У любого спортсмена карьера начинается с детского тренера — человека, который порой становится второй мамой или вторым папой. Настоящие профессионалы редко работают с малышами: чтобы вырастить одного чемпиона, нужно вложить душу в тысячи детей. Зачем распыляться на «бесперспективных», если можно взять уже готового спортсмена?
Так случилось и в нашей истории.
Здравствуйте , меня зовут Ольга, на канале я рассказываю историю своего сына, который в 9 лет полностью потерял зрение. Весь путь преодоления от отчаяния и нежелания жить — до возможности побывать на Параолимпийских играх. Присоединяйтесь к нам, нам есть что рассказать.
Начало пути
Артём начал заниматься плаванием с 10 лет. Этот выбор получился совершенно случайно, напишу отдельно об этом позже. Первым тренером стала его учитель физкультуры в школе для слепых и слабовидящих детей.
Ирина Николаевна — дипломированный физкультурник. В молодости она занималась гимнастикой, но к плаванию отношения не имела. Однако в сфере образования детей с инвалидностью хронически не хватает кадров, желающих работать со слепыми детьми почти нет. Ирина Николаевна уже занималась с ними в школе, поэтому ей предложили вести секцию плавания.
Четыре года Артём тренировался у тренера‑гимнаста. Неизвестно, благодаря чему — чудесу или взаимному упорству, — у мальчика начали появляться результаты. Он побеждал на соревнованиях одно за другим. Получив звание мастера спорта, Артём стал интересен «настоящим» тренерам.
Переломный момент
В декабре 2024 года мне позвонил один из таких специалистов. С первых слов он заявил: если я не передам ему Артёма, сына исключат из сборной (на тот момент он входил в сборную РФ и готовился к этапу Кубка мира в Париже в мае). Тренер утверждал, что детский наставник, сам не умеющий плавать, ничего не может дать спортсмену.
В его словах была доля правды: Артём давно превзошёл Ирину Николаевну в мастерстве. Меня охватил страх: я не знала, насколько влиятельным был этот человек и как он мог помешать сыну.
Это была пятница. В понедельник мы с Артёмом должны были присутствовать на вручении губернаторской премии, где собирались министры и губернатор. На семейном совете мы решили обратиться к директору параолимпийского движения Краснодара за советом — переходить к новому тренеру не хотелось (мотивы я оставлю при себе).
Но судьба распорядилась иначе. В субботу Ирина Николаевна сообщила: Артёма переводят к новому наставнику по указу из Москвы.
Новый тренер: профессионализм без человечности
Наш новый тренер был профессиональным спортсменом — двукратным параолимпийским чемпионом, 35‑летним приезжим из Ростова, для которого тренерский опыт вновинку. Руководство из Москвы поручило ему двух «готовых» спортсменов: парня из Украины и моего Артёма.
Мы обрадовались: это был совершенно новый уровень. Ирина Николаевна, хоть и переживала из‑за расставания с Артёмом, понимала неизбежность перехода. Процесс оказался сложным — пришлось привлекать министра (эти детали опустим).
В январе 2025 года мы начали тренироваться в новом бассейне. С первого месяца отношения с тренером не заладились. Первый спортсмен уже выступал на международной арене, его результаты были лучше, чем у Артёма, к тому же он был старше на два года. Парни отличались и телосложением, и характером, но тренер выстраивал программу исключительно под «первого».
Артёму было тяжело: если с Ириной Николаевной он проплывал за тренировку 300 м, то теперь требовалось преодолевать 4–5 км.
Тренер решил, что Артём болен, и настоял на обследовании. На плановой медкомиссии (её проходят каждые полгода) он поднял шум, из‑за чего сыну запретили тренировки. Мне пришлось:
- сделать полное генетическое секвенирование;
- пройти с Артёмом УЗИ от головы до пяток;
- сделать МРТ и КТ с контрастом;
- обратиться к множеству специалистов в столице.
Результаты порадовали меня, противопоказаний не нашли. После заключений 20 врачей, подтверждающих возможность занятий спортом, Артёму дали допуск.
За эти полгода тренер ни разу нас не поддержал. Казалось, он хотел, чтобы сына «завалили» на УМО. Но мы выстояли: на Чемпионате России Артём выиграл у «главного» спортсмена все дистанции, став пятикратным чемпионом страны. Через три месяца он дважды победил на Кубке Чемпионов.
Разочарование
После получения допуска я надеялась, что Артём станет важен тренеру. Но ситуация лишь ухудшилась: сын всё больше раздражал наставника. Вероятно, причина крылась в детских травмах самого «учителя».
В марте в группу добавили ещё одну спортсменку, а в мае — четвёртого участника. Все договорённости о том, что на дорожке занимаются только двое (для незрячего мастера спорта полагается целая дорожка из‑за риска травм), были нарушены.
Стала очевидна непедагогичность тренера: он не выстраивал индивидуальные отношения с учениками, равнял всех под одного; 12-летняя девочка должна была выполнять всю программу 18-летнего мужчины; спринтеры и стайеры плыли одно и тоже; не корректировал программу после болезни спортсмена.
За 10 месяцев я вместе с новым мужем несколько раз пыталась поговорить с тренером, но его амбиции и уверенность в собственной правоте перекрывали любые аргументы.
Точка невозврата
В один октябрьский день Артёма оставили одного в бассейне, не доведя до места отдыха. В этот момент тренер перестал быть для меня наставником и педагогом — он остался лишь хорошим спортсменом.
Казалось, на этом история закончится. Но предстоящий важнейший старт в Перу поставил запятую: Артёму пришлось через две недели уехать на другой конец света с человеком, которого он ненавидел — и который ненавидел его.
А как вы считаете: тренер — это в первую очередь хороший педагог или сильный спортсмен?
Что было правильнее: остаться с детским тренером, который не был специалистом по плаванию, но вкладывал душу в ребёнка? Или перейти к олимпийскому чемпиону, заслуженному мастеру спорта?
Напишите в комментариях ваше мнение. Этот вопрос до сих пор не даёт мне покоя⏬
Читайте также:
#спорт
#плавание
#олимпийские игры
#слепоймальчикартем
#артёмкрылов