубежных брендов. При этом футуристическая сцена бала эффектно выделена работами российских дизайнеров. Сразу понимаешь, что у нас есть чем гордиться и что показать миру.

Кольцо Геральдическое «Парящий ястреб». Идея создать украшение с символом сокола родилась во время изучения истории Рюрика и его дружины.
Кольцо Геральдическое «Парящий ястреб». Идея создать украшение с символом сокола родилась во время изучения истории Рюрика и его дружины.

Ювелирные предпочтения разных культур

В мире нет единого стандарта красоты, каждая культура выработала свои каноны. В разных регионах и разных странах будут свои ювелирные предпочтения:

  • арабские страны любят чистое золото, ценят массивные украшения как символ статуса и достатка;
  • азиатские страны (Китай, Япония, Южная Корея) очень любят платину и белое золото — их холодный блеск ассоциируется с утонченностью и современностью;
  • США — царство хендмейда. Там ценится уникальность ручной работы, авторские решения и персонализация;
  • Индия сохранила многовековую любовь к природным камням. Индийская стилистика с её богатством деталей и символизмом оказала влияние на весь западный мир;
  • Италия славится смелыми дизайнерскими решениями. Итальянские мастера покорили многие сердца влюбленных в украшения.

А что же Россия? Какой стиль характерен для современных российских украшений?

Допустим, привычную нам 585‑ю пробу в других странах не практикуют – это заметное отличие. Но вот чтобы работы из России получили мировое признание — такого практически нет со времён Фаберже. Почему так? Возможно, дело в отсутствии системной поддержки, слабом маркетинге или чрезмерном влиянии других культур. А может, в не сформировавшемся пока еще понимании национального содержания наших вкусов и стиля.

Не пора ли нам с вами поменять это? Создать внутри себя любовь к нашему, русскому ювелирному искусству – с гордостью к себе?

Кольцо «Око Зеленого Дракона» из платины и золота с невероятной глубины изумрудом и бриллиантами. Из коллекции EXCLUSIVE Руслана Тапакова
Кольцо «Око Зеленого Дракона» из платины и золота с невероятной глубины изумрудом и бриллиантами. Из коллекции EXCLUSIVE Руслана Тапакова

Магия живого прикосновения: чтобы понять, нужно ощутить

На мой взгляд, настоящее познание ювелирного искусства возможно, когда контакт с ним не только визуальный, но и тактильный. Примерить. Поиграть украшением в лучах света, увидеть игру бликов. Почувствовать его.

На выставках я часто наблюдаю, как люди знакомятся с ювелирными работами. Сначала взгляд притягивают самые яркие и крупные украшения – они сразу привлекают внимание. Затем начинается более вдумчивое изучение: взгляд скользит по витринам в поисках чего‑то по‑настоящему удивительного. Также любопытно слушать, что отмечают посетители: удобно ли украшение сидит, насколько оно практично. Ведь любое изделие должно не только восхищать, но и быть комфортным в носке. Если автор увлекся демонстрацией своего мастерства в ущерб функциональности, то такая вещь будет скорее экспонатом, который нельзя использовать по назначению. А красота ювелирных украшений всегда должна сочетать эстетику и удобство. Очень важно изучить украшение со всех сторон – не только спереди, но и сзади! Обратная сторона – это лицо мастера.

Особенно трогательно наблюдать за примеркой, первым осторожным знакомством человека с украшением. Часто – и это приятно – с украшениями с камнями люди общаются, словно с живыми существами. Ласково спрашивают: «Пойдешь со мной?» Уверен, такое трепетное отношение становится залогом долгой и счастливой «дружбы» с украшением.

Когда люди приходят к нам в Галерею, мы какое-то время общаемся, знакомимся с гостями. Обычно встреча со «своим» украшением происходит двумя путями: либо какой-то из природных камней уже есть в списке пожеланий, либо во время разговора взгляд останавливается на одном из украшений – и тут включается магия природных камней. Они сами выбирают, кому показаться, с кем начать диалог.

Лучшее знакомство с ювелирным искусством – это живое общение!
Лучшее знакомство с ювелирным искусством – это живое общение!

Как развить в себе чувство прекрасного?

Понимание прекрасного — навык, который можно и нужно развивать.На примере классической музыки: для того, чтобы вы смогли её понимать и наслаждаться ею, сперва вы должны себя заставить ее слушать. И желательно не на искусственных носителях, а непосредственно в живом исполнении, в концертном зале. Изучать историю музыкальных стилей и эпох, знакомиться с биографиями композиторов и исполнителей, чтобы увидеть взаимосвязь музыки и личности ее создателя. Так постепенно чувство прекрасного у вас должно сформироваться.

Мне кажется, что и с ювелирным искусством точно так же. Только погружаясь в разные аспекты ювелирного дела, развивая насмотренность и обогащая свой кругозор, вы сможете развить в себе понимание прекрасного. А изучение своей истории, знакомство с шедеврами русских мастеров поможет сформировать собственное представление о нашем национальном искусстве, его корнях, традициях – и, несомненно, будущем.

«Яйцо-часы герцогини Мальборо», изготовленое фирмой Фаберже в 1902 году для герцогини Консуэло Мальборо. Находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге
«Яйцо-часы герцогини Мальборо», изготовленое фирмой Фаберже в 1902 году для герцогини Консуэло Мальборо. Находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге

Практические шаги

А вот несколько общих советов, которые помогут вам лучше ориентироваться в мире ювелирного искусства и понять, в чем настоящая ценность драгоценных украшений:

1. Посещайте музеи и выставки

Знакомьтесь с шедеврами ювелирного мастерства разных эпох, а также современными работами, чтобы увидеть актуальные тенденции и проследить, как развивалось ювелирное искусство на протяжении столетий. Анализируйте пропорции, цвет, фактуру, сравнивайте разные стили и эпохи.

Советую обязательно посетить выставку «Уникальная Россия», которая будет проходить в Гостином дворе с 23 января по 8 февраля 2026 года. Выставка соберет лучшие работы мастеров со всей России, которые вы сможете не только увидеть, но и приобрести!

2. Изучайте антиквариат

Заглядывайте в антикварные магазины, листайте каталоги старинных украшений, узнавайте историю знаковых произведений и биографию их авторов.

3. Следите за конкурсами и премиями

Очень полезно наблюдать за новинками российских и зарубежных конкурсов, где выставляются интересные и перспективные работы современных мастеров. Иногда можно встретить очень неожиданные решения.

Эксперты комиссии знакомятся с авторскими работами, выставленными на конкурсе «Золотые руки России», где я стал победителем в номинации «Лучшие украшения из платины — 2025»
Эксперты комиссии знакомятся с авторскими работами, выставленными на конкурсе «Золотые руки России», где я стал победителем в номинации «Лучшие украшения из платины — 2025»

4. Расширяйте кругозор

Читайте книги по истории ювелирного искусства, смотрите документальные фильмы о мастерах, подписывайтесь на профильные издания и блоги. Подпишитесь и на мой телеграм-канал, где я много пишу о ювелирном искусстве: ТАПАКОВ РУСЛАН. О ювелирном искусстве

5. Практикуйте осознанный выбор

Перед покупкой задайте себе несколько важных вопросов: «Почему я хочу купить именно это украшение? Считаю ли я его прекрасным? Какие эмоции оно во мне вызывает?» – это поможет вам опереться не на маркетинг или цену, а на свои собственные ощущения и свой эстетический вкус.

6. Приобщайте детей

Интересуйтесь искусством сами и увлекайте этим детей. Вместе посещайте выставки и музеи, рассказывайте истории о знаменитых ювелирах и их шедеврах. Поощряйте творчество — пусть пробуют рисовать эскизы украшений сами!

Знакомим юное поколение с авторскими работами. Возможно, так зарождается пламя творчества!
Знакомим юное поколение с авторскими работами. Возможно, так зарождается пламя творчества!

Истинным ценителям будет не лишним посетить курсы ювелирного дизайна. Они относительно доступны, а ваш кругозор точно станет шире. И кто знает – возможно, именно так ювелирный мир России обретет новый бренд в вашем лице!

Итог

Чувство прекрасного формируется не через слепое подражание, не через следование модным трендам, а через глубокое и личное понимание традиций и смелых экспериментов. Когда мы будем приходить в ювелирные магазины или к художникам-ювелирам с четко сформированными требованиями и ясным чувством прекрасного, тогда и наши украшения займут достойное место в мировой сокровищнице искусства.

Надеюсь, в скором времени у нас будет все больше поводов испытывать гордость за достижения российских художников-ювелиров — наравне с гордостью за наших спортсменов, музыкантов, скульпторов, писателей и других мастеров, чьи творения украшают мир.

Серьги из платины «Величие Российской Империи» с уникальными турмалинами. Сложная цветовая гамма и утонченная эстетика. Поистине королевское украшение. 
Из коллекции EXCLUSIVE Руслана Тапакова
Серьги из платины «Величие Российской Империи» с уникальными турмалинами. Сложная цветовая гамма и утонченная эстетика. Поистине королевское украшение. Из коллекции EXCLUSIVE Руслана Тапакова

С уважением,
Ваш Руслан Тапаков,
Художник по драгоценным металлам
http://tapakoff-art.ru

Буду рад новым подписчикам в моем Телеграм-канале: https://t.me/tapakoff_ruslan
Посмотреть мои работы: https://t.me/tapakoffjewelry